Комплексное итоговое занятие по декоративному рисованию: "Город народных мастеров"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Задачи занятия.

Образовательная: закрепить знания детей о народных художественных промыслах русских мастеров, в частности, Хохломской, Дымковской и Городецкой росписей. Обогатить эмоциональную, интеллектуальную сферу.

Развивающая: помочь детям через наглядные пособия, дидактические карты развить воображение, память, мелкую моторику, чувство цвета и эстетическое восприятие.

Воспитательная: воспитывать бережное отношение к продуктам своего и чужого творчества, чуткое отношение друг к другу и окружающему миру.

Материалы и оборудование:

  • для воспитателя и логопеда: дидактические карты с образцами росписей, наглядные пособия, наглядный материал: (письмо, посылка с гипсовыми пособиями: ложки, тарелочки, доски, и др.), кроссворд, магнитофон, кассета с записью русской народной музыки;
  • для детей: кисти №1, №2, подставка для кистей, вода, тряпочка, краски гуашевые (красная, желтая, зеленая, голубая, оранжевая и др.)

Предварительная работа:

  • покрытие гипсовых игрушек желтой, красной гуашью,
  • изучение различных народных промыслов России: дымковской, хохломской, городецкой, гжельской и др.,
  • заучивание загадок о росписях,
  • изучение и прорисовывание элементов росписей на плоских образцах,
  • составление узоров из элементов.

Ход занятия

1. Логопед: Ребята, сегодня я вас приглашаю посетить выставку в нашем музее изобразительного искусства (дети проходят к выставке).

Логопед читает стихотворение:

Когда войдешь в музей искусства откроешь тайну красоты
Слилось в нем все – и мысль, и чувства.
Талант, художник, чудо ты!

- Перед вами выставка изделий русского народного промысла. Посмотрите на эти изделия, все они украшены декоративной росписью. Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров.

- А вы умеете отгадывать кроссворды? (Да).

- Тогда начнем: (вывешивает кроссворд и дети отгадывают по загадкам).

2. Решение кроссворда.

По горизонтали:

1. По розанам и купавкам
Скачет конь вороной
И серебряною сбруей
Он звенит над землей.
Вот так удаль молодецкая
Это роспись…. (Городецкая)

2. Как называется нанесение узоров на деревянную посуду… (роспись)

3. Есть еще для вас игрушка
Не лошадка, не Петрушка,
Красавица девица
У нее сестрицы.
Каждая сестрица -
Для маленькой темница…. (матрешка)

4. Какие изделия расписывают мастера Городецкой, Хохломской, Гжельской росписи?... (посуду)

По вертикали:

1. Посуда не простая,
А точно золотая!
С яркими узорчиками,
Ягодками и листочками.
Называется она –
Золотая… (хохлома)

2. Снежно-белая посуда
Расскажи-ка: ты откуда?
Видно с севера пришла
И цветами расцвела.
Голубыми, синими,
Нежными, красивыми …(гжель)

3. Как еще можно назвать мастера, который расписывает посуду? …(художник)

4. Веселая белая глина
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней.
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбки.
А ну, назовите меня…(Дымково)

Логопед: Замечательно, вы справились с заданием. Вы ответили на все мои вопросы, значит, много знаете о декоративно-прикладном искусстве.

3. Воспитатель:

- Ребята, мы с вами не раз совершали путешествие в мир красоты и добра, в мир удивительных творений народных мастеров. Сделали с вами декоративные книжки, в которые поместили свои рисунки. Много читали об истории возникновения той или иной росписи, учили стихи, загадки. Давайте вспомним некоторые:

В Дымково, за Вяткою рекою,
Драгоценный продолжая труд.
Не ища на старости покоя
Труженицы славные живут.

В это время дети открывают книжки и показывают расписанные дымковские игрушки.

Городецкая роспись,
Как ее нам не знать…
Здесь такие узоры,
Что ни в сказке сказать.

Дети показывают Городецкие изделия.

Хохлома, хохлома
Наше чудо дивное!
Мы рисуем хохлому
Красоты невиданной.

Дети показывают хохломские изделия.

Воспитатель:

- Вы все старались, занимались всегда с интересом.

4. Сюрпризный момент: посылка с гипсовыми пособиями.

Раздается стук, воспитатель обращает на это внимание детей, выходит в раздевалку и вносит письмо и посылку. Привлекает к себе детей. Дети читают самостоятельно надпись на конверте и посылке: “Детям группы №3”.

Воспитатель:

- Давайте откроем и узнаем, кто нам прислал письмо и посылку.

Открывают посылку и письмо. В письме написано, что посылка послана с фабрики народных игрушек, за хорошие знания детей о декоративно-прикладном искусстве. Детям высланы заготовки и предлагается им самим их расписать. Распишем? (Да)

5. Воспитатель:

- Сейчас вы будете мастерами – художниками. Предлагаю вам самим выбрать заготовку для своего будущего изделия и поставить на тот стол, где стоит необходимый материал для вашей работы. Дети самостоятельно выбирают изделия и ставят на столы. Воспитатель помогает детям определиться с выбором рабочего места. Заранее столы расставлены с пособиями и красками, дидактическими картами, по которым можно определить вид искусства.

- Я вижу, вы выбрали разные заготовки, и правильно выбрали мастерскую для работы. А какие самые главные инструменты у нас? Да, это наши руки!

6. Пальчиковая гимнастика.

Умные руки – основа науки,
Руки – это лицо человека.
Руки о многом они говорят,
Глаз только видит, а руки творят!
Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни
(смотрим на раскрытые ладоши и вертим ими)
И вот эдак и вот так, не обидятся никак.
(потираем руки).
Раз, два три, четыре, пять
(хлопаем в ладоши)
Не сидится им опять.
(встряхиваем кистями).
Постучали, повертели,
Рисовать мы захотели.

Воспитатель:

- А какие пословицы вы знаете о труде?

1. “Если очень стараться, будет все получаться”,

2. “Будет терпенье, будет и уменье”,

3. “Работу делать не спеши, нельзя ее делать без души”.

Затем вместе проверить и уточнить, какую роспись дети будут наносить за тем или другим столом. За 1 столом – дымковская роспись, так как дети выбрали игрушки: лошадки, барышни, петушки. За 2 столом – Городецкая, так как дети выбрали изделия, покрытые желтой гуашью: доски, тарелочки, ложки. За 3 столом – хохломская роспись, так как дети выбрали доски, тарелочки, ложки, покрытые черной, красной, золотой гуашью.

Воспитатель обращает внимание детей на дидактические карты, образцы росписи, элементов, очередность нанесения узоров.

7. Творческая работа детей.

Дети приступают к работе, воспитатель включает запись русской народной музыки, которая играет на протяжении всей работы детей. Воспитатель следит, помогает, напоминает, советует детям в работе. По мере выполнения работы дети выставляют готовые изделия на стол – выставку.

8. Итог занятия.

Воспитатель:

- Давайте, рассмотрим, что у нас получилось. Чем мы с вами занимались? Какие росписи вспомнили? Какую поделку вы подарили бы своему другу? Почему? Все ли постарались?

- Да, ребята, вы все постарались, мне тоже нравятся все ваши работы. Их можно все отправить на ярмарку, потому что они очень красивые. Вы все постарались, вложили в них душу и сердце!

Приглашаю вас поиграть в игру. Предлагаю заглянуть на полянку и посадить там цветы: если понравилось и вам все – посадим красный цветок, а если не очень-то желтый. Затем угостить конфетами от матрешки.

Литература:

1. Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий. - М.:"Издательство Скрипторий 2003", 2008.

2. Соломенникова О.А. Филимоновские свистульки. Методические рекомендации к рабочей тетради по основам народного искусства. М.: Мозаика-Синтез, 2000.

3. Соломенникова О.А. Народное искусство в воспитании детей. Методическое пособие / Под ред. Комаровой Т.С., М.: Педагогическое общество России, 2005. – 256 с. - 8 п.л. (в соавторстве с  Комаровой Т.С., Ратановой Т.А., Быховец Г.В. и другими; личный вклад автора 2 п.л.).

4. Соломенникова О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством. М.: Мозаика-Синтез, 2-е изд., испр. и доп. 2005.

5. Соломенникова О.А. Критерии сформированности знаний о народном декоративно-прикладном искусстве и критерии сформированности умений декоративного рисования и лепки: Педагогическая диагностика детей перед поступлением в школу / Под ред. Комаровой Т.С., Соломенниковой О.А. Диагностические методики. Ярославль: Академия развития, 2006.