"На лесной полянке". Интегрированное занятие для подготовительной группы ДОУ

Разделы: Музыка, Работа с дошкольниками, Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: загадки, насекомые, грамматическая сторона речи, логоритмические упражнения, стихи, связная речь


Представленное занятие – один из примеров взаимодействия воспитателя, учителя-логопеда и учителя музыки при изучении детьми подготовительной к школе группы ДОУ темы «Насекомые».

Наряду с расширением знаний об окружающем мире (воспитатель), в рамках этой темы происходит обогащение словарного запаса у детей, развитие у них связной речи и умения использовать различные виды предложений (учитель-логопед).

Используя пройденный лексический материал, учитель-логопед развивает у группы детей фонетическую сторону речи, фонематическое восприятие, звуко-слоговой анализ. Вместе с воспитателем он помогает детям, имеющим речевые проблемы, успешно осваивать программу подготовки к школьному обучению.

Учитывая то, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра,  учителем-логопедом в содружестве с учителем музыки были подготовлены к этому занятию несколько игр и логоритмических упражнений (музыка авторская). А воспитатель в процессе работы над темой «Насекомые» организовывал эти игры в подготовительной группе, меняя их содержание (разные гласные и согласные звуки, разные названия насекомых). Открытое интегрированное занятие явилось итогом изучения данной темы.

Подготовка и проведение таких занятий оказывает комплексное влияние на развитие личности дошкольника. Увеличивается запас его знаний, развивается связная речь, обогащается словарный запас. Улучшается память, внимание, более организованным становится поведение детей.

Использование инсценировок делает речь более интонированной, эмоциональной, а ребёнка – уверенным в себе, артистичным. Содержание темы позволяет поднять и обсудить с детьми проблемы бережного отношения к окружающей природе. Использование красочного наглядного материала и музыкального сопровождения помогает эстетическому развитию детей.

Складывание разрезных картинок способствует развитию пространственного восприятия.

Логоритмические упражнения помогают развитию чувства ритма, общей и мелкой моторики.

Кроме того, они способствуют психоэмоциональной разгрузке детей, используются как двигательные паузы между различными этапами занятия.

Учитель-логопед и учитель музыки несколько лет сотрудничают при создании и использовании логоритмических упражнений в качестве музыкальных динамических пауз на коррекционных занятиях, уроках музыки, во время учебных занятий.

Цель занятия: развитие речи и моторики воспитанников подготовительной группы на материале познавательной/ лексической темы «Насекомые».

Задачи:

  • развитие фонетической стороны речи, фонематического восприятия;
  • пополнение словарного запаса, развитие лексико-грамматической стороны речи;
  • развитие фразовой речи, использования в речи простых и сложных предложений;
  • развитие общей и мелкой моторики, пространственного восприятия;
  • развитие слухового и речевого внимания, памяти;
  • закрепление знаний , умений и навыков звукового и слогового анализа;
  • формирование понятия о насекомых, их особенностях;
  • воспитание организованности и норм поведения во время занятия;
  • развитие интонационной стороны речи;
  • выполнение музыкальных логоритмических упражнений в качестве физкульминуток  для психоэмоциональной и двигательной разгрузки, коррекции речи;
  • воспитание умения дружить и бережно относиться к окружающей природе;
  • развитие музыкального слуха и чувства музыкального ритма.

Оборудование: тематический набор картинок «Насекомые», набор разрезных картинок с изображением насекомых, два больших цветка, синий и красный (для подвижных игр), бумажные ободки для «пчёлок», карточки с буквами, оборудование для музыкального сопровождения занятия, подставки для «чупа-чупсов» (можно из пластилина).

ХОД ЗАНЯТИЯ

Ведущий:

Злые ветры налетают,
И метели заметают,
И трескучий мороз
Заморозил нас до слёз.
Мы по лету заскучали.
На полянку мы позвали
Наших летних всех знакомых
Самых разных …(насекомых)
Фея к нам пришла лесная.
Чтоб проверить, как мы знаем
Внешний вид их и повадки,
Загадает нам загадки.

Лесная фея:

Дети, кто меня не знает,
Фея я зовусь лесная.
Насекомых знаю я ,
Все они мои друзья.

– Отгадайте мои загадки и расскажите, что вы знаете о насекомых:

На ромашку у ворот
Приземлился вертолёт,
Серебристые глаза,
Кто же это? … (Стрекоза)

Не зверь, не птица,
Нос как спица,
Летит – кричит,
Сядет – молчит.
Кто его убьёт,
Тот кровь прольёт.

(Комар)

Всех жучков она милей,
Спинка алая на ней,
А на ней кружочки,
Чёрненькие точки.

(Божья коровка)

Расту червяком, питаюсь листком.
Потом засыпаю, себя обмотаю,
Не ем, не гляжу, неподвижно лежу,
Но с новой весной я вдруг оживаю,
Свой дом покидаю, как птичка порхаю.

(Гусеница, куколка и бабочка)

Чёрен, да не бык.
Шесть ног без копыт.
Летит – воет.
Сядет – землю роет.

(Жук)

С ветки – на тропинку,
с травки – на былинку
Прыгает пружинка,
зелёная спинка.

(Кузнечик)

Ведущий: Лесная фея, а про кузнечика мы знаем песенку. (Дети исполняют песню «В траве сидел кузнечик» с движениями, например, такими: первый куплет – руки на пояс, лёгкие приседания; второй куплет – руки на пояс, повороты в стороны; третий куплет – руки на живот, в стороны; четвёртый куплет – плечи вверх, вниз.)

Лесная фея:Молодцы, хорошая песенка. А теперь ещё отгадайте загадку:

Сок цветов душистых пьёт
Дарит нам и воск, и мёд.
Людям всем она мила,
А зовут её… (пчела).

– Покажите мне пчелу на картинке. Какая она? Давайте поиграем в игру «Весёлые пчёлки».

Дидактическая игра «Весёлые пчёлки».

На полу лежат два больших цветка: синий и красный. Ведущий спрашивает детей, что они знают о гласных и согласных звуках и  раздаёт детям буквы. «Пчёлки» с гласными звуками должны прилететь на красный цветок, а с согласными – на синий. Перед тем, как полететь, они поют потешку (югославская народная):

Пчёлка, пчёлка,
Золотая холка,
Полети на лужок,
Принеси мне медок!

Каждый должен объяснить, почему он прилетел на этот цветок и назвать свою букву.

Лесная фея: Давайте вспомним приметы, связанные с насекомыми.

Приметы:

  • Если пчёлы рано вылетают из улья, будет ранняя и тёплая весна.
  • Пчёлы летают вблизи ульев к дождю, улетают далеко в поле к хорошей погоде.
  • Много паутины в бабье лето – к ясной осени и холодной зиме.
  • На кустах акации много пчёл – перед дождём.
  • Много появляется пауков – к тёплой ясной погоде.
  • Паутина расстилается на растениях – к теплу.
  • Осенью паутина – на ясную погоду.
  • Паук забился в угол – к ветру.
  • Комары и мошки сильно кусаются – к дождю.
  • Будет хорошая погода, если роем летают комары.
  • Муравьи прячутся в гнёзда – к грозе.
  • Сильный треск кузнечиков в поле предвещает сухую погоду.
  • Вечером сильно стрекочут кузнечики – к хорошей погоде.
  • Жуки жужжат – к непогоде.
  • Много майских жуков – жди засухи.
  • Дождевой червяк выползает наружу – к непогоде.

Дидактическая игра «Собери насекомое».

Ведущий:А сейчас мы с вами должны собрать картинки, на которых нарисованы насекомые, и назвать их. Названия насекомых мы должны разделить на слоги. И ещё вы мне скажете, на какой звук начинается название собранного насекомого и на какой звук оно заканчивается.

Дети садятся за стол и собирают разрезные картинки с изображением насекомых: бабочки, стрекозы, кузнечика и жука. Называют получившихся насекомых. Выполняют слоговой и звуковой анализ названий насекомых.

Лесная фея:

Он работник настоящий,
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом.

(Муравей)

– Что мы знаем про муравьёв? (Что они самые дружные и трудолюбивые).

Логоритмическое упражнение «Дружные муравьи» (с музыкальным сопровождением)

От друзей муравьишка отстал,    прижимаем ладони к щекам, качаем головой.
Ой-ой-ой!
Опоздал он и очень устал,
Ай-ай-ай!
В муравейник скорей побежал,   бег на месте.
Топ-топ-топ!
Но друзей он своих не догнал,    прижимаем ладони к щекам, качаем головой.
Ой-ой-ой!
Ну а солнце за лес уж зашло,       присели.
Ох-ох-ох!
Стало страшно и очень темно,    обхватили себя руками.
Ах-ах-ах!
Хорошо, что друзья помогли,     берёмся за руки ,раскачиваем их вверх – вниз. 
Да-да-да!                                        
Муравьишку домой принесли,
Да-да-да!

Дидактическая игра «Описание картинки».

Ведущий: Давайте посмотрим на картинку «Забота об окружающей природе». Сейчас мы с вами составим рассказ о том, что на ней нарисовано. Каждый из вас должен придумать по одному предложению.

Например: Дети пришли в лес. В лесу они нашли большой муравейник. В муравейнике жили муравьи. Они проносили лесу много пользы. Муравьи собирали хвоинки и щепочки, уничтожали вредителей леса. Саша и Ваня огородили муравейник ветками. Серёжа поставил табличку «Осторожно, муравьи».

Ведущий: Скажите, почему нужно охранять муравьёв? Какую пользу они приносят лесу?

Лесная Фея: А сейчас мы вам покажем басню Ивана Андреевича Крылова «Стрекоза и муравей».(Двое детей показывают инсценировку басни).

Лесная Фея: Дети, а почему муравей не захотел принять к себе на зиму стрекозу? (Потому, что она ленивая.)

Ведущий:Давайте с вами вспомним, как насекомые передвигаются. Пчела (летает), кузнечик (прыгает), гусеница (ползает). Мы проведём с вами весёлую эстафету.

Весёлая эстафета насекомых (музыкальное сопровождение).

Дети делятся на две команды (синих и красных) и преодолевают определённое расстояние, огибая цветы. При этом они повторяют движения насекомы в определённом порядке: летят и жужжат как пчела, говорят «тр-р-р» и прыгают как кузнечики, говорят «ш-ш-ш» и ползут как гусеницы, и т.д.

Лесная Фея:А теперь давайте послушаем стихи о насекомых.

Улитка

– Вы слыхали? Вы слыхали?
У улитки дом украли!
И расплакалась улитка:
– Где теперь я буду жить?
Что мне делать? Как мне быть?
– Да не плачь ты так, улитка,
Мы построим новый дом!
Будут стены расписные
И узоры над окном, –
Говорят улитке бедной
Муравьишка с комаром. –
Завтра, завтра тёплым днём
Новоселье справишь в нём.
                                             (О.Г.Зыкова.)

Божья коровка

Эта божья коровка –
Очень хитрая плутовка.
– Я пятнистая букашка,
По оранжевой спине
У меня одни кругляшки
Нарисованы везде.
Если в руки попаду –
Извините, обману:
Сразу, вроде без сознанья,
Я на спинку упаду.

                                         (О.Г.Зыкова)

Мотылёк

Как оживший вдруг цветок,
Пролетает мотылёк.
В воздухе порхает,
Быстро исчезает.
Мотылёк устал немножко.
Вниз теперь его дорожка.
Вскоре так он осмелел,
Что к тебе на руку сел.
Не гони его с руки:
Ты его побереги.
Он мгновенье посидит,
Снова в небо улетит.
                                            (В.Л.Гаазов)

Комар

Оседлал коня комар
И поехал на базар.
Он везёт назад с базара
Комариного товара
В трёх мешках и в трёх корзинах
Преогромных, комариных.
                     (Польская народная)

Дождевой червяк

Очень он трудолюбивый,
Без работы не сидит,
Землю всю послушным телом
Он без устали рыхлит.
– Это нужно нам самим,
Эту землю мы едим.
Оторвавшись от работы,
Дождевой сказал червяк:
– Я земле родной не враг.

                                         О.Г.Зыкова

Паук

Восемь ног паук имеет.
Насекомых не жалеет,
Паутину он прядёт –
В неё мошка попадёт.
Бьётся в сетях паутины
И не вырвется отныне.
Сам паук сидит и ждёт,
Жертва быстро устаёт.
Правда, иногда бывает,
Жертва просто улетает,
Паутину разорвав
И от паука удрав.

                                         В.Л.Гаазов.

Лесная Фея: Ну что, понравилось вам на лесной полянке? Всех насекомых узнаете летом?

Ведущий:

Мы и пели, и играли,
Насекомых собирали,
Всех мы этим увлекли,
И цветочки расцвели!
Вам они подарят, детки,
Очень вкусные конфетки!

Пока дети читали стихи, на цветах появились «тычинки» из чупа-чупсов. Угощение детей.

Использованная литература:

  1. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения:  Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 64 с.
  2. Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж: Методическое пособие. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006. – 112 с.
  3. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.
  4. Насекомые.Демонстрационный материал для фронтальных занятий. – М.: ООО Книголюб, 2000г.
  5. Стихи и рассказы о животном мире. Дидактические материалы по развитию речи дошкольников. / Авт.-сост. О.Е.Громова, Г.Н.Соломатина, И.В.Переверзева. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 176с.

Стихи в начале и итоговой части занятия авторские, учителя-логопеда С.В.Лузан.

Приложение 1

Приложение 2