Школьные олимпиады

Разделы: Иностранные языки


Цели олимпиады.

Среди основных целей проведения олимпиады мы выделяем следующие параметры:

  • определить соответствие знаний, умений и навыков школьников требованиям государственного стандарта;
  • выявить одарённых творчески мыслящих школьников и всемерно способствовать развитию творческого потенциала учащихся;
  • углубить знания учащихся по предмету;
  • расширить кругозор учащихся;
  • совершенствовать практические навыки и умения применять современные технические средства, программные обеспечения и информационные технологии;
  • выявить учащихся, уровень знаний, умений, навыков (ЗУН), которых соответствует конкурсным требованиям ВУЗов, стандартам ЕГЭ и международным требованиям FCE.

Концепция школьной олимпиады.

Школьная олимпиада проводится каждый учебный год с 5-11 класс. Структура школьных олимпиад содержит задания подобные городским, областным и всероссийским.

Сроки проведения туров могут меняться в зависимости от сроков проведения городских и областных олимпиад, куда школа обычно направляет финалистов.

По нашему мнению, олимпиадное движение должно длиться весь учебный год. В лицее на протяжении 5 лет существует практика проведения летнего профильного лагеря, где ученики сочетают занятия любимым предметом с отдыхом.

Задания для олимпиады.

Учителями кафедры английского языка разработано Положение о проведении школьной олимпиады, в котором четко оговорено все требования к выполнению и оформлению работ.

Самым сложным вопросом при проведении олимпиады остаётся подбор заданий и их тестирование. Можно рекомендовать несколько основных принципов, по которым должны составляться олимпиады:

  • задания школьной олимпиады должны быть разного уровня сложности, чтобы часть заданий могло решить подавляющее большинство учеников, а 1-2 из них могли решить только самые сильные учащиеся. Это позволит, с одной стороны, провести отбор учеников для участия в городской олимпиаде, а с другой - соблюсти принцип дифференциации обучения. Чтобы все участники могли реализовать свои амбиции в олимпиадных вариантах, обязательно должны быть “утешительные” задания для слабых участников и 1-2 трудные для самых сильных.
  • Количество заданий должно быть не меньше чем на городских и областных олимпиадах. Такая организация заданий будет развивать тактические умения учащихся: чтобы, оценив сложность заданий, суметь правильно распределить акценты при выборе очередности решения заданий.

Мы считаем, что данная система работы оправдывает себя и приводит к хорошей подготовке учащихся и их успешному выступлению на городских и областных олимпиадах.

Памятка для учащегося

Грамматические и лексические задания.

При выполнении заданий на заполнение пропусков, нужно помнить следующее:

  • При заполнении пропуска следует обратить внимание на слова непосредственно перед пропуском или после него. Они могут подсказать правильный вариант.
  • Необходимо помнить устойчивые сочетания.
  • В каждом пропуске должно стоять только одно слово.

Выполняя парафраз, необходимо учитывать тип парафраза. Существует три вида этого вида грамматического задания:

1. Даны слово, начало и конец предложения. При таком виде парафраза необходимо соблюдать следующие правила:

  • Слово, обозначенное для обязательного использования в предложении, нельзя изменять.
  • Писать на листе ответов нужно только изменённую часть.
  • Ответ должен содержать минимум два слова и максимум пять.
  • Если используется сокращённая форма, то она засчитывается за два слова.

2. Дано начало предложения. При таком виде парафраза количество слов, используемых для составления нового предложения, не ограничивается.

3. Дано лишь слово, которое необходимо использовать при парафразе.

При выполнении заданий на поиск ошибок, нужно найти лишнее слово, которое затрудняет понимание текста и нарушает грамматический строй предложения. Как правило “ошибками” являются вспомогательные глаголы, местоимения, предлоги, союзы, но нет правил без исключений. Нельзя забывать, что, если в строке нет ошибок, то рядом с ней необходимо поставить “галочку” (\/).

Выполняя задания на словообразование, необходимо прочесть весь текст, потому что подсказки могут оказаться в любом месте текста. Нельзя делать более двух изменений с данным словом, например: interest-uninterested.

Письмо. В задании по письму сообщается:

  • ситуация;
  • кому вы пишите;
  • почему вы пишите.

Чтение. Для чтения предлагаются тексты из газет, журналов, рассказы, буклеты, инструкции, объявления. Работу над подобным текстом рекомендуется построить следующим образом:

  • Прочитайте сначала текст и постарайтесь понять о чём он. Постарайтесь, на сколько это возможно, вникнуть в детали. Если вы чего-то не понимаете, не нужно терять время, стараясь разобраться в значении того или иного слова.
  • Посмотрите на первый вопрос и найдите в тексте ту часть, которая может являться ответом на этот вопрос. Помните, что выбрать нужно лишь один ответ.
  • Все вопросы составлены в том порядке, в котором поступает информация в тексте, но может быть вопрос по содержанию всего текста.

Тексты, в которых пропущены предложения или абзацы. Порядок работы:

  • Прочтите основной текст и постарайтесь понять главную идею.
  • Прочтите те предложения или параграфы, которые нужно вставить. Постарайтесь понять чем они отличаются (временами, от какого лица идёт рассказ).
  • Вновь вернитесь к тексту, посмотрите на предложение перед пропуском, после него и решите, что подходит для этого пропуска. Если вы не можете найти подходящий вариант, то продолжите выполнение упражнения, а к пропуску вернитесь позже.

Тексты сопоставительного характера. Дается информация о людях и их интересах. Это могут быть различные книги, фильмы, праздники, отели, музеи, достопримечательности и т.д. Необходимо выбрать подходящее описание каждому. Это задание лучше выполнять по следующему алгоритму:

  • Прочтите сначала тексты о людях.
  • Начните читать восемь описаний, обращая внимание на то, что требуется первому человеку.
  • Когда найдёте подходящее на ваш взгляд описание, прочтите его ещё раз. Если не уверены, то прочтите другие описания. Если уверены, то начните поиск информации для второго человека.
  • Помните, что описание можно использовать один раз.
  • После того, как вы подобрали описание всем пяти, прочтите ещё раз все восемь описаний, чтобы убедиться, что вы не ошиблись.

Мы считаем, что данная система работы оправдывает себя и приводит к хорошей подготовке учащихся и их успешному выступлению на городских и областных олимпиадах.

Олимпиадные задания для V класса (Приложение 1)

Олимпиадные задания для VI класса (Приложение 2)