Сюжетно-игровые физкультурные занятия как средство развития двигательных умений и навыков

Разделы: Работа с дошкольниками


Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого ребенка. Именно в этот период закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту. Среди многих факторов, которые оказывают влияние на состояние здоровья и развитие детей, по интенсивности воздействия на человека важное место занимает физическое воспитание. Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья, составляет содержание физического воспитания детей дошкольного возраста. Естественным спутником жизни детей является игра, которая обладает великой воспитательной силой и способствует формированию у дошкольников двигательных умений и навыков. Одной из форм развития двигательных умений и навыков у детей являются сюжетно-игровые занятия, которые способствуют воспитанию интереса к процессу выполнения физических упражнений, поэтому данные занятия систематично применяю в своей деятельности.

Работу начала с расширения развивающей среды физкультурного зала. Мною разработаны и изготовлены: элементы декораций к сюжетно-игровым занятиям “Лесная полянка”, “Морское царство”, “Африка”, “Олимпиада”, “Страна Мультландия” и другие, малогабаритное и достаточно универсальное нестандартное оборудование (цветные ориентиры, мишени, “косички”, “следочки”). Оборудование легко трансформируется при минимальных затратах времени и его можно использовать как в условиях помещения, так и на улице. Детей привлекают необычные формы оборудования и красочность декораций, что способствует повышению эмоционального тонуса и интереса у детей к различным видам двигательной деятельности на занятиях, увеличению двигательной активности, развитию самостоятельности детей, формированию потребности в движениях. Работа по развитию у детей двигательных умений и навыков не заканчивается на физкультурных занятиях, а продолжается в группах, поэтому, проанализировав содержание “Центров движения”, мною подобран методический материал: литература с иллюстрациями, подвижные и малоподвижные игры для каждого возраста, материал по работе с родителями. Разработанная мной презентация, “Каким я вижу физкультурный уголок” позволила педагогам расширить работу в центрах движения. Спортивное оборудование, которое помещено в “Центры движения” как фабричное, так и нестандартное, изготовленное педагогами и родителями находится в доступном для детей месте. Здесь можно увидеть различные массажные и ребристые дорожки для профилактики плоскостопия, кольцебросы, серсо, мягкие мишени, разноцветные флажки, обручи, скакалки, ленты, косички, султанчики, массажные рукавички и многое другое. “Центры движения” пополнены альбомами по видам спорта, картотеками подвижных игр, комплексами гимнастик после сна и самомассажей, дыхательных гимнастик, стендами с достижениями детей, рекомендациями для родителей по организации двигательной деятельности в семье.

Все сюжетно-игровые занятия составлены мною с учетом возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Серия сюжетно-игровых занятий для младших и средних дошкольников “Прогулка в лес”, “В гости к Бабушке”, “Осенние забавы”, по сказкам – “Волк и семеро козлят”, “Колобок”, “Три поросенка” и другие состоит из разнообразных имитационных движений и упражнений общеразвивающего воздействия. Использование приемов имитации и подражания, образных сравнений соответствует психологическим особенностям дошкольников, что облегчает процесс запоминания, освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятия, способствует развитию мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности, что очень ценно для работы с детьми этого возраста.

Для старших дошкольников разработана серия сюжетно-игровых занятий “Морское царство”, “Космонавты”, “Мы спортсмены”, “На северный полюс”, которые содержат более сложную целостную сюжетно-игровую ситуацию, отражающую в устной форме окружающий мир ребенка. В данном возрасте движения детьми осваивались не в готовом виде, а с позиции творчества, включающего импровизацию и воображение. Занятия на основе ритмической гимнастики “Матрешки”, “Наступает Новый год”, “Путешествие в страну микробов”, “Путешествие в Бразилию”, “Лето, лето – какого оно цвета” способствуют укреплению опорно-двигательного аппарата и сердечнососудистой системы, формированию правильной осанки, создают у детей бодрое настроение, развивают чувство ритма. Учитывая недостатки многих сюжетных занятий, где имеется излишнее подчинение упражнений сюжету, в ущерб развития двигательных качеств, недостаточную физическую нагрузку, не обеспечивающую тренирующего воздействия, постаралась построить свои занятия таким образом, чтобы избежать этих ошибок.

Работу по организации занятий провожу в тесном взаимодействии с медицинскими работниками, которые осуществляют медико–педагогический контроль над физической нагрузкой, моторной плотностью, длительностью каждой части занятия. Свою деятельность строю, учитывая состояние здоровья и уровень физической подготовленности детей. В соответствии с указаниями врача определяла для каждого ребенка нагрузку (варьировала технику и кратность выполнения).

Сюжетно-игровые занятия требуют большой подготовки, поэтому работу по развитию двигательных умений и навыков у детей выстраиваю в сотрудничестве с музыкальным руководителем. Совместно подобрано музыкальное сопровождение для общеразвивающих упражнений, релаксаций, музыку, тематически связанную с сюжетом. Музыкальное сопровождение на сюжетно-игровых занятий создает ощущение гармонии с окружающим миром, способствует снятию эмоционального напряжения, овладению навыками физиологического самоконтроля, адаптации организма детей к физическим нагрузкам.

Свою деятельность по развитию двигательных умений и навыков детей осуществляю в сотрудничестве с педагогами детского сада. Проведенный мною семинар-практикум “Двигательная активность ребенка в режиме дня” был направлен на освоение педагогами новых форм работы (физкультурные минутки, оздоровительный бег) по увеличению двигательной активности детей. На педагогическом совете “Пути и способы сохранения и укрепления здоровья ребенка” познакомила педагогов с современными здоровьесберегающими технологиями (оздоровительные паузы, зрительные и дыхательные гимнастики, самомассажи), применяемыми в ДОУ для сохранения и укрепления здоровья детей. Консультации для воспитателей “Как проводить спортивные занятия и упражнения на воздухе”, “Гимнастика после сна”, “Подвижные игры в режиме дня” способствовали повышению педагогического мастерства педагогов.

По вопросам физического воспитания детей необходима скоординированная деятельность педагогов, инструктора по физической культуре, медицинского персонала с родителями. После диагностики и оценки физической подготовленности и развития дошкольников, родители знакомятся с достижениями своих детей, которые размещены в “Центрах движения” в начале учебного года и в конце, родителей очень интересуют успехи детей. Работу с родителями начала с анкетирования о роли физической культуры в семье. Полученная из анкет информация позволила мне конкретизировать содержание работы с родителями и определить тематику и направленность родительских собраний (“Особенности физического воспитания детей при поступлении в школу”, “Режим дня дошкольника”), консультаций (“Закаливание – первый шаг на пути к здоровью”, “Прогулки – это важно”, “Как сохранить зрение ребенка”, “Формирование осанки и стопы” и другие). В рамках дней открытых дверей проходили показы открытых физкультурных занятий и утренних гимнастик. Сотрудничество педагогов ДОУ и родителей в целях формирования культуры здоровья детей дошкольного возраста, успешно мною осуществляется в организации совместных праздников и развлечений, таких как “Папа, мама, я – спортивная семья”, “Мой папа лучше всех”, “Береги здоровье смолоду”, “Там, на неведомых дорожках”. В процессе подготовки и проведения данных праздников и развлечений устанавливается доверительный деловой контакт между семьей и детским садом. Родители, привлечённые к различным видам оздоровительной деятельности, принимают на себя большую ответственность за развитие, воспитание и жизнь детей, серьезнее относятся к здоровью, как своего ребёнка, так и детей группы, в которой он находится.

Применение в практике сюжетно-игровых физкультурных занятий базирующихся на учете возрастных особенностей детей, позволило повысить эффективность процесса физического воспитания, оказало положительное влияние на динамику развития двигательных умений и навыков, а также на формирование интереса детей к занятиям физической культурой.

Сюжетно-игровое физкультурное занятие для детей подготовительной группы “Путешествие вокруг света”

Цель: развитие двигательных умений и навыков детей через сюжетно-игровые физкультурные занятия.

Задачи:

  1. Расширение физкультурно-оздоровительной среды.
  2. Формирование основ двигательных умений и навыков детей в соответствии с индивидуальными способностями.
  3. Включение здоровьесберегающих технологий в систему физкультурных занятий.
  4. Создание устойчивой мотивации у детей в сохранении своего здоровья.

Необходимое оборудование и средства обучения: декорации материков, мячи фитболы, резиновые и массажные мячи, стойки для метания и прыжков, мешочки с крупой, массажные коврики, модули для лазания, мелкие снежинки, парашют, аудиокассета с музыкальным сопровождением для всех структурных элементов занятия.

Ход занятия

Дети входят в зал и становятся в шеренгу.

Инструктор: Ребята сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие – путешествие вокруг света, вокруг всего земного шара, и будем останавливаться на всех материках, вы знаете, что такое материки? Хотите путешествовать? А не побоитесь? Тогда нам надо серьезно подготовиться, давайте разомнем наши мышцы, разогреемся, строимся друг за другом.

Вводная ходьба в колонне, бег обычный и змейкой, ходьба на носках с заданиями для рук, на пятках, с пятки на носок, подскоки, боковой и прямой галоп.

Инструктор:

Я предлагаю нам с вами полететь на воздушном шаре.

Нужно обязательно произнести волшебные слова: “Земля прощай – в добрый путь!”

Дети располагаются вокруг парашюта, на слова “земля прощай” – поднимают парашют вверх, “в добрый путь” – двигаются по кругу.

Инструктор: Ребята вижу какой-то материк. Делаем остановку.

Что за чудо материк
На горизонте вдруг возник?
Тут кокосы и бананы
Львы, слоны и обезьяны.
Это Африка друзья,
Это Аф-ри-ка!!!
Негритята нас встречают
И на танец приглашают.

ОРУ комплекс ритмической гимнастики “Африка”

Инструктор: Ну что ж наш воздушный шар отправляется дальше.

Произносят слова “Земля прощай – в добрый путь!”

А чтоб в пути нам не скучать,
Надо, дети, поиграть.

Поочереди прячутся под парашют девочки (мальчики). Приземляемся.

Мы в Австралии сейчас
Кенгуру встречают нас
Если с ними прыгать будем
О простуде позабудем!

Эстафета (на фитболах).

Инструктор: А еще в Австралии живут черепахи.

Самомассаж “Черепаха”

Инструктор: А нам друзья пора дальше. Летим. Вижу вдалеке еще один материк.

Нас Америка встречает
И какао угощает.
Нам Колумб ее открыл,
Много он потратил сил.

Метание мешочков “Сбор какао-бобов” (метание мешочков в горизонтальную цель).

Инструктор: Двигаемся дальше, а чтоб в пути нам не скучать предлагаю поиграть.

Игра “Закати мяч в отверстие воздушного шара”.

Инструктор: Приземляемся на холодный материк.

Долго шар воздушный плыл
В Антарктиду он припыл.
Здесь на белых скользких льдинах,
Ходят славные пингвины.

Игровое упражнение “Пингвины” (прыжки, мяч зажат коленями).

Дыхательное упражнение “Сдуем снежинки” (сдувание снежинки с ладони).

Инструктор: Отправляемся дальше “Земля прощай – в добрый путь!”

Долго мы друзья летали
Много стран все повидали.
И вернулись мы с тобой
На материк Евразия – домой!

Инструктор: На материке Евразия дети есть страна Индия, где живут индийские слоны, давайте на них покатаемся.

Игровое упражнение “Катание на слонах” (лазание в тоннель).

Инструктор: А мы с вами где живем?

Дети: В России

Инструктор:

В хоровод зверята встали
На игру нас всех позвали.
Собрались они гурьбой
Похвалялись меж собой.

Русская народная игра “Тень-тень”.

Инструктор:

Шар наш воздушный готов детвора
Нам домой возвращаться пора.

Релаксация “Возвращение домой” (лежа на парашюте)

Инструктор:

Мы компанией большой
Обогнули шар земной
И вернулись мы назад…
А куда же?

Дети: В детский сад!

Литература

  1. Картушина М.Ю. “Зеленый огонек здоровья”. – М.: “Детство-Пресс”, 2009.
  2. Голицина Н.С. “Нетрадиционные занятия физкультурой в ДОУ”. – М.: “Издательство Скрипторий 2003”, 2004.
  3. Фирилева Ж..Е., Сайкина Е.Г. “СА-ФИ-ДАНСЕ”. – СПб.: “Детство-Пресс”, 2001.