Авторская поэзия: мастерская стиха. Виды рифм. А.С. Пушкин. "Зимняя дорога"

Разделы: Начальная школа


Учебник: Чуракова Н.А. Литературное чтение: Учебник для 4 кл. В 2-х ч.– Самара: Изд. “Учебная литература: Издательский дом “Федоров”, 2010.

Тип урока: урок нового материала.

Цель урока: Познакомить учащихся с произведением А.С. Пушкина “Зимняя дорога”, вызвать в их сознании и воображении образы и картины, которые находятся в центре стихотворения, с использованием в тексте перекрёстной рифмы.

Задачи урока:

  1. Выделяя элементы стихосложения (рифма…) подвести учащихся к пониманию себя как читателя, почему стихотворение вызывает те или иные чувства, как читать стихотворение, чтобы лучше выразить свои переживания.
  2. Актуализировать имеющийся опыт наблюдения за отдельными элементами стихотворения.
  3. Продолжать работу по развитию правильности, выразительности, осознанности чтения, умений работать с поэтическим текстом.
  4. Содействовать формированию эстетического отношения к действительности, развивать эстетическую восприимчивость детей.

Оборудование:

  • Иллюстрация к стихотворению “Зимняя дорога” А.С. Пушкина.
  • Эпиграф А.С. Пушкина:
    Рифма, звучная подруга
    Вдохновенного досуга
    Вдохновенного труда…”
  • Карточки со словами: борзая, ямщик, хаты, вёрсты.
  • Бабочки на магнитах (для графического изображения рифм).
  • Выставка книг, сборников стихотворений А.С. Пушкина.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний.

– Скажите, над какой темой мы работаем? (Авторская поэзия: мастерская стиха.)
– Как вы думаете, чтобы создать стих, что автор должен знать об этом жанре литературных произведений? (Признаки стихотворений?) (Рифма, звукопись, интонация, ритм, запись строфы, изобразительные средства, метафоры, сравнения, эпитеты – как краски у художника.)
– Причём, каждый поэт все приёмы использует по своему, в этом и заключается его творчество (мастерство).
– Мы продолжаем знакомиться с рифмами.

Прочитайте, как А.С. Пушкин сказал о рифме (чтение с доски).

О чём говорил поэт? (Рифма, стихотворение рождаются и на отдыхе, и в труде.)
– Какие виды рифм знаете? (Парные, перекрёстные, охватные.)
– На прошлом уроке работали с какой? (Парной.)
– Расположите графически бабочек соответственно этому виду (на доске ученик расставляет бабочки
*
*
*
*
)

III. Проверка домашнего задания.

Какое дома читали стихотворение? Какая там рифма? (Выразительное чтение учащихся.)
Какие слова рифмуются?

(В. Маяковский “Тучкины штучки”, парная рифма.)

– Дома вы подбирали стихотворения с такой же рифмой (чтение нескольких стихотворений)
– Где ещё могут использованы парные рифмы? (В малых жанрах фольклора.)
– Кто подобрал? (Заслушиваются несколько.)

IV. Творческая работа.

– А сейчас, каждый из вас попытается стать поэтом. Подберите рифмы к словам:

летели –
(метели)
лужа –
(стужа)

(Слова записываются на доске.)

– Попробуйте сочинить стихотворение. (Коллективное сочинение).
– Какую рифму использовали? (Парную.)
– А если поменяю местами второе и третье слова, какая рифма получится? (Перекрёстная.)
– Переставьте графически бабочек соответственно этому виду (ученик на доске переставляет бабочки
*
*
*
* )

V. Физкультминутка.

Еле, еле, еле, еле
Завертелись карусели
А потом кругом, кругом
Всё бегом, бегом, бегом
Тише, тише, не спешите!
Карусель остановите,
Раз, два, раз, два
Вот и кончилась игра!

– Заметили, есть рифма? Какая рифма по виду? (Парная.) Какие интонации почувствовали?

VI. Работа над новым материалом.

1) Перейдём к рассмотрению другой рифмы. Познакомимся со стихотворением А.С. Пушкина “ Зимняя дорога”.
– Что вы знаете об авторе? (Ответы учащихся.)
– Да, Пушкина называют солнцем русской поэзии. Вы читали сказки и стихи поэта. (Какие?) Немало знаете наизусть. Для каждого русского человека Пушкин не только гениальный поэт, но и друг, добрый советчик.

2) – Прочитайте название стихотворения (“ Зимняя дорога”).
– Как думаете, о чём стихотворение? (О дороге.)

Предыстория написания стихотворения. (Заранее одному из учеников даётся задание– найти историю написания стихотворения.)

3) – Посмотрите на иллюстрацию к стихотворению. Какое настроение на рисунке?

4) – В тексте встретятся слова:
борзая
ямщик
хаты
вёрсты
– Как понимаете? (Выслушиваются предположения детей, затем даётся объяснение слов из Толкового словаря Ожегова заранее подготовленными учащимися.)

5) Выразительное чтение стихотворения учителя.

6) – Первое впечатление? Понравилось? Какое настроение?

7) – Ещё раз прочитаем. (Настрой на чтение.)
– Проследите, как автор передаёт грусть, тоску)

8) – Какие слова рифмуются?
туманы
луна
поляны
она

– Какую рифму использовал поэт? (Перекрёстную.)
– А почему? Зачем? (Чтобы передать монотонный бег, печаль, тоску, грусть.)
– А почему не парную рифму? (Не подходит.)

9) – Какие образы рисует поэт?
– Что видит вокруг? (Глушь и снег.)
– Какие звуки будят “скучную дорогу”? (Звон однозвучного колокольчика.)
– Какие слова-краски использовал поэт? (Луна льёт свет-метафора, однозвучный колокольчик-звукопись “о”, эпитеты.)
– Как будете читать это стихотворение? (Медленно, делая паузы.)

10) Работа над выразительным чтением.

11) По рифмам из стихотворения попробуйте сочинить своё стихотворение:
туманы
луна
поляны
она

(В рамках времени, это задание можно предложить выполнить дома.)

VII. Домашнее задание.

Выучить стихотворение, подобрать стихи с перекрёстной рифмой.

VIII. Итог урока. Оценка работы класса, учеников.

– Что вам запомнилось ярче всего на уроке?
– Какую рифму использовал А.С. Пушкин? Зачем?
– На следующий урок познакомимся с произведением, где используется охватная рифма.