Развитие речи дошкольников на основе ознакомления с произведениями изобразительного искусства

Разделы: Работа с дошкольниками


Искусство воздействует на психику и разум человека, его интеллект и чувства, поэтому необходимо максимально использовать возможности детей дошкольного возраста для их общения с миром прекрасного. Искусство – одно из мощных средств воспитания чувств, поэтому надо научить детей понимать и любить произведения живописи, литературы, музыки, научить понимать, что чрезвычайно важную роль играют художественные средства, с  помощью которых художник создает образ. В литературе – это выразительные средства языка, в изобразительном искусстве – линии и краски, в музыке – звуки, в танце – движения. Искусство расширяет эмоциональный опыт человека, не только отражая чувства, знакомые и близкие ему ,но и открывая новые, ранее неведомые.

Каждый вид искусства уникален, но главным, объединяющим все виды искусства, является художественный образ, который доступен пониманию и детей дошкольного возраста. Чувственно-образный характер детского мышления  делает этот период развития личности особенно актуальным для творчества во всех его проявлениях. Эти проявления следует поощрять и находить такие стимулы, которые побуждали бы детей «сочинять». Источниками детского творчества могут быть как окружающая действительность, так и различные виды искусства, с которыми знакомят детей взрослые.

Воспринимая литературное произведение, понимая его содержание и нравственный смысл, ребенок  обнаруживает способность замечать и выделять средства художественной выразительности. Позднее, создавая свое сочинение (сказку, рассказ, стихи) на тему литературного произведения, ребенок отражает какое-либо явление действительности, включает воображение, придумывает события, развивает действие, строит образ. При этом он использует разнообразные языковые средства, усвоенные из литературного материала, которые делают его высказывание образным и выразительным.

Психолого-педагогические исследования показали, что при целенаправленном обучении детям дошкольного возраста доступно понимание произведений изобразительного искусства, их содержания и средств выразительности (Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, П.М.Теплов и др.). Живопись как вид изобразительного искусства соответствует возрастным особенностям  дошкольников и доступна их восприятию. В изобразительной деятельности дети сталкиваются с образной эстетической характеристикой предмета или явления, воспринимают художественный образ живописного произведения и соотносят это восприятие с созданием словесного образа, который передают в собственном сочинении. Но, не овладев связной образной речью, невозможно выразить свои мысли и чувства на тему произведения живописи. Этому нужно учить, как и любому другому виду деятельности.

Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание их речи. Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности и не только описывать содержание картины, но и придумывать предыдущие и последующие события.

Т.Г.Казакова подчеркивала роль взаимосвязи различных видов искусства в системе эстетического воспитания. Развитие речи детей на материале произведений живописи в сопровождении литературных и музыкальных произведений повышает эмоциональность восприятия и    способствует более глубокому проникновению в художественный образ.

Цель данных разработок: Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства. 

Задачи:

  • развивать умение высказываться связно и образно на тему произведения живописи;
  • учить детей составлять  рассказ по картине, объяснять выбранный художественный колорит, настроение автора  и переданные чувства, соотнося при этом картину с литературным произведением;
  • формировать элементарных представлений о структуре текста(начало, середина, конец);
  • обучать соединению предложений разными способами связи;
  • развивать умения раскрывать тему и основную мысль высказывания, озаглавить рассказ;
  • учить построению высказываний разных типов – описаний, повествований, рассуждений;
  • обогащать словарь;
  • закреплять изобразительные навыки детей.

Предлагаемый   комплексный  систематизированный материал призван способствовать  развитию связной речи детей посредством приобщения детей к изобразительному искусству.

Использование  занимательных  игр, интересного дидактического материала как демонстрационного, так и  раздаточного характера, создание игровых ситуаций помогает избежать  утомляемости и повышает  интерес к занятиям. Это является  необходимым условием для эффективной коррекционной работы по данной проблеме. 

Данный материал предполагает целостное воздействие на личность через восприятие искусства и действительности и строятся на следующих принципах:

  • занятия  способствуют общекультурному развитию детей;
  • занятия  развивают в детях способность воспринимать искусство;
  • для приобщения детей к  искусству необходима комплексная система работы;
  • занятия должны актуализировать включение регионального компонента художественного образования.

На занятии в комплексе решаются различные речевые задачи, причем  главной задачей является формирование связной речи.

Обучение предполагает проведение фронтальных занятий (1-2 занятия в месяц).

Структура занятия.

На первом этапе основное  внимание уделяется развитию умения видеть и понимать художественный образ произведений живописи, высказываться на тему этих произведений, выделять в них главное. Важнейшей задачей на этом этапе является обогащение речи  детей выразительными средствами (метафорами, сравнениями, эпитетами, красочными определениями), а так же работа по обучению умению строить предложения разных типов .

Происходит обучение детей построению связного высказывания на темы картин разных жанров. При этом используются разнообразные методические приемы: вопросы к детям, упражнения на подбор синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, придумывание названия картине и его объяснение.   На втором  этапе воспитатель читает подобранный текст, проводит заключительную беседу после чтения. Так как тексты подобраны в соответствии с лексическими темами, то его содержание перекликается и с содержанием картин. Это позволяет сформировать у детей эмоциональное отношение к прочитанному и к произведению изобразительного искусства.

Словарик-помощник позволяет детям расширять словарный запас, причем воспитатель включает новые или сложные слова в свою речь до и после занятия (во время индивидуальной работы, бесед на прогулке, в свободном общении).

Игры и этюды заменяют знакомые всем физкультминутки. Ведь во время проведения дидактических игр, разгадывания загадок, соревновательных конкурсов дети находятся в постоянном движении.

Следующий этап – разучивание стихотворения, которое подбирается также в соответствии с содержанием картины и прочитанного текста. Стихотворение заучивается целиком, что обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти. Заучивание стихотворений можно продолжить во время работы в «мастерской художника».
«В мастерской художника» – заключительный этап занятия. Разработанные задания не сложны, чтобы у детей не возникло перегрузки. Но роль этой работы велика: во-первых – развивается мелкая моторика рук, во-вторых – повышается эмоциональное восприятие занятия.

s

Вступительная беседа.

– Ребята, как называется город, в котором мы живем? Как раньше назывался город Мичуринск?
– Давайте закроем глаза и представим, что мы летим на машине времени.
Открывайте глаза.
Мы попали в один из уголков старого Козлова.
Посмотрите, может быть, этот дворик на его окраине напоминает нам кокой-то до боли знакомый уголок современного Мичуринска.
Двухэтажные кирпичные дома, а за ними деревянные хозяйственные постройки – сараи. В них, наверное, содержат корову или лошадь. Вот для них корм – сено.
Это, скорее всего, конец зимы. Еще везде лежит снег, но яркое солнце уже пригревает, голубеет небо. Ребятишки бросили свои санки и побежали домой перекусить.
А у двери сарая, никем не потревоженные клюют что-то две красивые курицы. Оперение у них коричневое. Они увлеченно роются в остатках сена. Красавец петух охраняет их мирную трапезу. Он гордится своим нарядным оперением, красивым изогнутым хвостом, красным гребешком.
И пока никого нет во дворе, он тут хозяин. А нарисовал эту картину наш земляк Александр Михайлович Герасимов.
– Что вас привлекает в этой картине? Хочется ли вам очутиться в этом дворике? Почему?
– Если вам поручили бы кормить кур, вы бы не отказались от этого поручения?
– Каких еще домашних птиц можно увидеть в таком дворике?

Словарь-помощник: окраина, хозяйственные постройки, голубеет, перекусить, потревоженные, трапеза.

Работа с текстом. Отрывок из рассказа К.Паустовского «Кот-ворюга».

Начало рассказа можно прочитать накануне занятия, а на занятии начать со слов «На следующее утро он даже совершил благородный и неожиданный поступок.»
– Как относится автор к коту? А к петуху? Мне, например, очень жалко петуха. А вам?
– Как вы думаете, почему петуха назвали Горлачом?

Разучивание стихотворений М. Мревлишвили «Вечером» или А. Барто «Ути-ути»

Игры и этюды. Разгадывание загадок о домашних птицах. Игровое упражнение «Изобрази».

Дети изображают дом, птиц: кукарекает петух, идет утка, шипит гусь и др.

В мастерской художника. Дети выбирают по желанию нарисованные контуры домашних птиц и раскрашивают их под музыку.

Картина А. М. Герасимова «Тройка»

Вступительная беседа.

– Мы уже привыкли к машинам. Ездим в садик и на работу на автобусе, кто-то имеет и личную легковую машину. А вот раньше машин не было.
Если расстояние было небольшое, то люди ходили пешком, а если нужно было попасть в другой город или дальнюю деревню, то ехали на лошадях.
Их запрягали, не одну лошадь, а три, что бы они быстрее довезли людей до нужного места.
Так и пошло – тройка лошадей или просто «тройка».Вот и А.М. Герасимов передал в своей картине бег «тройки». Правда, мы видим только двух лошадей, но построение картины таково, что мы точно можем сказать, что в упряжи три лошади. Одна идет посредине, а еще две по бокам. Третью лошадь закрывает от нашего взгляда спина кучера  – человека, который управляет лошадьми. Одна из лошадей черная, вторая – гнедая или коричневая. Лошади бегут, несутся вдаль, приближаясь к деревне. Мы не видим весь корпус лошадей, но напряжение копыт, поворот головы и развивающиеся хвосты говорят о напряженной работе, о движении вперед. Ощущение движения создается еще и присутствием на картине двух собак. Их тела тоже напряжены, они не хотят отставать…
Как вы думаете, куда спешит кучер? Расскажите, какой вы представляете третью лошадь? Хотелось бы вам покататься на «тройке»?

Словарь-помощник: упряжь, кучер, гнедая, корпус лошади, пешком, развивающиеся, напряженная.

Работа над текстом. М.Зощенко «Умная лошадь»
– Почему автор называет лошадь умным животным?
– Как вы думаете, шутит ли автор, говоря, что лошади едят детскую еду?

Разучивание стихотворения. К. Тангрыкулиев «Жеребенок»

Игры и этюды. Д/и «Кто где живет?» ,д/и «Домашние животные и их детеныши».
У лошади – жеребенок, у кошки – котенок, у собаки – … у коровы – …, у овцы – …, у свиньи – …

В мастерской художника.  Дети выбирают себе контуры понравившегося домашнего животного и раскрашивают его по представлению.

Картина А.М. Герасимова «Март»

Вступительная беседа.

Март… первый месяц весны. Но зима еще не сдается. Всё еще теплым белым снежным покрывалом укрыта земля, снег на крышах домов, на ветках деревьев. Но небо уже голубеет, и солнце все чаще пробивается из-за снеговых туч. Его нежный свет играет на снегу разными праздничными красками. Посмотрите, вот здесь снег как-будто розовый, а здесь солнечные блики придают ему тепловатую окраску. А в тени снег то сероватый, то вроде бы голубой. И уже на солнце тепло. Это март…
Теплом и спокойствием веет от этой картины нашего земляка А.М. Герасимова. Это окраина Козлова. Вся в бликах весеннего солнца. Вот хозяйка повесила сушиться белье; она рада, что теперь оно быстрее высохнет. Вот пригрелись на солнце две лошади. Они отдыхают от работы: может быть они куда-то возили своего хозяина. А теперь они спокойно переминаются с ноги на ногу и неспешно жуют сено, постеленное в телегу. Нет напряжения в их телах. Их гнедая окраска на солнце приобретает красивый блеск. Тихо вокруг, и ничто не нагружает эту тишину… Март…
Вы догадались, как назвал свою картину А.М. Герасимов? Как бы вы назвали эту картину? Опишите лошадей. (Какие лошади на картине?) В какие цвета окрашивает снег солнце?

Словарь-помощник: солнечный блик, земляк, окраина, гнедая, напряжение.

Работа над текстами. «Три брата» (по К. Меркульевой)
Почему лошадь, оленя и верблюда называют братьями? Сможет ли лошадь жить на севере или на юге? Почему?

Разучивание стихотворений А.Майков.

Игры и этюды. Д/и «Охотник и пастух» ,д/и «Домашние животные и их детеныши».

В мастерской художника. Рисование домашних животных и их детенышей.

Картина Ван Гога «Подсолнухи»

Вступительная беседа.

Вот и кончилось жаркое лето. Солнышко все чаще прячется за тучи, идет осенний дождь. А с картины художника из Нидерландов Винсента Ван Гога смотрят на нас цветы  солнца – подсолнухи. В простой глиняной вазе стоит большой букет этих цветов. Круглые, пушистые темно-желтые и оранжевые с зеленой серединкой. Или вот эти, с красивыми желтыми лепестками (показ). Посмотрите, сколько солнечного света излучает эта картина. Все оттенки желтого и оранжевого создают незабываемый натюрморт.
Какую картину мы называем натюрмортом? Могла ли эта картина иметь другое название? Какие еще цветы похожи на солнышко? Есть ли у вас любимый цветок? Опишите его.

Словарь-помощник: темно-желтые, излучает, оттенки, незабываемый натюрморт.

Работа с текстом. М. Пришвин «Золотой луг»

– Как назвал свой рассказ М. Пришвин? Как оправдывается это название в рассказе?
– Можно ли называть одуванчики солнечными цветами? Почему? Есть ли что-то общее у одуванчиков и подсолнухов?

Разучивание стихотворения С. Щипачева.

Подсолнуху от ливня
Не скрыться никуда;
В грязи увязли ноги,
Меж грядками вода.
Веснушчатый и рыжий
Стоит он в картузе.
Зачем сбежал он с грядки,
Когда он рад грозе?!

Игры и этюды. Д/и «Собери букет» (теплые и холодные цвета).

В мастерской художника. Дети раскрашивают подсолнухи, выбирая разные оттенки желтого и оранжевого.

Картина А. Пластова «Первый снег»

Может быть вечером, а может быть, и ранним утром лег на землю первый снег. И дети, проснувшись, увидели это белоснежное чудо и выбежали на крыльцо своего дома, что бы поближе увидеть волшебство кружащихся на ветру снежинок. Девочка просто накинула на голову платок, даже не надев пальто. И валенки у нее, должно быть, обуты на босую ногу. Её братишка одет более основательно: он и пальто надел, и шапку – ушанку, и брюки, и валенки. Стоят они на пороге дома и как завороженные смотрят на колышущиеся на ветру ветки березы, на хлопья падающего с неба снега. Только вороне ,кажется , все равно, что творится вокруг. Она только следит за детьми, чтобы при их приближении сразу же улететь.
Какое настроение навевает вам эта картина? Видели ли вы первый снег? Опишите одежду девочки и ее брата.

Работа с текстами. К.Д. Ушинский «Из детских воспоминаний».  Можно ли назвать этот рассказ «Первый снег»? Почему? Как вы думаете, такие же чувства испытывали дети с картины как и дети из рассказа Ушинского? Расскажите, как вы увидели первый снег? Какие чувства были у вас?

Разучивание стихотворения И. Никитина

Поутру вчера дождь
В стекла окон стучал,
Над землею туман
Облаками вставал.
…В полдень дождь перестал,
И, что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок.
Ночь прошла. Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух легок и чист,
И замерзла река.
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнем…

Игры и этюды. Разгадывание загадок о зиме, снежинках, зимних забавах. Подвижное упражнение «Изобрази».

Дети изображают движения лыжников, конькобежцев, игру в снежки.

В мастерской художника.

Дети рисуют снежинки в технике «свеча + акварель»

Информационные ресурсы

  1. Встречи с художниками мира. – М.: Сфера, 2007.
  2. Паустовский К., Скребицкий Г. Рассказы о природе. – Тверь, 2007.
  3. Хрестоматия для самых маленьких. –
  4. Шорыгина Т.А. Путешествие в мир природы. Развитие речи. М., 2003.
  5. www.hermitage.ru