Рабочая программа по окружающему миру для УМК "Школа–2100". 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Роль и место дисциплины.

В начальной школе предмет “Окружающий мир” имеет особое значение в развитии младшего школьника. Он соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.

Адресат. Учебная программа адресована обучающимся первых классов общеобразовательных школ.

Соответствие федеральному государственному образовательному стандарту II-го поколения.

Данная программа построена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начальной школы.

Цели программы.

  1. Знакомство с целостной картиной мира (умение объяснять мир).
  2. Предмет “Окружающий мир” помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля. (умение определять свое отношение к миру).
  3. Рассмотрение взаимоотношения человека и окружающего его мира с разных позиций.
Задачи программы.
  1. Систематизировать немалый жизненный опыт ученика первого класса для применения этого опыта при ориентации в мире, его непосредственно окружающем. Это дом (квартира), его жители (родители, бабушка и дедушка, брат и сестра), их общая жизнь и отношения между ними, школа, учителя, друзья, двор, улица, город, неживые и живые природные богатства.
  2. Сформировать готовность к дальнейшему обучению и – более широко – вообще к непрерывному образованию.
  3. Вырастить естественно-научное и общегуманитарное мировоззрение.
  4. Предоставить максимальные возможности для формирования у ученика установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности.
  5. Сформировать знания, установки и базисные умения педагогической деятельности.
  6. Научить на практике здоровьесберегающему образу жизни.
Принципы, лежащие в основе построения программы.

Характерной особенностью этой образовательной программы является следующий принцип: учебный материал предлагается ученикам по максимуму, а учащийся должен усвоить материал по минимуму стандарта.
Личностно-ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности).
Культурно-ориентированные принципы (принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип ориентированной функции знаний, принцип овладения культурой).
Деятельностно-ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика, креативный принцип).

Требования к знаниям и умениям обучающихся первого класса.

К концу первого года обучения в рамках курса “Окружающий мир” ученик должен узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы.
Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки.
Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы.
Проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов.
Использовать естественно – научные тексты с целью поиска информации.
Использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации.
Использовать готовые модели (глобус, карта, план).
Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи  в живой природе.
Определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека. Вся серия учебников начинается и заканчивается изучением человека.
Понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения. Использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Универсальные учебные действия.

Учащиеся познакомятся со способами изучения природы и общества (с возможностями и использования фото и видеокамеры, микрофона, цифрового микроскопа). готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов.
Учащиеся научатся ставить опыты, проводить наблюдения (видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи).
Обсуждать в группах составление режима дня школьников.
Сравнить и различать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями и взрослыми.
Приводить примеры различных ситуаций поведения в школе и других общественных местах.
Моделировать ситуации поведения в школе, взаимоотношения со взрослыми, сверстниками и обсуждать их.
Обсуждать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе.
Различать направления движения предметов, используя полученную информацию. Моделировать ситуацию правильного употребления слов.
Группировать окружающие предметы по их признакам.
Исследовать предметы окружающего мира.
Сравнивать и различать их в процессе группировки.
Описывать государственную символику страны.
Исследовать исторические достопримечательности Москвы.
Различать времена года по признакам.
Объяснять и оценивать связь между особенностями жизнедеятельности растений и животных и временами года.
Измерять температуру воздуха используя соответствующие приборы.
Исследовать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний.
Рассказывать о семье.
Практическая работа: перечень обязанностей школьника в семье.
Моделировать (инценировать) в учебной игре оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми.
Ориентироваться в школьных помещениях, находить свой класс, медицинский кабинет, физкультурный зал и т.п.
Рассказывать о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи, занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями.
Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных.
Осваивать правила поведения в разных ситуациях: как вести себя дома.
Моделировать жизненные ситуации, выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе, в парке, в лесу, на реке и озере.
Наблюдать сезонные изменения в природе (во время экскурсий).
Пересказывать и понимать тексты о природе.
Различать природные объекты и изделия (искусственные предметы), характеризовать их отличительные свойства.
Измерять температуру воздуха используя соответствующие приборы.
Наблюдать во время экскурсии по своему городу (особенности пути домой, безопасность в дороге домой).
Участвовать в учебной игре о правилах пользования транспортом.
Оценивать правила поведения в разных ситуациях: как вести себя на дорогах.
Моделировать путь от дома до школы с помощью условных обозначений.
Участвовать в учебной игре о правилах пользования транспортом.
Приводить примеры использования человеком богатств природы.
Приводить примеры веществ.
Сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы.
Измерять температуру воздуха используя соответствующие приборы.
Наблюдать объекты и явления природы во время экскурсии “Времена года в нашем крае”.
Сравнивать и различать разные группы живых организмов по признакам.
Приводить примеры зависимости удовлетворения потребностей людей от природы.
Сравнивать хвойные и цветковые растения, выделять их отличия.
Различать части цветкового растения.
Сравнивать и различать деревья, кустарники и травы.
Характеризовать роль растений в природе и жизни людей.
Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности).
Сравнивать и различать объекты живой и неживой природы характеризовать их отличительные свойства.
Характеризовать роль живых организмов в природе и жизни людей.
Сравнивать и различать диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на
примере своей местности).
Оценивать влияние современного человека на природу.
Характеризовать работу людей по сохранению природы.
Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями.
Характеризовать работу людей по сохранению природы
Рассказывать об известных природных объектах.
Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста, национальности.
Извлекать информацию из конкретных примеров поведения в природе.

Специфика программы.

Состоит в том, что она, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в развитии и воспитании личности.

Основные содержательные линии курса.

Основные содержательные линии предмета “Окружающий мир” определены стандартом начального общего образования второго поколения и представлены в примерной программе содержательными блоками “Человек и природа”, “Человек и общество”.

Виды, типы уроков и формы их организации.

Используется фронтальная работа, групповая работа, работа в парах, индивидуальная форма организации урока.
Программа предусматривает проведение следующих видов занятий: традиционных уроков, экскурсий, лабораторных работ, обобщающих уроков, уроков-презентаций.

Итоговый контроль

Два раза в год (в полугодие) оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста, который включает вопросы (задания) по основным проблемам курса.
Текущий контроль, по изучению каждого основного раздела, проводится в форме устного опроса, диктанта, проверочной работы на печатной основе.
Два раза в четверти для оценки знаний и умений учащихся проводить контрольную работу.

Объем и сроки изучения

Программа курса общим объемом 66 часов в год, (2 часа в неделю), в том числе экскурсии – 4. Изучается в течение всего года.

Библиографический список: для учащихся, для учителя.

Для учащихся.

  1. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Я и мир вокруг: учебник для 1 класса. 2 ч. М.: Баласс, 2009.
  2. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Раутиан А.С. Рабочая тетрадь к учебнику “Окружающий мир” 1 класс М.: Баласс, 2008.
  3. Вахрушев А.А., Бурский О.В., Родыгина О.А. Самостоятельные и итоговые работы к учебнику “Окружающий мир” (“Я и мир вокруг”) для 1 класса М.: Баласс, 2008.

Для учителя.

  1. Вахрушев А.А. Методические рекомендации. Окружающий мир, 1-й класс.
  2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 .10.09 г. № 373 “Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования”.
  3. Общеобразовательная система “Школа 2100” htt://www.school 2100.ru

Приложение 1.
Приложение 2.