Интегрированное занятие в старшей группе детского сада "Наша любимая сказка"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

Помочь детям оживить и закрепить в памяти ранее прочитанную сказку “По щучьему веленью”. Развивать интерес к событиям, изображённым в сказке. Учить узнавать сказку по традиционному сказочному зачину: Жили-были…” и концовке: “Вот и сказке конец, а кто слушал молодец”, объяснять, почему это литературное произведение называется волшебной сказкой, оценивать характер героя. Совершенствовать навыки счёта по образцу на слух в пределах 7. Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах десяти, ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа, умение определять пространственное направление относительно другого лица: слева, справа, впереди, сзади. Учить узнавать на предложенной незнакомой картинке форму знакомых геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Закрепить навыки работы со счётными палочками. Развивать мышление, воображение, быстроту реакции.

Дидактический наглядный материал: Кукла Емеля, картинки с последовательным изображением сказки.

Демонстрационный материал: Снежные комочки 21шт., цифровые карточки 3 шт. (6.7.8.), картина с изображением предметов и разрезные карточки: впереди, сзади, справа, слева, карточки с цифрами от 1 до 7 (допускается точечный вариант (Рисунок 11). (Рисунок 10)

Раздаточный материал: Карты цветные, “снежинки” одинаковой формы (по 8 штук на каждого ребёнка), наборы счётных палочек, фишки.

Методические указания: Игровая ситуация “Путешествие по сказке”

I-я часть.

Воспитатель: Ребята, вы знаете много сказок о людях и животных. Сегодня мы вспомним одну из таких любимых и волшебных сказок, а какую, угадайте сами:

– Уплетая калачи
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)

(Из русской народной сказки “По щучьему веленью”). (Рисунок 1)

Воспитатель:

– Почему эта сказка любимая? (Мы её читали, рассказывали, драматизировали, играли в настольные игры, лото, рассматривали иллюстрации разных художников, смотрели мультфильм и т.д.). (1)

– А почему она волшебная, мы узнаем, если правильно ответим на вопросы викторины, и поможем нашему герою расставить иллюстрации по порядку (Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4):

  1. Итак, жил-был Емеля (2) (Приход куклы Емеля). (Рисунок 1 – к.1, 2 – к.1)
  2. Какую рыбу Емеля поймал ведром в проруби? (Рисунок 1 – к.2, 2 – к.2)
    а) щуку
    б) акулу
    в) карася
  3. Какие слова должен был произнести Емеля, чтобы любое его желание исполнилось? (Рисунок 1 – к.3, 2 –к.3)
    а) “По щучьему велению, по моему разумению…”
    б) “По щучьему велению, по моему желанию…”
    в) “По щучьему велению, по моему хотению…”
  4. На чём Емеля поехал в лес рубить дрова? (Рисунок 2 – к.4)
    а) на печи
    б) на санях без лошади
    в) пешком
  5. На чём Емеля отправился к царю во дворец? (Рисунок 3 – к.5)
    а) на печи
    б) на санях
    в) на телеге
  6. Куда царь посадил свою дочь Марью и Емелю? (Рисунок 1 – к.6, 3 – к.6)
    а) в колодец
    б) в бочку
    в) в темницу
  7. Что случилось с Емелей, когда они с царевной выбрались из бочки и оказались на берегу? (Рисунок 1 – к.7, 3 – к.7, 4)
    а) он научился летать как птица
    б) он заснул крепким сном
    в) он стал умным и красивым

– Все ли страницы на своём месте?
– Что изменилось сейчас? (меняю местами страницы 2–3 раза).
– На каких страницах происходит волшебство? (Можно усложнить последовательность у викторины: вопросы не по порядку, а вразброс.)

II-я часть.

Однажды решил Емеля построить снежную крепость. Сначала слепил 6 снежных комков. Подумал, что этого мало, скатал на один комок больше (Сколько нужно отсчитать кругов?) (Рисунок 5)

После выполнения задания воспитатель выясняет, почему дети отсчитали столько кругов (я отсчитал 7 кругов, потому что семь больше шести на один).

Невысокая крепость получилась у Емели, и слепил он на один ком (круг больше), чем во второй раз.

– Какое число получилось?

Почему отсчитали восемь кругов?

(Воспитатель обращает внимание на количество кругов на всех трёх полосках.)

– Каким числом вы обозначили количество кругов на первой, второй, третьей полосках: 6, 7, 8? Что можно сказать о числе семь? (Семь больше шести на один, но меньше восьми на один.) Иди Маша обозначь количество цифрой 6, 7, 8. (3)

III-я часть. Работа с раздаточным материалом.

Игровое упражнение “Узор из снежинок”.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает магнитную доску.

– На какую фигуру похожа доска?
– Что есть у магнитной доски? (Жестом показывает стороны и углы.)

Предлагает ребёнку показать стороны и назвать их (верхняя сторона, нижняя сторона). Воспитатель показывает и называет углы и даёт задание на цветных листах: “Положите снежинку в правый верхний угол и т.д.” (После выполнения каждого задания воспитатель уточняет: “Где положили снежинки?”). (Рисунок 6)

Игра-эстафета “Кто быстрее соберёт льдинки”.

(Игра – эстафета заменяет физкультминутку.)

Дети делятся на две команды. Воспитатель предлагает разложить льдинки в две корзины.

Первая команда выбирает все плоские “льдинки”, вторая – все объёмные. В процессе проверки дети называют форму “льдинок” (треугольная, овальная, круглая, квадратная, прямоугольная). (Рисунок 7)

В это время работа в паре “Собери сказочную картинку”.

А мы расскажем что, где находится, и какой формы названные предметы (справа квадратные, крыши дома треугольные, прорубь – впереди – круглая, ёлки – сзади – треугольные и т.д.). (4) (Рисунок 8, Рисунок 9)

Пришёл Емеля с улицы и опять на печь завалился, а невестки ему говорят: “Емелюшка, сходи за дровами”. А он им: “Ладно, только поиграю с детьми в игру “Назови соседей”.

IV-я часть.

Воспитатель: А сейчас Емеля расскажет нам, как проходят у него дни недели, а я расставлю карточки, которые помогут нам их запомнить.

Мы спросили у Емели:
– Назови нам дни недели.
Стал Емеля вспоминать,
Стал Емеля называть:

Понедельник.

Дядька крикнул мне “Бездельник”
Это было в понедельник.

Вторник.

На забор залез, и дворник
Гнал меня во вторник.

Среда.

В среду я ловил жука
И свалился с чердака.

Четверг.

Воевал в четверг с котами
И застрял за воротами.

Пятница.

В пятницу дразнил собаку –
Изорвал себе рубаху.

Суббота.

А в субботу – вот потеха! –
На свинье верхом поехал.

Воскресенье.

В воскресенье отдыхал –
На мосту сидел, дремал.
Да с моста свалился в реку.
Не везёт же человеку!
Так у нашего Емели
Дни недели пролетели! (5)

– Спасибо, ребята, мне с вами было очень интересно, вы хорошо отвечали, считали, рассказывали, помогали, но мне пора обратно в сказку, невестки наказали дров привезти. А добраться я могу только на печке, помогите мне и выложите из счётных палочек “сказочную печку” (работа со счётными палочками). (Рисунок 12, Рисунок 13)

Итог: Емеля говорит: “Вы хорошо отвечали, считали, рассказывали и даже помогли мне собрать мою “сказочную печь”. Теперь я смело могу ехать в лес за дровами.

Поехал Емеля в лес за дровами. А мы на улицу играть в снежки.

Список литературы:

  1. О.А. Шорохова “Играем в сказку”.
  2. Н. Коскова “В некотором царстве”.
  3. И.А. Помораева, В.А. Позина “Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада”.
  4. М.К. Кулагина “Занятия по математике в детском саду”.
  5. А. В. Аджи “Конспекты интегрированных занятий в старшей группе”.