Клоуны Клёпа и Степа

Разделы: Логопедия


“Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям”. Так писал выдающийся педагог В.А.Сухомлинский.

Как заинтересовать детей своим предметом? Как сделать так, чтобы дети, играя, учились правильно и красиво говорить, изучать звуки и буквы?

Считаю, что логопедический кабинет должен превратиться в творческую мастерскую, где созданы все условия для обучения дошкольников с речевыми дефектами.

Важной частью работы логопеда является подготовка детей к обучению грамоте. Предлагаю учебное пособие “Клоуны Клепа и Степа”, оно успешно апробировано мною на логопедических занятиях с детьми старшего дошкольного возраста. Использование данного пособия поможет педагогу поддерживать интерес к занятиям, развивать память, речь, одновременно изучается звук и его графическое изображение – букву.

Учебное пособие представляет собой двух клоунов. Первый клоун Клепа держит в руках два зонтика. Один зонтик красного цвета, а другой красно-зеленого цвета. На зонтике красного цвета расположены шесть магнитов. На них прикрепляются “колобки-звуки”. Это гласные звуки – (А), (О), (У), (Ы), (Э), (И). “Колобки-звуки в дальнейшем заменяются на буквы – А, О, У, Ы , Э, И. На втором зонтике – четыре магнита, там расположены гласные буквы Е, Ё, Ю, Я. На зонтиках есть колокольчики, так как гласные голосистые, они поются и тянутся.

Второй клоун Степа – жонглер. Он подбрасывает вверх 17 шариков. Шарики разного цвета. На середину шарика приклеен магнит. Шарики обозначают согласные звуки и имеют сине-зеленый цвет. Девять шариков с колокольчиком. Это звуки (М), (Н), (Р), (Л), (З), (В), (Д), (Г), (Б). Они звонкие, твердые или мягкие согласные звуки. Сине-зеленых шариков ровно шесть. Это согласные глухие, твердые или мягкие – (Х), (С), (Ф), (Т), (К), (П). И еще клоун Степа держит два коричневых шара. Они не обозначают звуки. Это буквы Ъ и Ь знаки. По мере изучения звуки надевают на себя буквенный костюмчик.

Около клоуна Степы стоят две корзиночки. В зеленой корзиночке находятся только мягкие согласные звуки – (Й), (Ч), (Щ), Звук (Й) имеет колокольчик, так как он звонкий согласный.

В синей корзиночке – твердые согласные звуки. Звук (Ж) звонкий согласный и так же имеет колокольчик. Все звуки надевают на себя буквенный костюмчик.

Использование пособия для усвоения понятия “Звук”

На зонтиках представлена схема артикуляции гласных звуков. Ребенок видит лишь степень открытия рта при произнесении того или иного гласного. Логопед пропевает по очереди все гласные и фиксирует внимание детей на их артикуляцию.

Детям можно предложить следующие варианты упражнений:

  • логопед поет по очереди гласные, ребенок показывает соответствующий “колобок-звук” (фото 1, Приложение 1
  • логопед показывает артикуляцию звуков на зонтике, дети называют гласный звук, который соответствует данной артикуляционной схеме.
  • дети слушают и повторяют вслед за педагогом стихи:

Звуки, звуки, слышим вас! Не уйдете вы от нас!
Этих звуков только шесть. Громкий голос у них есть.

Звуки гласные мы знаем, без труда их различаем.
(А), (У), (О), (Ы), (Э), (И) – вот такие все они.

Нет для них нигде преграды, петь мы эти звуки рады.
Вызываем по порядку наши звуки на зарядку.

(А) – пошире рот открой!
(У) – надул капризно губки
Не ленись и громче пой!
Их он вытянул как трубки.
(И) – улыбка, весельчак,
Округлив большие губы,
Он смеется звонко так!
(О) прикрыл немного зубы,
На широком язычке
Язык поглубже оттянул,
Скачет звук как на седле.
Спинку выгнул, “О-о-о…” – вздохнул.

Вот в задумчивом сомнение
(Ы) хоть гласный, но тихоня,
(Э) высказывает мнение:
Все зевает он спросонья;
“Э-э-э… Не знаю, что сказать.
“Ы-ы-ы… Поспать еще часок...
Может лучше помолчать?”
Или может выпить сок?”
                                (Е.Карельская)

Клоун Степа знакомит детей с согласными звуками. Воздуху при произнесении согласных звуков приходится преодолевать преграду в виде губ, языка, зубов.

Согласных звуков очень много,
Станет им узка дорога,
Если выстроить их в ряд,
Надо разделить отряд!

Согласные бывают твердые и мягкие. Твердые согласные всегда произносятся твердо и живут в синих квартирках, а мягкие согласные звуки произносятся мягко и живут в зеленых квартирках. Бываю согласные звонкими и глухими. Чтобы определить какой это звук, надо закрыть уши руками, чтобы услышать, как звенят эти звуки. У клоуна на шарике есть колокольчик, значит звук звонкий.

Чтобы легче запомнить согласные звуки, можно использовать стихи.

Кроме гласных есть другие.
Вы не знаете какие?
Много трудностей в пути
Предстоит им всем пройти!
То подъем, а то овраг,
Крепость здесь построил враг.
А за ней крутая горка,
Спуск, забор, в заборе – щелка.
Где ж находится все это?
Жду сейчас от вас ответа.
Да, преграды строят губы,
Щеки, язычок и зубы.
Победить должны их звуки,
Нету времени для скуки.
Понимаем мы прекрасно:
Звуки бьются не напрасно!
Ведь без шума той войны
Будут звуки не слышны.
Там в борьбе родится звук
Не знаком ему испуг.
Как зовутся те бойцы,
Удалые молодцы?
А друзья ну просто классные!
Это звуки согласные
                            (Е. Карельская)

Использование пособия “Клоуны Клепа и Степа” для изучения букв

По мере изучения звуков дети знакомятся с буквами. Надевают на звук буквенный костюмчик.

Можно предложить ребятам следующие задания:

  • произнеси звук и надень на него буквенный костюмчик. Ребенок заменяет “колобок-звук” на букву;
  • прочитай стихи о букве;
  • чтение прямых и обратных слогов. В центре зонтика крепится на магнит согласная буква, Дети читают с ней слоги. (фото 2)
  • творческое задание – придумать слова на пройденную букву. Игра “Кто больше?”

Использование пособия для расширения и уточнения словаря и навыков слогового анализа слов, расширение представлений о предметах и явлениях окружающей действительности

У клоуна Степы есть корзиночки. Их можно использовать для дидактических игр, таких как “Собери овощи и фрукты”, “Съедобное – несъедобное”, “Одежда и обувь”, “Игрушки и школьные принадлежности” и т.д. (фото 3)

Игра “Хлопочки”. Дети называют картинку и хлопками делят слово на слоги. На занятиях по развитию речи можно использовать зонтики, которые держит клоун Клепа.

Предлагаю фрагмент занятия “Сказка в гости приходи”.

– Смотрите, зонтик. Он какой-то необыкновенный. Давайте его рассмотрим.

Звучит веселая музыка. На зонтиках иллюстрации из сказок. Они на карточках с магнитами, прикрепляются на зонтики.

– А как вы думаете, о чем хочет поговорить зонтик?
– О сказках…

Дети называют сказки, выбирают одну из сказок, беседуют по сказке и т.д.

Итак пособие “Клоуны Клепа и Степа” многофункциональное. Оно помогает уточнить понятия “звук” и “буква”, развивает фонематический слух, способствует развитию образного мышления, закрепляет навыки звукового слогового анализа, развивает память и речь.

Список использованной и рекомендованной литературы

  1. Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. – СПб.: “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2005.
  2. Бортникова Л.Ф. ЧУДО-ЧИТАЙКА. Путешествие в страну звуков и букв. Екатеринбург: ООО “Издательский дом Литур”, 2007.
  3. Волина В.В. Веселая грамматика. м. Знание, 1999.
  4. Карельская Е. Поможем Буратино заговорить. Журнал “Дошкольное воспитание” №1,1999.