Урок-концерт "Д.Б. Кабалевский — выдающийся композитор XX века"

Разделы: Музыка


Цели:

  • Способствовать сохранению и популяризации творческого наследия Д.Б. Кабалевского, формированию музыкальной культуры юных музыкантов через изучение и исполнение произведений Д.Б. Кабалевского.
  • Проследить историю создания некоторых произведений для детей.
  • Обобщить и увеличить теоретические знания учащихся по музыкальной литературе.

Задачи:

  • Знакомство учащихся младших и средних классов ДШИ с биографией и творчеством Д. Б. Кабалевского.
  • Прослушивание произведений Кабалевского.
  • Расширение кругозора учащихся, их приобщение к музыкальной культуре ХХ века.
  • Воспитание их исполнительской и слушательской культуры.

Оборудование: фортепиано, музыкальный центр, портреты Д.Б. Кабалевского разных периодов жизни.

Ход урока-концерта

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством выдающегося композитора XX века Дмитрия Борисовича Кабалевского (1904-1987), классика советской музыки, общественного деятеля, просветителя и педагога, влияние личности которого на культурную жизнь нашей страны огромно.

Д.Б. Кабалевский сочинял почти во всех музыкальных жанрах. Он автор 4 симфоний, 5 опер, оперетты, инструментальных концертов, квартетов, кантат, вокальных циклов, Реквиема на стихи Р. Рождественского, музыки к театральным постановкам и кинофильмам, большого количества фортепианных пьес и песен. Его музыка проникнута интонациями и ритмами, характерными для эпохи построения социализма. В ней преобладают солнечные тона, ясная песенная мелодика, жизнерадостная энергия, задор, юмор, оптимизм.

Сегодня мы с вами будем слушать произведения Дмитрия Борисовича в исполнении учащихся. Он написал много пьес для фортепиано, скрипки, виолончели, которые играют маленькие музыканты. Сочинял музыку к веселым радиопередачам, к детским спектаклям. Его по праву называют молодежным композитором. Его работа с детской аудиторией началась ещё в студенческие годы. Преподавая в музыкальной школе, Кабалевский столкнулся с почти полным отсутствием детского педагогического репертуара и начал сочинять для своих учеников несложные, но интересные для исполнения и по тематике произведения. Это и было началом его музыкально-педагогической деятельности, длившейся всю жизнь. К юношеской теме в музыке, одной из своих самых любимых, он обращается на протяжении всего своего творчества.

Сейчас мы послушаем фортепианную пьесу Д.Б. Кабалевского под названием "Клоуны" в исполнении ученицы 2 класса. В этой пьесе 3 части. Первая и третья части похожи по звучанию. Композитор средствами музыкальной выразительности передает разные образы. Звуками рассказывает о двух клоунах - веселом и грустном. У веселого клоуна все получается легко, а грустному не везет, все он делает неуклюже. Обращаем внимание на быстрый темп, динамические оттенки музыки. (Звучит пьеса).

Дмитрий Борисович Кабалевский родился в Петербурге. С детства его увлекали самые разные занятия: он рисовал, лепил, писал стихи и рассказы, играл на фортепиано. В 14 лет он серьёзно занялся музыкой. Это было трудное послереволюционное время. "Взятое напрокат пианино стояло в нетопленной комнате - зимой здесь было несколько градусов ниже нуля, - вспоминает Дмитрий Борисович. - Надев на себя все, что мог - от валенок до ушанки, - я садился за плохонький инструмент и распухшими от холода и недоедания, растрескавшимися пальцами начинал учить заданный урок: Играл упражнения и гаммы, играл этюды и пьесы. Уж очень хотелось стать настоящим музыкантом:". За 6 лет Кабалевский сумел закончить музыкальную школу, техникум и поступить в Московскую консерваторию сразу на 2 факультета - композиторский и фортепианный. Ещё в годы учёбы в техникуме будущий композитор настолько увлекся творчеством, что директор, заразившись его энтузиазмом, открыл в техникуме композиторское отделение. Правда, Кабалевский оставался его единственным студентом почти полгода. Годы учёбы были интересными и насыщенными. Он занимался спортом, посещал школу живописи и рисования. С шестнадцати лет ему пришлось подрабатывать и помогать семье. Он рисовал плакаты, служил почтальоном, преподавал, играл в кинотеатре на сеансах тогда еще немого кино. Правда, последнее длилось недолго. По воспоминаниям самого композитора, на сеансах комедий он так смеялся, что не мог играть, за что и был уволен. Уже в студенческие годы музыка превратилась в смысл его существования. В 1929 году он блестяще сдал выпускные экзамены в консерватории, и его имя написали золотыми буквами на мраморной Доске почета. А через десять лет Дмитрий Борисович стал профессором той же консерватории и оставался им на протяжении 50 лет.

Сейчас мы послушаем ещё одну из его пьес - "Рондо-марш" в исполнении ученицы 6 класса фортепиано. Музыка бодрая, четкая, решительная. Под нее хорошо шагать в строю. Это марш. Звучит он смело, гордо, кажется, что он зовет ребят в поход. (Звучит пьеса.)

Для своих юных друзей композитор не только писал музыку. Он прилагал много сил к тому, чтобы они узнали и почувствовали её красоту, поняли и полюбили ее, нашли в ней друга. Ведь музыка передает все чувства и переживания, которые человек испытывает в жизни. По радио, с концертной эстрады Дмитрий Борисович читал лекции, вёл увлекательные беседы о музыке. Их целью было научить слушателей и в первую очередь детей понимать искусство. Аудиторией Кабалевского стали миллионы зрителей и слушателей. Но всё это оказалось лишь подготовкой к главному делу последних десятилетий жизни композитора - созданию программы обучения детей музыке в общеобразовательной школе, по которой и сейчас работают многие школы нашей страны. Главной целью программы было увлечь детей музыкой, приблизить к ним это прекрасное искусство, таящее в себе огромные возможности духовного обогащения человека.

А теперь поговорим о вальсе. Что такое вальс? Это плавный, с кругообразными движениями, очень красивый танец в трехдольном размере, который танцуют парами. Возник он два века назад, дожил до наших дней и до сих пор пользуется неизменной популярностью во многих странах. Вальс называют вечно юным. Характер музыки может быть задумчивым, спокойным, грациозным, драматичным, взволнованным, порывистым, летящим, порхающим и т. д. Под эту музыку можно танцевать, а можно просто слушать. Послушаем "Вальс" Д. Кабалевского в исполнении на фортепьяно. Музыка легкая, плавная, подвижная, под нее хочется танцевать и кружиться.

Особое место в творчестве Кабалевского занимают песни для детей. Их очень много. Но некоторые особенно полюбились детям. Одна из них - "Наш край". Написать её Дмитрия Борисовича попросили сами ребята, когда он отдыхал в Доме творчества композиторов под Москвой. Причем, написать надо было к утру следующего дня, чтобы они успели её выучить и исполнить на конкурсе. Композитор просидел за работой всю ночь, но просьбу выполнил. А через день он уже слушал на концерте новую песню, которая заняла первое место на конкурсе. И сейчас многие знают эти замечательные слова: "То берёзка, то рябина, куст ракиты над рекой. Край родной, навек любимый, где найдешь еще такой..." (Звучит песня "Наш край" в исполнении учащихся 3 класса).

В учебнике "Фортепианная игра" есть сатирические частушки про Петю, в которых высмеивается ленивый мальчик Петя, который в лагере отдыха не ходит на зарядку, не хочет мыться, дежурить, принимать участие в общих делах. Исполняет песню дуэт учениц 1 класса под собственный аккомпанемент в изложении для фортепианного ансамбля.

Работу композитора Кабалевский сочетает с деятельностью педагога-просветителя. Он возглавляет конкурсы юных музыкантов, принимает самое активное участие в создании хоровых студий, проведении фестивалей искусства, для которых пишет новые замечательные произведения. Публикуются его статьи, книги "Про трех китов и про многое другое", "Как рассказывать детям о музыке?" и другие, в которых он доказывает необходимость всеобщего музыкального образования. Он бывает в гостях у ребят, переписывается с ними, помогает им. Умный, добрый друг, он очень внимательно относился к вопросам и просьбам юных любителей музыки. Почти ежегодно Кабалевский бывал в каком-нибудь детском лагере. Впервые попав в "Артек" в 1935 г., он стал почетным артековцем. В последний период жизни большинство своих произведений он пишет или для детей и юношества или о них.

Много лет выпускники прощаются со школой под мелодию проникновенной песни Кабалевского "Школьные годы". Это замечательный, слегка грустный, задумчивый и романтичный школьный вальс: "В первый погожий сентябрьский денек робко входил я под школьные своды..." Послушаем это произведение в исполнении вокального ансамбля.

Сегодня мы познакомились с творчеством замечательного композитора, педагога, общественного деятеля Д.Б. Кабалевского. Надеюсь, что вам понравились его произведения, написанные для детей, у вас появился интерес к творчеству композитора и желание лучше узнать и исполнять его музыку.