Мультимедийный урок по химии "Многоатомные спирты"

Разделы: Химия


Приложение 1

Цели урока: (слайд2)

  • Закрепить полученные знания об одноатомных спиртах.
  • Познать новое  (многоатомные спирты) в сравнении с одноатомными, найти в общем частное, в частном общее.
  • Сформировать представления учащихся о многоатомных спиртах
  • Познакомить с особенностями свойств многоатомных и одноатомных спиртов
  • Подчеркнуть связь количественных изменений с качественными
  • Закрепить знания общих свойств и способов получения спиртов

Задачи урока:

  • Способствовать развитию мобильности мышления через применение в конкретных ситуациях знаний из различных курсов органической химии.
  • Развивать умение участвовать в проблемном диалоге.
  • Содействовать развитию познавательного интереса учащихся.

Реактивы: растворы гидроксида меди (II), гидроксида натрия, глицерин, этиленгликоль, этанол, натрий, (р) соляной кислоты, жевательная резинка “Дирол”.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, модели молекул спиртов, пробирки, колба, презентация

Тип урока: комбинированный.

План урока

1 этап – Организационно-мотивационный

Ход урока

1 этап – Организационно-мотивационный (слайд3)

Повторение предыдущей темы:

Устный опрос

  • Какие вещества называются спиртами? (слайд 4, 5)
  • Как классифицируют спирты по числу ОН-групп, и по Rad? (слайд 6-8)
  • Номенклатура спиртов? (слайд 9, 10)

Работа на местах (слайд 11)

  • Написать формулы:
    2-метил бутанола
    2-метил-2-бутанола
  • Осуществить превращение:

На слайде12, показано, как идет образование кратной связи в молекуле одноатомных спиртов.

  • Дать название следующим веществам: (слайд 13)

Характерные химические свойства спиртов?

(слайд14)

Демонстрация видеоопыта “Горение одноатомных спиртов” (слайд15,16)

Где используются спирты? (слайды 17-21)

Сообщение учащегося “О вреде алкоголя на организм человека” (слайды 22-31)

2 этап – Мотивация к восприятию нового материала: (слайд 32)

  • Что вы знаете о многоатомных спиртах? Используем ли их в повседневной жизни?
  • Как вы думаете, что представляет собой глицерин?
  • Что вы знаете о незамерзающих жидкостях?
  • Давайте сегодня поговорим о них

Учитель: Оказывается, существуют ещё и другие спирты – многоатомные. Да, действительно, есть спирты, которые имеют две, три, шесть гидроксильных групп. Представители многоатомных спиртов: (слайд 33)

  • Этиленгликоль
  • Глицерин
  • Ксилит
  • Сорбит

Задание 1: Найдите модели спиртов, молекулы которых содержат две гидроксильные группы (учащиеся находят модель этиленгликоля). Это  двухатомные спирты – диолы, гликоли.
Трехатомные спирты имеют три гидроксогруппы – триолы, глицерины. Известные спирты и большей атомности, например, ксилит, сорбит:

СН2ОН – СНОН – СНОН – СНОН – СНОН – СН2ОН.

сорбит

ОН – СН2 – (СНОН)3 – СН2 – ОН

ксилит

Учитель демонстрирует рекламный ролик о жевательной резинке “Дирол”.

Задание 2: “Evry time you eat… Каждый раз, когда вы едите…” – эту фразу давно выучили наизусть даже те, кто раньше ни слова не знал по-английски. А следом за ней на экране появляется график изменения рН в полости рта – впечатляющая кривая, призванная убедить нас в необходимости немедленно приобрести жевательную резинку “Дирол без сахара”

Прочитайте “состав” жевательной резинки “Дирол” и скажите, какие многоатомные спирты в нее входят? Какую функцию они выполняют. Попробуйте оценить с позиций химии, насколько справедливы слова стоматолога “Evry time…”, реально ли именно такое изменение рН в полости рта и насколько эффективен “Дирол”.

Учитель: По программе мы изучаем двух- и трехатомные спирты.
Формулы многоатомных спиртов, как и одноатомных, можно вывести из формул соответствующих углеводородов, заменяя в них атомы водорода гидроксильными группами.
Если, например, в  формуле молекулы этана гидроксильными группами заместить два атома водорода (у каждого атома углерода по одному), то получится формула молекулы двухатомного спирта:

СН2ОН – СН2ОН этиленгликоль, по систематической номенклатуре этандиол – 1,2.

В названиях многоатомных спиртов перед суффиксом – ОЛ ставят числительное, указывающее количество гидроксильных групп.

 Задание 3: Из формулы молекулы пропана вывести формулу молекулы трехатомного спирта глицерина и дать название по систематической номенклатуре.

Ученик выполняет задание на доске, а учащиеся в тетрадях.

СН3 – СН2  – СН3  ––> СН2 ОН – СНОН – СН2 ОН   глицерин или пропантриол – 1, 2, 3.

Вывод: К названиям предельных углеводородов добавляем суффикс – триол, цифрами указываем положение гидроксильных групп.

  • Строение и физические свойства многоатомных спиртов (слайд 34-37)

Учитель. Перед вами пробирка с глицерином. Рассмотрите, что представляет собой это вещество.

Лабораторный опыт: Растворимость глицерина в воде.

К 1 мл воды в пробирке прилили равный объем глицерина и взболтали смесь. Затем добавили еще столько же глицерина. Что можно сказать о растворимости его в воде? Опишите свойства, которые вы наблюдаете.

Глицерин – бесцветная, сиропообразная жидкость сладковатого вкуса, хорошо растворимая в воде.

Учитель. Добавлю, что эти физические свойства присущи и другим многоатомным спиртам, в том числе и этиленгликолю. Надо  помнить! Этиленгликоль очень ядовитое вещество!

Задание 4: Сравните физические свойства многоатомных и одноатомных спиртов. На интерактивной доске проецируем эти сведения:

Учитель: Подумайте о причине различия физических свойств одноатомных и многоатомных спиртов?
Каковы изменения в относительных молекулярных массах спиртов?
Каковы причины резкого различия температуры кипения?

Ответы учащихся: Изменения в относительной массе  одноатомных и многоатомных спиртов незначительные.

Резкие изменения температуры кипения спиртов объясняются числом гидроксильных групп.

Вывод: Число гидроксильных групп в спирте оказывает влияние на их физические свойства (за счет водородных связей).

  • Химические свойства многоатомных спиртов

а) сходство с одноатомными спиртами:

Взаимодействие со щелочными металлами. Демонстрация видеоопыта “Взаимодействие с натрием” (слайд 37)

Учитель. Какие еще химические свойства характерны для одноатомных спиртов?

Учащиеся перечисляют свойства: реакция горения, реакция обмена всей гидроксогруппы на галоген (с галогеноводородными кислотами и другие).

Учитель. Запишите в тетрадях уравнения реакции взаимодействия:

  1. Глицерина с натрием;
  2. Глицерина с НCl.

Ученики выполняет записи этих уравнений на доске.

Вывод: Многоатомные спирты имеют сходные свойства с одноатомными спиртами.

б) качественная реакция на многоатомные спирты.

Как вы знаете, в жевательной резинке “Дирол” содержится ксилит – пятиатомный спирт. Давайте убедимся в этом, проделав качественную реакцию на многоатомные спирты.

Лабораторный опыт: Обнаружение многоатомного спирта в жевательной резинке.

(Обсуждение результатов опыта, формулировка вывода о наличии в жевательной резинке многоатомного спирта)

Применение многоатомных спиртов.

Учитель. Рассмотрим вопрос о применении.
Глицерин применяется для получения смазочных материалов, как умягчитель кожи и тканей, в парфюмерной фармацевтической и пищевой промышленности.
Водные растворы этиленгликоля и глицерина замерзают при низких температурах, поэтому их используют в качестве антифризов – жидкостей с низкой температурой замерзания, применяемых для охлаждения двигателей внутреннего сгорания.

Учитель демонстрирует лекарственный препарат – нитроглицерин и задает следующие вопросы:

1. За счет, какого изобретения у Нобеля образовался приличный капитал? (динамит)
2. Как объяснить следующее четверостишье

Я пью его в мельчайших дозах,
На сахар капаю раствор
А он способен бросить в воздух
Любую из ближайших гор.

3. О каком веществе идет речь?

4. Что является основой данного вещества?

5. Почему вы так решили?

Ученик делает сообщение о нитроглицерине

Производство нитроглицерина разработал русский ученый Николай Николаевич Зинин в 1853 году. Но предложения о строительстве промышленных предприятий по производству снарядов и мин не заинтересовали ни царское правительство, ни артиллерийское ведомство. Только в 1863 году нитроглицерин начали успешно применять для подземных и подводных взрывов. Ученик Зинина – Альфред Нобель – продолжил работы своего учителя и в 1867 году запатентовал способ производства динамита. Будучи членом семьи знаменитых и богатых промышленников он стал организатором и совладельцем многих предприятий по производству взрывчатых веществ в разных странах мира. За год до смерти Нобель сам, без помощи адвокатов, составил завещание. Он считал, что унаследованное богатство плодит бездельников, поэтому друзьям и родственникам завещал немного. “Капитал мои душеприказчики должны перевести в ценные бумаги, создав фонд, проценты с которого будут выдаваться в виде премии тем, кто в течение предшествующего года принес большую пользу человечеству” Это вещество пробовали применять в военных целях. Однако такая взрывчатка часто взрывалась раньше, чем требовалось: при транспортировке, от сотрясения и удара. Решение проблемы предложил шведский инженер-химик, изобретатель пи промышленник Альфред Нобель, который значительную часть жизни прожил в России. Именно здесь он работал директором завода по производству нитроглицерина. Частые несчастные случаи на заводе побудили Нобеля к поиску методов безопасного обращения с этим веществом. В 1866 году ученый обнаружил, что пропитанная нитроглицерином инфузорная земля (кизельгур – нем.-рыхлая, легкая, пористая) безопасна при хранении и транспортировке, но сохраняет свои взрывчатые свойства. так был изобретен динамит – его разрушительную силу используют при прокладке туннелей, поиске и добыче полезных ископаемых, в строительстве и военном деле.

Но ... нитроглицерин не только убивает … и лечит:

1% раствор сосудорасширяющее средство (кардиологическое средство) не обладает взрывчатами свойствами.

Человечество вспоминает с благодарностью о Нобеле как и об основателе знаменитой премии.

III. Закрепление

С целью контроля знаний учащимся предлагается индивидуальная работа за компьютерами: выполнение упражнений по теме “Спирты”.

Используемое пособие: СD-диск “репетитор по химии” из серии “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия”.

Компьютерная программа позволяет учащимся выставить себе оценки за выполнение работы.

IV. Рефлексия.

Итак, давайте подведем итоги нашего урока.

1. Знания, полученные сегодня на уроке, мне пригодятся в жизни.

2. На уроке меня заинтересовал вопрос о …

3. Мне хотелось бы выяснить следующее …

V. Подведение итогов урока.

Оценивание ответов учеников и работы на уроке, выставление отметок.

VI. Домашнее задание.

§ 8.4, вопросы № 1 – 8 на стр. 176, сообщения о многоатомных спиртах.