Аппликация с элементами художественного оформления. Хакасский национальный орнамент, выполненный на руковице

Разделы: Начальная школа


Цели: Формировать навыки работы с ножницами, учить правильно, резать по линиям реза. Развивать интерес к национальным орнаментам, к истории родного края. Воспитывать уважение и бережное отношение к творчеству старшего поколения.

Материал: Заготовка рукавицы, вырезанная из картона; клей; цветная бумага.

Инструменты: Ножницы, карандаш, маркер.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Беседа.

– Давайте вспомним, что такое орнамент? (В переводе с латинского – украшение.)
– Прочитайте слово, как оно пишется (хоровое орфографическое чтение).
– Орнаменты предназначены для украшения зданий, посуды, одежды. В орнаменте применяются растительные элементы (показ).
– Состоят из плавно извивающихся стеблей с цветами, бутонами, листьями.

Геометрические элементы часто состоят из растительных форм, но выполнены в стилизованном (упрощенном) виде, в виде квадратиков, треугольников, полосок (показ).

Символические элементы – флаги, звёздочки, лавровые листья

Основная особенность орнамента – ритмичность, т.е. повторение одинаковых или чередование разных предметов.

Разные народы составляют свои национальные узоры, это зависит от места, где они живут, от рода их занятий, т.е. что окружало их в жизни, всё подмеченное в природе служило источником для создания орнамента. Народы Севера изображали в орнаментах оленей, моржей, северное сияние, а в бескрайних степях Казахстана паслись огромные отары баранов и основным мотивом для составления узоров были их разнообразные ветвистые рога. Широки просторы России, яркие причудливые цветы полей перенесены на русские народные орнаменты. (Показ орнаментов по ходу беседы.)

– Как называется республика, в которой мы живём? (Хакасия.)
– Хакасия, богата своей древней историей и корни народного искусства уходят в далёкое прошлое. Хакасы, как и другие народы, стремились украсить предметы быта, жилище, одежду.

Хакасский национальный орнамент состоит из геометрических элементов (показ) – прямые полосы, полосы наискосок, зигзагов, кругов, квадратов, кругов, треугольников.

Орнамент из растительных элементов состоит из завитков, спиралей, листьев разной формы, трёхлистников, пятилистников, цветов (показ).

Рассмотрим несколько изделий:

Туесок – сделан из бересты, украшен тиснением.

– Назовите, элементы, какого орнамента легли в основу? (Геометрического.)

Ковёр – вяленный из войлока.

Покажите элементы растительного орнамента.

Особое внимание уделялось одежде, т.к. мы живём в Сибири и зимы у нас холодные. Верхняя одежда шилась из меха животных.

Сапоги – изготавливались из меха животных, украшались вышивкой или аппликацией.

Шуба – украшалась вышивкой, мехом соболя или обшивались дорогими тканями. Воротник, наплечники, манжеты сшиты из другого материала и покрыты национальным орнаментом вышитые нитками мулине или шёлковыми нитками. Поверх платья надевали безрукавку (сигедек), тоже украшенную национальным орнаментом.

Рукавицы (мелей) – шили из выделанного меха животных. Тыльная сторона рукавицы украшалась вышивкой, а отделку делали из тёмного или светлого шёлка, парчи, шерсти.

Орнамент выполняется на чёрном или белом фоне. У хакасов чёрный цвет обозначает землю, белый чистоту воду. Преобладают цвета ярких, насыщенных тонов:
Красный – это тепло,
Синий – небо,
Зелёный – природа.

Добавляют малиновый, фиолетовый, оранжевый. Рисунок орнамента четок и ярок.

3. Рассмотреть образец, составить план работы, повторить план работы.

А) – Так как мы ещё не умеем вышивать, сегодня мы будем учиться вырезать из бумаги по шаблону элементы хакасского национального орнамента и украсим рукавицу аппликацией.
– Что такое аппликация? (Наклеивание или нашивание одного материала на другой, разные по цвету, но одинаковые по свойству).
– Наша рукавица украшена завитком похожим на стебель и трёхлистником обведёнными по контуру контрастным цветом.

Б) – Какой инструмент понадобится? (Ножницы.)
– Какие правила пользования ножницами знаете?

  1. Хранить в стаканчике.
  2. Нельзя поднимать остриём вверх.
  3. Нельзя держать в открытом виде.
  4. Держать на уровне груди, остриём от себя.
  5. Нельзя поворачиваться к другу с ножницами в руках.
  6. При резании поворачиваем бумагу, а не ножницы.

В) С чего начнём выполнять работу?

  1. Подберём цвет.
  2. По шаблону вырежем детали орнамента.
  3. Наклеим на рукавицу.
  4. Маркером обведём по контуру и нарисуем завиток.
  5. Наклеим отделку рукавицы.

4. Выполнение работы.

– Подумайте, какого цвета бумагу выберем для орнамента. На белом фоне хорошо будут смотреться синий с малиновым, зелёный с оранжевым.

Выполнение работы детьми, учитель оказывает индивидуальную помощь, следит за выполнением правил техники безопасности.

5. Итог.

– Поднимите рукавицы.
– Молодцы! С работой справились.
– С каким орнаментом познакомились?
– Из каких элементов состоит хакасский орнамент?
– Раньше девушки вышивали, украшали рукавицы и дарили их юношам, а мы подарим их нашим гостям.

Приложение.