Классный час "От ненависти до любви" (разговор о толерантности, терпимости и любви, рассчитанный на любой возраст)

Разделы: Классное руководство


Мною представлена полная версия методической разработки классного часа, который прошёл в 8 классе. Однако данную разработку можно трансформировать для любого возраста, оставив основную часть. Можно использовать методическую разработку как концепцию построения разговора на данную в названии тему.

Цель: помочь ребятам осознать важность чувства толерантности к любым живым организмам. Помочь научится анализировать свои чувства, бережно относится к другим людям, строить отношения со сверстниками. Познакомить с особенностями переживания чувства любви и необходимости трепетного к нему отношения.

Подготовка к классному часу: Подготовить четырёх ассистентов, которые будут помогать правильной организации работы в группах, владеть информацией, отвечать на вопросы учащихся в группах. (По желанию учителя)

Ход классного часа

1) Организационный момент. Знакомство с темой. (8 минут)

А) На доске написаны 4 цитаты из стихотворения Эдуарда Асадова.

1. “Любить – это прежде всего отдавать.”

2. “Любить – это с радостью откликаться
На все хорошее на земле!”

3. “Любить – значит истину защищать,
Даже восстав против всей вселенной.”

4. “Любить – значит сколько угодно раз
С гордостью выдержать все лишенья,….”

Б) Ребята входят в класс и читают их, учитель предлагает выбрать наиболее близкую их настроению, пониманию цитату. Сесть за стол с номером, соответствующим номеру цитаты.

В) Класс разбивается на 4 группы (первая цитата – 1 группа, вторая цитата – 2 группа, третья цитата – 3 группа и т.д.)

Учитель: Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на классном часе?

Учащиеся: (ответ)

Учитель: Любовь и ненависть – очень сильные чувства, жизненно важные и переживаемые каждым человеком в различных возрастах, в различных ситуациях. Это две полярные эмоции, одновременно переживать которые практически невозможно, особенно в юном возрасте, склонном к максимализму. Часто очень быстро из ненависти возникает любовь, и наоборот любовь перерастает в ненависть. Но эти чувства имеют несколько промежуточных состояний: терпимость, толерантность, дружба, доверие, уважение, привязанность. Давайте сегодня попробуем разобраться в этих чувствах и сыграем в одну игру.

2) Основная часть классного часа. (20 минут)

Каждый ученик получает 3 чистых белых карточки (3 х 5). На них он должен написать по одному представителю фауны (живому организму). Следующим образом: к двум из представителей он испытывает нежные чувства (я люблю…) и один представитель фауны, к которому у него неприязнь (я не люблю…).

Пример: 1) кошка, 2) собака, 3) муха.

Работа в группе:

1. Ребята устно рассказывают друг другу в 2, 3 предложениях, почему они любят тех, кого написали на первых двух карточках.

2. Составляется общий список живых организмов, которые группа выбрала в нелюбимые, и вместе участники группы каждому организму придумывают 1, 2 определения какой-то пользы данного организма на земле. Пример: Червяк – землерыхлитель, хорошая наживка рыбака. Паук – ловец мух, “письмоносец по приметам”. Комары – корм для птиц и лягушек.

3. Карточки с нелюбимыми организмами все группы выкладывают на общий стол.

4. По очереди представители от групп из всех карточек выбирают один организм наиболее непонравившийся всей группе (исключая свои карточки).

5. Идет работа в группе. Необходимо составить обращения к людям от имени данного живого существа так, чтобы было видно, что это полезное и нужное существо.

Пример:

    1. Я - паук. Я умею строить паутины, в которые попадают мухи, комары и другие вредные мошки. Этим я питаюсь и избавляю людей от надоедливых вам насекомых. Так же у меня есть братья, они бывают ядовитые и их яды используют для приготовления лекарств, которые помогают людям. Ещё люди замечали, если увидел паучка, жди какие-то вести. Любите меня, я вам приношу много пользы.

    2. Я - маленькая мошка. Я создана для того, чтобы мною питались птички. Еще мною питаются жабы и рыбы. И еще немного о себе: я залетаю людям в глаза и в уши, но если меня не будет, нарушится цепь питания и многие погибнут. Вы меня полюбите, а по вечерам используйте отпугивающее средство.

6. Обращения зачитывается перед всеми.

3) Рефлексия. (10 минут)

Учитель: Вернемся к теме классного часа. Мы с вами сейчас увидели яркие примеры подтверждения темы нашего классного часа, от ненависти до терпимости, толерантности, принятия, понимания иного и в конечном итоге до любви – совсем немного. Нас - живых существ на земле очень много, все мы разные. Каждый создан здесь для чего-то, и поэтому необходимо принимать его таким, какой он есть. Если вам кто-то неприятен или не нравится, раздражает, попробуйте найти в этом человеке, какую-то изюминку, что-то привлекательное. Например: “О! да у него красивый подчерк, буковка к буковке, пишет разборчиво, а он не такой и плохой” и т.д. Посмотрите вокруг другими глазами!

Учитель: Давайте обсудим, как вы понимаете высказывание, которое выбрали в начале урока.

Дети: (ответы по очереди).

Учитель: Послушайте стихотворение Эдуарда Асадова, откуда выбраны эти цитаты, полностью. (Выразительное чтение стихотворения можно подготовить заранее с несколькими учениками или учитель читает сам).

Слово о любви

Любить – это прежде всего отдавать.
Любить – значит чувства свои, как реку,
С весенней щедростью расплескать
На радость близкому человеку.

Любить – это только глаза открыть
И сразу подумать еще с зарею:
Ну чем бы порадовать, одарить
Того, кого любишь ты всей душою?!

Любить – значит страстно вести бои
За верность и словом, и каждым взглядом,
Чтоб были сердца до конца свои
И в горе и радости вечно рядом.

А ждет ли любовь?! Ну конечно, ждет!
И нежности ждет и тепла, но только
Подсчетов бухгалтерских не ведет:
Отдано столько-то, взято столько.

Любовь не копилка в зашкафной мгле.
Песне не свойственно замыкаться.
Любить – это с радостью откликаться
На все хорошее на земле!

Любить – это видеть любой предмет,
Чувствуя рядом родную душу:
Вот книга – читал он ее или нет?
Груша… А как ему эта груша?

Пустяк? Отчего? Почему пустяк?!
Порой ведь и каплею жизнь спасают.
Любовь – это счастья вишневый стяг,
А в счастье пустячного не бывает!

Любовь – не сплошной фейерверк страстей.
Любовь – это верные в жизни руки,
Она не страшится ни черных дней,
Ни обольщений и ни разлуки.

Любить – значит истину защищать,
Даже восстав против всей вселенной.
Любить – это в горе уметь прощать
Все, кроме подлости и измены.

Любить – значит сколько угодно раз
С гордостью выдержать все лишенья,
Но никогда, даже в смертный час,
Не соглашаться на униженья!

Любовь – не веселый бездумный бант,
И не упреки, что бьют под ребра.
Любить – это значит иметь талант,
Может быть, самый большой и добрый.

И к черту жалкие рассужденья,
Все чувства уйдут, как в песок вода.
Временны только лишь увлеченья.
Любовь же, как солнце, живет всегда!

И мне наплевать на циничный смех
Того, кому звездных высот не мерить.
Ведь эти стихи мои лишь для тех,
Кто сердцем способен любить и верить!

4) Заключительный этап классного часа. (7 минут)

Учитель: Ребята, такое чувство как любовь требует к себе трепетного, бережного обращения. Скажите, пожалуйста, всегда ли нужно выставлять свои чувства любви напоказ, перед одноклассниками, перед учителями, перед другими людьми?

Ведь как часто мы видим, что чувство первой любви, захлестнувшее молодых людей, становится объектом для обсуждения всей школы, всего двора. Молодые люди целуются на лестницах, обнимаются в коридорах и классах, и им кажется, что так они демонстрируют свою взрослость.

Хотелось бы прочитать одну притчу Леонардо да Винчи, из которой надеюсь, вы сделаете правильные выводы.

Луна и устрица

Устрица была по уши влюблена в луну. Словно завороженная, она часами глядела влюбленными глазами на ночное светило.

Сидевший в засаде прожорливый краб заметил, что всякий раз, как из-за туч выплывает луна, раззява - устрица раскрывает створки раковины, забыв обо всем на свете. И он решил ее съесть.

Однажды ночью, едва взошла луна, и устрица, по обыкновению, уставилась на нее, раскрыв рот, краб подцепил клешней камешек и, изловчившись, бросил его внутрь раковины. Любительница лунного света постаралась было захлопнуть створки перламутрового жилища, но было поздно – брошенный камешек помешал бедняжке.

Подобная участь ждет каждого, кто не умеет в тайне хранить сокровенные чувства. Глаза и уши, охочие до чужих секретов, всегда найдутся. (Леонардо да Винчи.)

Берегите любовь, уважение, дружбу! Принимайте их как большой дар!

Список литературы

1. Попова Т.В. Родительские собрания. Учимся понимать подростка. - Волгоград: Издательство “Учитель”, 2008.

2. Степихова В. А. Педагогические мастерские в опыте учителей: Методическое пособие. - СПб.: СПбАППО, 2005.