Путешествие в музыкальный театр

Разделы: Музыка


Тема четверти: “В музыкальном театре”.

Класс: 4.

Форма урока: урок-погружение.

Цель урока: обобщить и применить раннее полученные знания в новых условиях.

Задачи урока.

Воспитательные:

  • прививать уважение и любовь к прекрасному, к искусству, к литературе;
  • прививать чувства любви и патриотизма к Родине.

Развивающие:

  • продолжать развивать понимание взаимосвязи и взаимодополнения литературы, музыки, в том числе на примере театральных жанров (оперы, балета, мюзикла);
  • продолжать развивать первоначальные навыки владения музыкально-слуховым анализом музыкальных произведений;
  • продолжать дальнейшее развитие творческих способностей учащихся.

Обучающие:

  • закрепление понятия выразительные и изобразительные интонации, понятия оркестрового, инструментального и вокального тембра;
  • повторение и закрепление понятий опера, либретто, темпа, динамики, регистра.
  • осознание наиважнейшей связи музыкальном искусстве между композитором, исполнителем и слушателем.

У.: Здравствуйте, ребята. Сегодня я встречаю вас не с пустыми руками. Что у меня в руках?

Д.: Это программка.

У.: Она нас сегодня пригласит совершить путешествие в музыкальный театр на оперный спектакль. Но сначала настроимся. Давайте вспомним, что такое опера и в чем ее особенности? Для чего нужно либретто? Итак, либретто - это литературная основа музыкального спектакля. Мы постараемся проследить в опере взаимодействие музыки и литературы, а так же изобразительного искусства, мы вникнем в творческую мастерскую композитора и исполнителей, мы постараемся быть благодарными зрителями и слушателями.

Предметом нашего пристального внимания станет опера- былина Н.А.Римского-Корсакова, созданная на основе песенных и эпических памятников народной поэзии о былинном герое Садко. Вот он, новгородский гусляр Садко, мечтающий побывать в разных странах и прославить новгородскую землю. Широко и свободно льется песня главного героя и его дружины “Высота. Высота поднебесная…”. Давайте мы поддержим пение Садко и его дружины игрой на музыкальных инструментах (игра может носить разнообразные инструментальные вариации).

У.: Садко и его дружину провожают именитые гости. В их числе гость из Веденца, то есть из солнечной Венеции. Давайте почитаем и подумаем, о чем будет петь Веденецкий гость? Выразительно прочитайте слова гостя из славного Веденца.

“…Город прекрасный, город счастливый,
Море царица, веденец славный!
Тихо порхает ветер прохладный,
Синее море, синее небо…”.

У.: В чем особенность его речи? Можем ли мы представить, как он выглядит?

Д.: Он красив, приветлив, обоятелен, жизнерадостен. Он богато одет. У него веселый нрав. Он нам всем нравится, он нравиться новгородцам.

У.: Как вы думаете, создавая музыкальный портрет Веденецкого гостя, какими музыкальными средствами выразительности воспользуется композитор? Какой тембр голоса выберет Н.А.Римский-Корсаков для гостя из Италии? Какой темп в музыке выберет композитор?

Д.: Наверно, это будет баритон, который будет исполнять свою песню в легком подвижном и танцевальном движении. Звучит вторая песня Веденецкого гостя из 4 картины оперы “Город прекрасный, Веденец славный…”.

У.: Невозможным становится создание музыкального портрета без звучания симфонического оркестра во главе с дирижером. Попробуем представить себя на месте руководителя оркестра и продирижировать воображаемым оркестром.

У.: Еще один гость рассказывает о своей загадочной, чудесной стране. Давайте послушаем вступление и начало арии гостя. Композитор своей музыкой живописует колорит этой страны. В чем особенности звучания этого фрагмента?

Д.: Музыка звучит загадочно, наполнена негой и истомой. Звучит музыкальный фрагмент песни Индийского гост я(4 картина).

У.: Как вы думаете, из какой страны приехал гость? Давайте послушаем, о какой стране поет гость.

Дети убеждаются, что это гость из Индии.

“…Не счесть алмазов в каменных пещерах,
Не счесть жемчужин в море полуденном
В далекой Индии чудес…”.

У.: Первым рассказывает о своей стране гость из Скандинавии (варяжский гость). Давайте попробуем выразительно прочитать текст первого четверостишия. (Несколько человек стараются выразительно прочитать текст арии варяжского гостя).

“…О скалы грозные дробятся с ревом волны.
И с белой пеною, круден идут назад;
Но твердо серые утесы выносят волн напор,
Над морем стоя…”.

У.: Ребята, какие выразительные интонации мы слышим в речи гостя?

Д.: Мы слышим волевые мужественные решительные бескомпромиссные интонации гостя-воина, завоевателя.

У.: Мы можем зрительно представить портрет этого героя? Каков он?

У.: А теперь, давайте посмотрим, как представил викинга кинорежиссер А. Птушко в одноименном кинофильме, созданном на основе былинных сказаний и музыки Н.А.Римского-Корсакова к опере.

У.: Ребята, а какой будет его музыкальный портрет? Давайте попробуем пофантазировать и представить портрет варяжского гостя. Для этого мы воспользуемся сундучком композитора, где находятся музыкальные средства выразительности. Итак, какой мы возьмем темп? Какому голосу мы поручим исполнять партию северного гостя? А симфонический оркестр будет участвовать? Какие инструменты симфонического оркестра должны обязательно прозвучать? Давайте попробуем спроецировать на фортепиано, сочиненный вами портрет (варианты решений могут быть разными, учитель отреагирует относительно ситуации).

У.: Давайте послушаем и сравним нами составленный музыкальный портрет варяжского гостя с музыкой маэстро Н.А.Римского-Корсакова. Звучит вступление и 1 куплет песни Варяжского гостя.

Д.: Здорово! Обратите внимание, что главным подсказчиком в оперной музыке является литература. Именно текст нам подсказывает правильные выразительные интонации, подтверждение которых мы находим в музыке с помощью музыкальных средств выразительности.

У.: Прослушав далее песню, мы обратим внимание на вокальное мастерство нашего замечательного солиста Большого театра Марка Рейзена. Помогут нам в восприятии музыки наши руки. Они чутко отреагируют на самые важные слова в предложениях, на окончания музыкальных предложений, на динамику в музыкальном фрагменте.

У.: Что скажите? Певец- исполнитель смог передать выразительные интонации своего героя? - Безусловно. А вы обратили внимание, что певец-исполнитель не только искусно исполнил партию своего героя, но и создал музыкальный образ- портрет своего героя…

Оперный спектакль закончится, приоткрыв нам тайны создания оперы: секреты композиторского мастерства ,секреты исполнительского искусства певцов и музыкантов-инструменталистов во главе с дирижером, а так же показав нам удивительные тайны содружества и взаимодействия литературы, искусства кино и волшебной страны музыки. Класс поет песню О.Юдахиной, сл.С.Лежневой “Волшебная страна”:

“ …Волшебная страна -
Созвездие чудес,
Нас поведет по млечному пути…
Волшебная страна, созвездие чудес
Ее с тобой сумеем мы найти…”.

А что у нас, зрителей и слушателей, останется в душе? В памяти? В сердце от встречи с музыкальным театром?

Д.: Радость от встречи с большим искусством, память о новгородском гусляре Садко, воспевающем русскую землю, яркость минут встречи с музыкой русского композитора Н.А. Римского-Корсакова. В заключении звучит еще раз песня-хор “Высота, высота поднебесная…”.

У.: Спасибо всем, ребята, за работу на уроке. Вы все были молодцы!