Авторская программа "Юный пчеловод"

Разделы: Внеклассная работа, Экология


Дополнительная образовательная программа “Юный пчеловод” имеет естественно-биологическую направленность.

Актуальность и практическая значимость данной образовательной программы дополнительного образования детей заключается в создании условий для осуществления трудового, нравственного и экологического воспитания подростков. Именно просьбы родителей и стремление детей получить первоначальные умения и навыки пчеловода – любителя вдохновили автора на создание предлагаемой программы.

Ведущая педагогическая идея программы: формирование осознанной позиции жить в согласии с природой.

В основу авторской программы “Юный пчеловод” положена “Программа работы кружка “Юный пчеловод””, опубликованная в сборнике инструктивно – методических материалов по вопросам подготовки сельских школьников к труду в крестьянском хозяйстве “Как стать фермером”. Главное отличие от программы, послужившей основанием для разработки предлагаемой дополнительной образовательной программы “Юный пчеловод” – введение второго года обучения, за счет чего расширяются возможности для закрепления практических навыков по пчеловодству.

Новизна состоит и в изменении количества тем, объединении их в более крупные разделы, увеличении времени для теоретических занятий на первом году обучения и акцент на формирование практических умений на втором году обучения. В процессе обучения по предлагаемой дополнительной образовательной программе осуществляется профориентация подростков, создаются условия для самоопределения и социально значимой самореализации детей, в том числе, так называемых “трудных”.

Цель программы: накопление фактических знаний и умений о биологии пчел и пчеловодстве.

Задачи программы:

  1. Дать знания по биологии пчел, их разведению и содержанию.
  2. Развивать у школьников интерес к пчеловодству.
  3. Способствовать развитию самостоятельности в формировании навыков в работе с пчелами.
  4. Воспитывать любовь к природе.
  5. Помочь в профессиональном самоопределении подростков.

Дополнительная образовательная программа “Юный пчеловод” рассчитана на детей 10– 15 лет. На данном возрастном этапе происходит социализация подростков, на первое место выходит общение со сверстниками, стремление к самоутверждению. Предлагаемая образовательная программа способствует удовлетворению потребностей школьников, возникающих в результате психологических новообразований. Кроме того, занятия пчеловодством неразрывно связаны с формированием здорового образа жизни, отказом от вредных привычек.

Основанием для приема в детское объединение является желание ребенка и согласие родителей или их законных представителей.

Программа реализуется 2 года. Перевод с первого на второй год обучения осуществляется по результатам диагностики результатов освоения программы на итоговом занятии.

Форма обучения в течение учебного года предполагает использование как групповых занятий в рамках детского объединения “Юный пчеловод”, так и индивидуальную работу с воспитанниками, проявляющими интерес к исследовательской деятельности. Учтена также и сезонность выполняемых работ. Выбор методов обучения определяется содержанием учебного занятия и учебно-материальной базой объединения: разнообразные практические работы в оборудованном кабинете и на пасеке, беседы, лекции, наглядно-иллюстративные методы.

Материально – техническое обеспечение реализации образовательной программы включает в себя наличие оборудованного учебного кабинета, пасеки, пчеловодческого инвентаря, определители растений и насекомых, справочную литературу, технические средства обучения для использования в образовательном процессе электронных носителей.

Формой подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы “Юный пчеловод” являются традиционные праздники и викторины в объединении, конференции, участие в районных экологических мероприятиях, выполнение исследовательских работ.

Для изучения личности школьников используются:

  1. Предварительное знакомство с учащимися (просмотр классных журналов, встречи с родителями, классным руководителем);
  2. Мониторинг результатов обучения и личностного развития воспитанников в процессе освоения ими дополнительной образовательной программы.

Эффективность дополнительной образовательной программы “Юный пчеловод” определяется наличием у воспитанников ряда теоретических и практических навыков, перечень которых представлен ниже.

Учащиеся должны уметь:

Кратко характеризовать:

  1. Строение пчел;
  2. Поведение пчел;
  3. Жизнь пчелиной семьи осенью;
  4. Жизнь пчелиной семьи зимой;
  5. Жизнь пчелиной семьи в весенне-летний период;
  6. Медоносные растения и медоносную базу;
  7. Строение ульев, сотов;
  8. Инвентарь пчеловода;
  9. Оборудование пасек.

Решать практические задачи:

  1. Правила поведения при работе с пчелами, техника безопасности;
  2. Работы, выполняемые пчеловодом осенью;
  3. Подготовка пчелосемьи к зимовке;
  4. Помещение пчелосемьи в зимовник;
  5. Выставка пчелосемей;
  6. Выполнение работ с ульями;
  7. Осмотр пчелосемей;
  8. Работы на пасеке;
  9. Высадка медоносных растений.

Приложение