Программа факультативных занятий по русскому языку "Экспресс-подготовка к ЕГЭ". 10–11-е классы

Разделы: Русский язык


Школа уверенно переходит к новой форме итоговой аттестации – Единому государственному экзамену, который заменяет собой выпускные и вступительные испытания по русскому языку. Как и любой вид письменной работы, подобно сочинению, изложению или диктанту, тест требует своей технологии выполнения, а значит – своей методики подготовки.

Поскольку цель ЕГЭ – проверить знания выпускника по всему курсу русского языка, то и задания экзамена охватывают все разделы русского языка, как на теоретическом, так и на практическом уровне. А. это значит, что подготовку к новой форме аттестации нельзя откладывать на последние дни, ей стоит уделить все время обучения в старшей школе. В этом хорошим помощник может стать курс «Экспресс-подготовка к ЕГЭ», который адресован школьникам-старшеклассникам общеобразовательных учреждений, готовящимся к Единому государственному экзамену по русскому языку.

Работа с тестами требует постоянного, активного, дифференцированного тренинга.

Цель предлагаемого курса:

  • Отработка умений и навыков тестовой проверки знаний.
  • Модульное изложение материала.
  • Выявление степени готовности к итоговой аттестации в форме ЕГЭ, определение тех разделов курса, в которых по каким-то причинам выявились пробелы.
  • Повторение норм русского языка с целью не допустить речевых и грамматических ошибок при выполнении части C Единого государственного экзамена.
  • Проверка умений мыслить творчески, рассуждать логично, доказательно, грамотно излагать свою точку зрения, с опорой на анализ текста художественного произведения или жизненный опыт, формирование культуры восприятия поэтического слова.
  • Критическое осмысление чужого и своего опыта, сопоставление различных точек зрения, развитие гибкости и смелости мышления.
  • Повышение личной ответственности каждого школьника за результат работы и желание приобретать, применять и приумножать знания.
  • .В изложении теоретического и практического материала учтены наиболее часто встречающиеся ошибки абитуриентов, проанализированы самые трудные и спорные случаи. Работа построена по принципу интенсивного тренинга и служит ориентиром для повторения теоретических сведений и правил правописания, рассмотрены образцы заданий ЕГЭ последних лет.

№№

Количество часов

Время проведения

Тема

Виды деятельности

1

1

 

Что представляет собой ЕГЭ по русскому языку?

Знакомство со структурой экзаменационной работы. Запоминание того, что должен знать выпускник средней школы, как оцениваются отдельные задания и работа в целом, как проверяется экзаменационная работа, чем отличается ЕГЭ по русскому языку 2008 года от ЕГЭ 2009 года.

Словарь терминов ЕГЭ.

2

1

 

Пробный ЕГЭ.

Тест для определения исходного уровня подготовки учащегося.

Уточнение кодификатора — перечня тем курса, подлежащих проверке на экзамене.

3

1

 

Разбор заданий теста.

Практикум.

Цель: выполнение работы над ошибками, допущенными учащимися в тесте, уточнение кодификатора — перечня тем курса, требующих особого внимания и глубинного повторения.

4

1

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ КОММЕНТАРИИ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Часть 1 (А)

Фонетика (задание А1)

Методические комментарии. Практикум.

Цель: проверить знание фонетической системы русского языка и умение различать звуки и буквы, отличать гласные звуки от согласных, твердые от мягких, глухие от звонких; повторить основные фонетические закономерности: композиционные чередования ударных и безударных гласных, озвончение, оглушение и непроизношение согласных звуков в слабых позициях, то есть перед другими согласными или в конце слова, и .т.д.

5

1

 

Часть 1 (А)

Морфемика (задание А2)

Методические комментарии. Практикум.

Цель: проверить умение анализировать состав слова и проводить его морфемный разбор.

6

1

 

Часть 1 (А)

Лексика (задание А3)

Методические комментарии. Практикум.

Цель: проверить умение старшеклассников употреблять слова в соответствии с их лексическим значением.

7

1

 

Часть 1 (А)

Орфография (задания А4 — А12)

Орфограммы в окончаниях сущ., прил., прич. (задание А4)

Методические комментарии. Практикум.

Цель: проверить знание основных орфографических правил и умение применять их к специально подобранному словарному материалу: верно выбирать окончание существительных, прилагательных или причастий, определять часть речи, к которой принадлежат слова в указанных словосочетаниях, и падеж, в котором они употреблены.

8

1

 

Часть 1 (А)

Орфография (задания А4 — А12)

Употребление буквы Ь в глагольных формах (задание А5)

Методические комментарии. Практикум.

Цель: проверить навык постановки Ь после шипящих в разных глагольных формах.

9

1

 

Часть 1 (А)

Орфография (задания А4 — А12)

Орфограммы в корнях (задание А6)

Методические комментарии. Практикум.

Цель: проанализировать слова с орфограммами в корне (безударными и чередующимися гласными, а также непроизносимыми и сомнительными согласными) и выбрать тот ряд, где во всех словах пропущена одна и та же буква.

10

1

 

Часть 1 (А)

Орфография (задания А4 — А12)

Орфограммы в приставках (задание А7)

Методические комментарии. Практикум.

Цель: проверить умение разбирать слово по составу, выделять приставку, определять, к какой группе она относится и применять соответствующее правило.

11

1

 

Часть 1 (А)

Орфография (задания А4 — А12)

Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий (задание А8)

Методические комментарии. Практикум.

Цель: проверить умение определять спряжение представленных глаголов и тех глаголов, от которых образованы причастия, так как верный выбор безударного окончания глагола и гласная в суффиксе причастий настоящего времени зависят от спряжения исходных глаголов.

12

 

 

Часть 1 (А)

Орфография (задания А4 — А12)

Употребление гласных в суффиксах глаголов в неопределенной форме, существительных, прилагательных и некоторых причастий (задание А9)

Методические комментарии. Практикум.

Цель: проверить умение определять гласную в суффиксах глаголов в неопределенной форме, существительных, прилагательных и некоторых причастий.

13

1

 

Часть 1 (А)

Орфография (задания А4 — А12)

Употребление в речи частиц НЕ и НИ (задание А10)

Методические комментарии. Практикум.

Цель: проверить знание правил употребления в речи частиц НЕ и НИ, а также слитного и раздельного их написания с различными частями речи.

14

1

 

Часть 1 (А)

Орфография (задания А4 — А12)

Дефисное, раздельное и слитное написание различных частей речи: существительных, прилагательных, местоимений, числительных и наречий (задание А11)

Методические комментарии. Практикум.

Цель: проверить знания о дефисном, раздельном и слитном написании различных частей речи: существительных, прилагательных, местоимений, числительных и наречий.

15

1

 

Часть 1 (А)

Орфография (задания А4 — А12)

Основные правила орфографии (задание А12)

Методические комментарии. Практикум.

Цель: проверить уровень орфографической грамотности учеников и знание ими основных правил орфографии: н-нн в прилагательных и причастиях; употребление приставок пре- и при-; правописание гласных в суффиксах причастий настоящего и прошедшего времени; написание гласных в корнях слов (безударные, чередующиеся); о-е в различных морфемах (корнях, суффиксах и окончаниях существительных, прилагательных и глаголах); и(ы) после ц в различных морфемах; и-е в окончаниях существительных; употребление и(ы) после иноязычных приставок; разделительные Ь-Ъ знаки, а также умение классифицировать изученные орфограммы, определять условия выбора верного написания в зависимости от принадлежности к той или иной части речи.

16

1

 

Часть 1 (А)

Речь (задание А13)

 

Методические комментарии. Практикум.

Цель: проверить навыки чтения и создания текста из разрозненных предложений, соблюдая логику изложения и опираясь на сигналы зависимости одного предложения от другого.

17

1

 

Часть 1 (А)

Предложение (задания А14 — А15)

 

Методические комментарии. Практикум.

Цель: проверить элементарные навыки разбора простого предложения; выявить умение различать простые и сложные предложения и виды сложных предложений: сложносочиненные предложения с одним и несколькими придаточными; сложные предложения с сочинительной и подчинительной связью; сложные предложения с придаточными разных типов (изъяснительными, определительными, обстоятельственными).

18

1

 

Часть 1 (А)

Морфология (задание А16)

 

Методические комментарии. Практикум.

Цель: проверить элементарные знания морфологии, то есть умение определять принадлежность слова к той или иной части речи.

19

1

 

Часть 1 (А)

Культура речи (задания А17-А21)

Языковые и речевые нормы. Владение орфоэпическими нормами (задание А17)

Методические комментарии. Практикум.

Цель: проверить уровень владения учениками языковыми и речевыми нормами (орфоэпическими).

20

1

 

Часть 1 (А)

Культура речи (задания А17-А21)

Языковые и речевые нормы. Владение морфологическими нормами (задание А18)

Методические комментарии. Практикум.

Цель: проверить уровень владения учениками языковыми и речевыми нормами (морфологическими); вспомнить основные правила образования наиболее сложных для употребления в речи форм различных частей речи.

21

1

 

Часть 1 (А)

Культура речи (задания А17-А21)

Языковые и речевые нормы. Владение синтаксическими нормами (задания А19 и А20)

Методические комментарии. Практикум.

Цель: проверить уровень владения учениками языковыми и речевыми нормами (синтаксическими), то есть нормами построения словосочетаний, простых и сложных предложений различных видов.

22

1

 

Часть 1 (А)

Культура речи (задания А17-А21)

Языковые и речевые нормы. Владение лексическими нормами (задание А21)

Методические комментарии. Практикум.

Цель: проверить уровень владения учениками языковыми и речевыми нормами (лексическими), то есть умение правильно употреблять слова в соответствии с их лексическим значением и правилами лексической сочетаемости.

23

1

 

Часть 1 (А)

Пунктуация (задания А22-А28)

Знаки препинания в простых и сложных предложениях с союзом и (задание А22)

Методические комментарии. Практикум.

Цель: проверить знание правил постановки запятых в простых и сложных предложениях с союзом и и умение объяснить пунктуацию в заданном предложении.

24

1

 

Часть 1 (А)

Пунктуация (задания А22-А28)

Предложения, осложненные обособленными членами, выраженными причастными и деепричастными оборотами (задание А23)

Методические комментарии. Практикум.

Цель: проверить умение выбирать правильный вариант расстановки знаков препинания в предложениях с причастными и деепричастными оборотами, обосновывать этот выбор.

25

1

 

Часть 1 (А)

Пунктуация (задания А22-А28)

Предложения, осложненные вводными словами и конструкциями (задание А24)

Методические комментарии. Практикум.

Цель: проверить умение отличать вводные слова от сочетаний слов, которые вводными не являются, и правильно расставлять в предложении знаки препинания.

26

1

 

Часть 1 (А)

Пунктуация (задания А22-А28)

Предложения, осложненные однородными членами предложения, соединенными одиночными, парными и повторяющимися союзами (задание А25)

Методические комментарии. Практикум.

Цель: проверить умение выбирать правильный вариант расстановки знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения, соединенными одиночными, парными и повторяющимися союзами.

27

1

 

Часть 1 (А)

Пунктуация (задания А22-А28)

Тире в простом и сложном предложении (задание А26)

Методические комментарии. Практикум.

Цель: проверить умение выбирать правильный вариант постановки тире в  простом и сложном предложении: между подлежащим и сказуемым; в конструкциях с обобщающим словом при однородных членах предложения; в бессоюзном сложном предложении.

28

1

 

Часть 1 (А)

Пунктуация (задания А22-А28)

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным (задание А27)

Методические комментарии. Практикум.

Цель: проверить умение выбирать правильный вариант постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным.

29

1

 

Часть 1 (А)

Пунктуация (задания А22-А28)

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными, в многочисленных предложениях со стечением союзов (задание А28)

Методические комментарии. Практикум.

Цель: проверить умение выбирать правильный вариант постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными, в многочисленных предложениях со стечением союзов.

30

1

 

Часть 1 (А)

Текст (задания А29-А31; В1-В8)

Коммуникативная компетенция (задание А29)

Методические комментарии. Практикум.

Цель: проверить уровень коммуникативной компетенции учеников, умение прочитать текст (преимущественно публицистического характера) объемом до 300 слов, понять авторскую позицию, воспринять содержащуюся в нем информацию.

31

 

 

Часть 1 (А)

Текст (задания А29-А31; В1-В8)

Стили и типы речи (задание А30)

Методические комментарии. Практикум.

Цель: проверить умение учеников  определять стиль и тип предложенного текста.

32

1

 

Часть 1 (А)

Текст (задания А29-А31; В1-В8)

Лексический анализ текста (задание А31)

Методические комментарии. Практикум.

Цель: проверить навыки лексического анализа текста, то есть умение находить указанные лексические средства в тексте, анализировать особенности употребления отдельных слов в нем.

33

1

 

Часть 1 (А)

Текст (задания А29-А31; В1-В8)

Тропы (задание А31)

Методические комментарии. Практикум.

Цель: проверить умение определять виды тропов, то есть средств художественной выразительности, наиболее распространенных фигур речи (антитезы, инверсии, риторического вопроса и др.).

34

1

 

Часть 2 (В)

Анализ текста: смысловой, композиционный, стилистический, языковой (задание В1)

Методические комментарии. Практикум.

Цель: проверить умение самостоятельно формулировать и кратко оформлять ответ на предложенные вопросы в виде слова, словосочетания, перечня слов или цифр, внимательно читать предложенный текст и именно в нем отыскивать требуемое слово или конструкцию, предварительно вспомнив соответствующий термин или теоретический материал (выписать из указанных предложений слово, образованное определенным способом, или указать способ образования обозначенного слова).

35

1

 

Часть 2 (В)

Основы морфологии (задание В2)

Методические комментарии. Практикум.

Цель: проверить знание основ морфологии, но не на отдельных словах, а на более сложном материале (в условиях контекста).

36

1

 

Часть 2 (В)

Словосочетания. Типы связи слов в словосочетаниях (задание В3)

Методические комментарии. Практикум.

Цель: проверить умение находить в тексте словосочетания и определять тип связи в них.

37

1

 

Часть 2 (В)

Пунктуация (задания повышенного уровня сложности) (задания В4-В6)

Методические комментарии. Практикум.

Цель: проверить пунктуационную подготовку (задания повышенного уровня сложности), умение определять тип простого предложения, анализировать простое осложненное предложение, анализировать и разбирать сложное предложение.

38

1

 

Часть 2 (В)

Строение текста (задание В7)

Методические комментарии. Практикум.

Цель: проверить умение анализировать строение текста и определять лексико-грамматические связи между предложениями в нем.

39

1

 

Часть 2 (В)

Задание повышенной сложности (задание В8)

Методические комментарии. Практикум.

Цель: проверить умение находить средства художественной выразительности, использованные автором в тексте.

40

1

 

Контрольный тест

Цель: проверить подготовку учащихся к сдаче ЕГЭ (часть 1А и 2В).

  •  

1

 

Сочинение – это интересно! Что такое сочинение и как его писать?

ТРАДИЦИОННЫЕ СОЧИНЕНИЯ.

Методические комментарии.

Практикум.

Цель: объяснить особенности работы над сочинением, дать общие рекомендации, подсказки, совершенствовать навык работы с текстом.

  •  

1

 

Словари – наши помощники!

Методические комментарии.

Практикум.

Цель: показать целесообразность работы с различными видами словарей при написании сочинений, совершенствовать навык работы с орфографическим, фразеологическим словарями и словарём синонимов

  •  

1

 

Нужен ли эпиграф? Каково пунктуационное и графическое оформление эпиграфа?

Методические комментарии.

Практикум.

Цель: дать конкретные рекомендации, где и как найти и как правильно выбрать эпиграф, который пояснит основную идею, замысел автора, придаст глубину сочинению, покажет эрудицию, чувство языка, вкуса пишущего – станет важным элементом хорошего сочинения.

  •  

1

 

 

Как понять исходный текст? Определение темы и главной мысли собственного сочинения.

Методические комментарии.

Практикум.

Цель: показать важность определения темы и главной мысли сочинения, дать общие рекомендации правильного нахождения главной мысли текста.

  •  

1

 

Нужен ли план? Виды планов (вопросный, назывной, тезисный).

Методические комментарии.

Практикум.

Цель: показать значение написания чёткого и логичного плана, отражающего структурно-смысловую организацию текста, для успешного выполнения части3(С) ЕГЭ.

  •  

1

 

С чего начать? Вступление может быть в форме…

Методические комментарии.

Практикум.

Цель показать приёмы вступления, которое должно привлечь внимание читателя, заинтересовать его.

  •  

1

 

Как работать с черновиком?

Методические комментарии.

Практикум.

Цель: повторить приёмы работы с черновиком.

  •  

1

 

Составление логической схемы текста

Методические комментарии.

Практикум.

Цель: оказать необходимость составления логической схемы текста для понимания содержания и основной мысли текста, так как она показывает смысловую целостность текста и связь всех его частей.

  •  

1

 

Освоение приёмов разворачивания основной мысли (тезиса)

Методические комментарии.

Практикум.

Цель: отработать навыки самостоятельного выстраивания логических схем на основе собственного рассуждения.

  •  

1

 

Работа со средствами, обеспечивающими связность текста

Методические комментарии.

Практикум.

Цель: развивать общие навыки работы с текстом, повторить синтаксические и лексические средства связи предложений в тексте.

  •  

1

 

Средства речевой изобразительности

Методические комментарии.

Практикум.

Цель: систематизировать знания обучающихся о средствах речевой изобразительности, совершенствовать навык анализа поэтического текста.

  •  

1

 

Индивидуально-языковой стиль писателя

Методические комментарии.

Практикум.

Цель: систематизировать и обобщить знания обучающихся о художественном стиле речи, совершенствовать навык речеведческого анализа текста

  •  

1

 

Как сделать сочинение цельным, оригинальным и как эмоциональным?

Методические комментарии.

Практикум.

Цель: познакомить обучающихся с различными способами, помогающими сделать текст не скучным, а эмоциональным, совершенствовать навыки работы с текстом.

  •  

1

 

Работа над основной частью сочинения:

-Как обозначить и прокомментировать проблему?

-Как сформулировать позицию автора?

-Как выразить своё мнение?

-Как аргументировать своё мнение? Что считать жизненным, а что читательским опытом?

Методические комментарии.

Практикум (запоминание и применение «шпаргалки» - обязательных слов и словосочетаний).

Цель: повторить и систематизировать способы выражения позиции автора, совершенствовать навык школьников отражать своё отношение к проблеме с помощью оценочных слов и специальных речевых клише.

  •  

1

 

Как оформляются в тексте цитаты?

О ссылках.

Методические комментарии.

Практикум.

Цель: повторить правила цитирования, совершенствовать навыки уместного вплетения цитат в ткань собственного текста, чтобы сделать его неповторимым, ярким, убедительным, рекомендовать обучающимся ссылаться на мнения критиков по поводу анализируемого произведении.

  •  

1

 

Работа над заключением.

Методические комментарии.

Практикум.

Цель: повторить типичные цели заключения, совершенствовать навыки школьников в использовании приёмов написания заключения.

  •  

1

 

Общие рекомендации. Советы по проверке сочинения. Этапы работы. Здесь можно ошибиться. «Капканы» (Ошибки в школьных сочинениях).

Методические комментарии.

Практикум (выполнение упражнений по редактированию текстов).

Цель: повторить нормы оценки сочинений, повторить и систематизировать основные виды ошибок, встречающихся в работах учащихся, показать необходимость знаний литературных норм, соверщенствовать умение видеть их нарушение и владеть приёмами корректировки таких ошибок.

  •   

1

 

Сочинения, написанные в НЕТРАДИЦИОННЫХ ЖАНРАХ.

Методические комментарии.

Практикум.

Цель: ознакомить обучающихся с классификацией сочинений нетрадиционных жанров, дать общие рекомендации работы с такими текстами

  •  

1

 

Жанр письма (письмо к учителю, любителю современной литературы).

Методические комментарии.

Практикум.

Цель: на примерах богатейшего наследия русской литературы рассмотреть особенности сочинений , созданных в жанре письма:

  •  

1

 

Жанр публицистического стиля речи. Эссе.

Методические комментарии.

Практикум.

Цель: познакомить учащихся с жанровыми особенностями и правилами написания эссе, формировать умение составлять связные высказывания публицистического характера на морально-этическую тему.

  •  

1

 

Сочинение на свободную тему – подражание.

Методические комментарии.

Практикум.

Цель: предложить учащимся попробовать свои силы в создании текстов «по аналогии», открыть для себя мир творчества..

  •  

1

 

Жанр дневниковых записей.

Методические комментарии.

Практикум.

Цель: учить старшеклассников искренне выражать своё мнение о прочитанной книге, о своей личной жизненной ситуации, вводить синонимы, такие синтаксические приёмы, как градация, вопросно-ответные ходы, риторические вопросы, вводные слова и предложения, которые являются сигналами авторской рефлексии.

  •  

1

 

Жанр рассказа, новеллы, сказки.

Методические комментарии.

Практикум.

Цель: дать простор детской фантазии, развивать творческие способности школьников.

  •  

1

 

Жанр интервью.

Методические комментарии.

Практикум.

Цель: развивать умение школьников брать интервью у автора, у героя, у своего одноклассника, учить через ответы собеседника провести своё восприятие проблем и вопросов, затронутых в разговоре.

  •  

1

 

Жанр сновидения.

Методические комментарии.

Практикум.

Цель: познакомить учащихся с новым жанром, учить фантазировать, воображать.

  •  

1

 

«Объясните мне». Критические жанры. Рецензия, литературное обозрение, аннотации, литературные портреты, проблемные статьи, критические письма, полемические диалоги, литературные параллели.

Методические комментарии.

Практикум.

Цель: чётко формулировать для себя тему и своё отношение к поднимаемой проблеме, познакомить учащихся с характерными особенностями, проблемной статьи: риторическими вопросами, просто вопросами (к читателям к воображаемому собеседнику), риторическими обращениями.

  •  

1

 

Язык рынка. Характеристика. Резюме.

Методические комментарии.

Практикум.

Цель: познакомить учащихся с правилами составления резюме, спецификой резюме, его отличиями от характеристики, научить составлять резюме.

  •  

1

 

Итоговое сочинение на тему…

Методические комментарии.

Практикум.

Цель: выявление степени готовности к итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Задание А29 близко заданию А13, задание В5 – заданиям А23-А24, задание В8 – заданию А32 (факультативные занятия по подготовке к выполнению этих заданий могут быть совмещены).

Использованная литература:

  1. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2009 / ФИПИ. – М.: «Интеллект-Центр», 2009. – 208 с.
  2. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В., Мищерина М.А.: Единый государственный экзамен: Русский язык: Учебное пособие (под ред. Гольцовой Н.Г.) – М.: Русское слово, 2006. – 256 с.
  3. Русский язык. ЕГЭ: сборник заданий: методическое пособие для подготовки к экзамену/. Л.И. Пучкова. – 2-е изд перераб. и доп. – М.: «Экзамен», 2010. – 254 с. (Серия «ЕГЭ». Сборник заданий»).
  4. Единый государственный экзамен 2010.Русский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ – М.: Интеллект-Центр, 2010 – 256 с.
  5. Интенсивный курс русского языка: 1 000 тестов для подготовки к Всероссийскому тестированию и Единому государственному экзамену; Орфография. Пунктуация. Культура речи. Система языка. Выразительные средства. Анализ текста / О.С. Иссерс, Н.А. Кузьмина. – 2-е изд., испр. и доп. – М: Флинта: Наука, 2004. – 232 с.
  6. Иссерс О.С., Кузьмина Н.А. Интенсивный курс русского языка: Пособие для подготовки к тестированию и сочинению в правилах, алгоритмах и щпаргалках. – Москва, Прометей. 2000. – 164 с.
  7. ЕГЭ по русскому языку: Учебно-тренировочные тесты и другие материалы для 9 класса. / Т.Ю. Угроватова. – М.: АСТ; СПб.: Астрель – СПб, 2009. – 238 с.
  8. Репетиция ЕГЭ – 2007. Русский язык в контрольных и самостоятельных работах. 10 – 11 классы. Серия «Русская классическая гимназия» – М.: Темп, 2007. – 80 с.
  9. Егораева Н.В. Пособие для подготовки к экзамену по русскому языку. – М.: ВАКО, 2007 – 192 с. – (Интенсив).
  10. Егораева Г.Т. Практикум по русскому языку: подготовка к выполнению части 3 (С). – М.: Издательство «Экзамен», 2008.
  11. Антонова С.В, Склискова Т.И. Русский язык: Тренировочные задания с развёрнутым ответом: Рабочая тетрадь для учащихся образовательных учреждений. – М: Вентана Граф, 2007. – 80 с – (Практикум по подготовке к ЕГЭ).
  12. Русский язык. 9 класс. Работаем над текстом. Единый государственный экзамен. Часть С/Т.Е.Тимошенко. – М.:Дрофа, 2008. – 223 с. – (Готовимся к экзаменам).
  13. Русский язык.11 класс. Профильный курс по учебнику В.В. Бабайцевой. 2 часть./Сост. Г.В. Цветкова. – Волгоград: ИТД «Корифей». – 128 с.
  14. Подгорная В.С. Сочинение …? Это интересно! Теория и практика написания сочинений нетрадиционных жанров. ОООИПЦ «КАРО», 2000.