Воспитательное занятие "Масленица"

Разделы: Внеклассная работа, Классное руководство


Цель:

  1. Обобщить и систематизировать знания и представления студентов о русском народном празднике Масленица.
  2. Развивать коммуникативные, рефлексивные умения.
  3. Воспитывать чувство принадлежности к группе, уважение к русским традициям.

Оборудование: карандаши, краски, ватман, стикеры, скотч или магниты, блины, зубочистки, салфетки.

При подготовке занятия использованы материалы о празднике Масленица, размещенные в сети Интернет по адресу: readmas.ru/ya-ne-znayu/maslenica.html.

Ход урока

I. Организационный момент.

Ведущая: Добрый день! Рады приветствовать вас! Займите, пожалуйста, места на стульях.

(Участники рассаживаются на стулья, которые стоят по кругу.)

II. Вводная беседа.

Ведущая: Наша сегодняшняя встреча посвящена русскому народному празднику Масленица.

- Как вы думаете, почему мы выбрали именно эту тему для воспитательного занятия? (Выслушивание ответов.)

- А почему мы сидим в кругу? (Правильно, так как главный символ масленицы блин, а он – круглый.)

III. Основная часть.

Ведущая: Что вы знаете о Масленице? (Выслушивание ответов.)

Сейчас я буду называть некоторые факты, и те, кому они известны, должны встать со своего места и поменяться местами с теми, кто тоже встал.

Пример. Масленица – языческий праздник. Те, кто знал об этом, меняются местами в кругу.

(Участники меняются местами по инструкции учителя.)

  1. До крещения Руси Масленица называлась Комоедица и отмечалась в течение 7 дней.
  2. После крещения Руси Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи.
  3. Масленица – это время, когда пробуждается Природа и Солнце-дитя Коляда становится юношей Ярилой, а в организме человека происходит перенастройка гормональной системы, подготовка к весенней форме активности.
  4. В народе каждый день масленицы имеет свое название: понедельник- встреча, вторник – заигрыши, среда – лакомки, четверг – широкий разгул, пятница – тёщины вечерки, суббота – золовкины посиделки.
  5. Последний день Масленицы – прощёное воскресенье. В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения (настоятель просит прощения у других клириков и прихожан). Затем и все верующие, кланяясь друг другу, просят прощения и в ответ на просьбу произносят: «Бог простит».
  6. В Прощёное воскресенье на Руси торжественно сжигали «чучело Масленицы», а в некоторых местах на Руси его топили или разрывали на куски.
  7. В костер бросали не только чучело, но и разные старые вещи, остатки праздничной еды, что символизировало похороны зимы, всего отжившего, старого, и вместе с тем обновление природы, зарождение весны, новых сил плодородия.
  8. К костру, в котором горело чучело, приносили блины и угощали друг друга, около костра водили хороводы.

Ведущая: Молодцы, мы с вами вспомнили самые интересные традиции Масленицы. Предлагаю вам всем вместе сымпровизировать некоторые из них. Начнем с изготовления Чучела.

Для этого разделимся на команды. Оля, Маша и Наташа выйдете в центр, наберите себе команду. Каждая из вас по очереди будет вызывать к себе по одному человеку до тех пор, пока вся группа не разделиться на команды.

(В данном случае использованы имена девушек-лидеров микрогрупп.)

Спасибо.

Инструкция. Каждая команда получит по листу ватмана. Первая команда будет рисовать верхнюю часть чучела, вторая нарисует среднюю часть, а нижнюю часть нарисует третья команда. При этом запрещается отрывать бумагу от плоскости стола и перемещать по классу. Задача всей группы работать так, чтобы при совмещении рисунков получилось единое Чучело.

Время на работу 5 минут.

(Команды расходятся для выполнения задания. Через 5 минут команды "собирают" Чучело на доске.)

(Студенты возвращаются в круг на свои места.)

Ведущая: Давайте посмотрим, получилось ли у нас единое Чучело? (Выслушивание ответов.)

(Студенты по очереди озвучивают свои записи, обсуждают их и прикрепляют к Чучелу.)

Что-то мешало группе работать дружно, ориентироваться на общий результат. Инструкция: Пожалуйста, объединитесь в тройки и обсудите, что, по-вашему, мешает нашей группе жить дружно и бесконфликтно. Ответы запишите на стикерах.

Время на работу 1 минута.

Ведущая: Прошу вас, по очереди зачитать то, что вы написали и прикрепить стикер к Чучелу.

Ведущая: Вы помните, по древней русской традиции на Масленицу выбрасывали и сжигали все отжившее и ненужное, сделаем то же самое с качествами или явлениями, которые мешают нашей группе жить дружно и бесконфликтно. Согласны?

Хорошо. Согласно русской традиции это Чучело необходимо сжечь или разорвать и тогда вместе с весной в нашу группу придут стабильность, взаимоуважение, дружеское участие, взаимопомощь и взаимовыручка.

Инструкция. Сейчас вы будете передавать Чучело по кругу. Каждый по очереди будет разрывать его. То, что останется от Чучела, мы выбросим как символ старого, ненужного и уже отжившего.

(Студенты разрывают Чучело.)

Ведущая: Как вы помните, после сожжения Чучела на Руси было принято угощать друг друга блинами и просить прощения за все обиды вольные и невольные. Я приготовили для вас угощение – кусочки блинов.

Инструкция. Возьмите, пожалуйста, один кусочек, угостите соседку, которая сидит справа от вас, и попросите, как это было принято у наших предков, прощение за все обиды, вольные или невольные. Не забудьте поблагодарить друг друга за угощение, ведь оно от души. У вас есть 2 минуты.

(Ведущая проходит по кругу с блюдом, на котором лежат кусочки блинов на зубочистках и салфетки.)

Ведущая: Масленица заканчивалась хороводами. У нас тоже будет хоровод, но бумажный.

Инструкция. Сейчас каждая получит лист формата А4. Подпишите свой лист. Ваш лист отправится в хоровод по кругу. Каждый, кому в руки попадет лист, нарисует вам свое пожелание. Время на работу с каждым листом – 10 секунд. Чтобы вам помочь, я буду говорить «дальше», это знак для продолжения хоровода.

(Студенты получают листы и карандаши.)

Ведущая: Ваши листы вернулись к вам. Посмотрите, что пожелала вам группа. Поделитесь вашими впечатлениями, принимаете ли вы пожелания? Ответьте одним словом.

(Студенты по кругу отвечают на вопрос.)

IV. Итог.

Ведущая: Вот и подошло к концу наше занятие. Хотелось бы узнать ваши впечатления. Что нового вы узнали о русских традициях, о себе или одногруппницах? (Выслушивание ответов.)

(Студенты высказываются по кругу.)

На этом наше занятие заканчивается. Всем спасибо за работу.