Изучение медитативной лирики Ф.И. Тютчева в старших классах (презентация к домашнему уроку)

Разделы: Литература


“Медитативная лирика” – жанр лирической поэзии, передающей раздумья о жизни и смерти, о природе, любви, дружбе, о загадочности человеческой судьбы.

Любая лирика философична, но никто из русских поэтов так органично не соединил в своем творчестве поэзию и философию, как это сделал Ф. И. Тютчев [3, с. 309].

Философия внутренне связана с поэзией. И философия, и поэзия предполагают творческое прозрение высших закономерностей. В первом случае — средствами логического анализа “мир как логос”, во втором — средствами образного, предметного мышления, подчиняющегося не логике, а вдохновению, “исповедующему” “мир как красота” [5, с. 127].

Анализируя с этих позиций поэзию Ф. И. Тютчева, необходимо отметить “не одушевление космоса, а, так сказать, космизацию души, перенесение на личную жизнь категорий космического порядка” [7, с. 321].

Предметом философского познания (философско-лирического также) является универсальная триада: ЧЕЛОВЕК – БОГ – МИР. Поэты в медитативной лирике больше смотрят вглубь, внутрь, чем наружу; время в такой лирике рассматривается как категория духовная, одним словом, история души. В философской лирике сознание человека разрастается до масштабов мироздания, время воспринимается как вечность. Несмотря на разновидности поэтической рефлексии, медитативной и философской, которые отличаются уровнем художественного обобщения, при этом, обе отмечены яркой субъективностью, личностным переживанием, неповторимым колоритом авторской индивидуальности, высоким интеллектуализмом [6, с. 198].

На основе современных подходов к соотношению философии и лирики, мы разработали методическую систему уроков и вашему вниманию предлагаем рассмотреть проведенный нами урок литературы в старших классах на тему: Медитативная лирика Ф. И. Тютчева.

Ученикам предлагаются таблицы, в ходе занятия предусмотрено их заполнение: распределение стихотворений, прозвучавших на уроке.

Трехчастная схема классификационного разделения философской лирики.

Социально-философская (проблемная доминанта)
"ЧЕЛОВЕК ЛЮДИ (СОЦИУМ / НАЦИЯ)"

Морально-философская   (проблемная доминанта) 
"ЧЕЛОВЕК нравственность, духовность, внутренняя сущность”

Натурфилософская   (проблемная доминанта)
"ЧЕЛОВЕК ПРИРОДА"

     

Пятичастная схема классификационного разделения философской лирики.

Натурфилософская лирика: проблемная доминанта "ЧЕЛОВЕК ПРИРОДА" (приоритет проблематике философии природы). Религиософская (теософская) лирика: проблемная доминанта "ЧЕЛОВЕК – БОГ, (приоритет проблематике философии религии). Культурософская (артфилософская также) лирика: проблемная доминанта "ЧЕЛОВЕК КУЛЬТУРА (ИСКУССТВО также)" (приоритет проблематике философии искусства). Антропософская и морально-философская лирика: проблемная доминанта "ЧЕЛОВЕК ЧЕЛОВЕК" приоритет этико-антропологической и экзистенциальной проблематике. Социософская и нациософская лирика: проблемная доминанта "ЧЕЛОВЕК ЛЮДИ (СОЦИУМ / НАЦИЯ)" (приоритет проблематике философии общественно-национального бытия).

Для образца возьмем стихотворение “Как океан объемлет шар земной…”. Звучит стихотворение на фоне слайда “Небесные миры”. Ученик проводит аспектный анализ: Земля как корабль, мы в вечном движении: время рассматривается как категория вечности. Звучит вывод: данное стихотворение относится к чисто философской лирике. Есть мнение, что в этом стихотворении рассматривается “не только одушевление космоса, но и “космизация души”, перенесение на личную жизнь категорий космического порядка”.

Преимущество Тютчева перед многими из поэтов состоит в том, что “он вполне и сознательно верил в то, что чувствовал, ощущаемую им живую красоту принимал и понимал не как свою фантазию, а как истину” [4, с. 106].

Не то, что мните вы, природа -
Не слепок, не бездушный лик:
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Прислушиваемся к мнению учеников: 1) Ф. И. Тютчев прав, действительно есть у природы душа, а иначе теряется весь смысл.; 2) Природа настолько прекрасна и таинственна, как сама душа; 3) Эта загадка не решена на сегодняшний день, но в любом случае, здесь великий смысл и истина. Человек приобретая знания, стремится объяснить и доказать то, что дается только на веру. И только собственная слепота и глухота заставляют людей отрицать внутреннюю жизнь природы. Звучит стихотворение в исполнении ученика:

Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнца, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах…

Равнодушие, духовная слепота и глухота человека по отношению к природе создает проблемы катастрофического уровня. В каждом человеке заложено видение прекрасного, но в некоторых людях оно спит и поэтому требует духовного пробуждения.

Рассуждая о науках и художествах, Н.Г. Курганов отмечает, что “Создатель дал роду человеческому две книги. В одной показал свое величество, в другой свою волю. Первая видимый сей мир, им созданный, чтобы человек смотря на огромность, красоту и стройность Его зданий, признал Божественное всемогущество, по мере себе дарованного понятия. Вторая книга – Священное писание. В ней показано Создателево благоволение к нашему спасению” [2, с. 396]. Ф.И. Тютчев глубоко и сознательно был убежден в одушевленности природы, и это избавляло его от раздвоения между мыслью и чувством. И здесь мы полностью согласны с мнением философа, что “дело поэзии … в том, чтобы воплощать в ощутительных образах тот самый высший смысл жизни. Если вселенная имеет смысл, то двух противоречащих друг другу истин поэтической и научной так же не может быть, как и двух исключающих друг друга "высших благ" или целей существования. Следовательно, прав был наш поэт, когда прекрасное он сознательно принимал и утверждал не как вымысел, а как предметную истину, и, чувствуя жизнь природы и душу мира, был убежден в действительности того, что чувствовал” [4, с. 111].

Обращаемся к стихотворению "День и ночь":

На мир таинственный духов,
Над этой бездной безымянной
Покров наброшен златотканый
Высокой волею богов…

Рассуждаем: "День" и "ночь" только видимые символы двух сторон вселенной, которые могут быть обозначены и без метафор. День–свет, добро. Ночь-тьма, зло. Две противоборствующие силы. В этом смысл: предлагается выбор. Чтение из Библии: И сказал Бог: Да будет свет. И стал свет…и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью[1, с.5].

Положительное, светлое начало космоса сдерживает эту темную бездну и постепенно преодолевает ее. “В Человеке, последнем высшем произведении мирового процесса внешний свет природы становится внутренним светом сознания и разума” [4, с. 115]. Рассматриваем стихотворение:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует…
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует
Безверием палим и иссушен.
Невыносимое он днесь выносит…
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры, но о ней не просит…

Ту темную основу мироздания, которую человек чувствует и видит во внешней природе под "златотканым покровом" космоса, он находит и в своем собственном сознании. Главное проявление душевной жизни человека, открывающее ее смысл, есть любовь. Звучит стихотворение "О, как убийственно мы любим...":

О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей…

Приходим к выводу: это не есть случайность, а роковая необходимость земной любви, ее предопределение. Анализируется стихотворение:

Любовь, любовь, гласит преданье,-
Союз души с душой родной,
Их съединенье, сочетанье,
И роковое их слиянье,
И поединок роковой…

Жизнь, превращающая саму любовь в роковую борьбу, должна кончиться смертью. Но где же выход? В чем же тогда смысл существования? “Смысл природы был в создании разумного существа человека. Но разум в природном человеке оказывается лишь формальным преимуществом. Достойная и вечная жизнь, которая требуется, но не дается разумом, должна быть добыта духовным подвигом. Смысл человека есть он сам, но только не как раб и орудие злой жизни, а как ее победитель и владыка. Если загадка мирового сфинкса разрешена явлением природного человека, то загадка нового сфинкса души и любви человеческой разрешается явлением духовного человека, действительного и вечного царя мироздания, покорителя греха и смерти” [4, с. 117]. Обращаемся к стихотворению В. Соловьева.

Во тьму веков та ночь уж отступила,
Когда, устав от злобы и тревог,
Земля в объятьях неба опочила
И в тишине родился с нами Бог.

………….

Он здесь, теперь, средь суеты случайной,
В потоке мутном жизненных тревог
Владеешь ты всерадостною тайной:
Бессильно зло; мы вечны; с нами Бог!

Рассматриваем вывод поэта: происходит примирение неба и земли. Сам Бог во плоти человека, в образе Иисуса Христа пришел на землю, чтобы примирить противоборство и показать путь жизни, ведущий ко спасению. “Примкнуть к "Вождю на пути совершенства", заменить роковое и убийственное наследие древнего хаоса духовным и животворным наследием нового человека, или Сына человеческого, первенца из мертвых, вот единственный исход из "злой жизни" с ее коренным раздвоением и противоречием, исход, которого не могла миновать вещая душа поэта” [4, с. 117]. Звучит стихотворение в исполнении ученика:

О, вещая душа моя,
О, сердце, полное тревоги,
О, как ты бьешься на пороге
Как бы двойного бытия!..
Так, ты жилище двух миров,
Твой день болезненный и страстный,
Твой сон пророчески-неясный,
Как откровение духов...
Пускай страдальческую грудь
Волнуют страсти роковые,-
Душа готова, как Мария,
К ногам Христа навек прильнуть…

"Роковое наследие" темных сил в нашей душе не есть что-нибудь личное, оно одинаково принадлежит всему человечеству, таково же и духовное наследие Христово: оно явилось не для одиночного утешения отдельного человека, а для спасения всего человечества. “Как во всей природе наш поэт признавал живую душу, которою держится единство и целость мира, подобным же образом он признавал и живую душу человечества и видел ее в России” [4, с. 118]. Для Тютчева Россия была не столько предметом любви, сколько веры:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.

По мнению исследователей, личные чувства Поэта к родине были очень сложны и многоцветны. Было в них даже некоторое отчуждение, с другой стороны – благоговение к религиозному характеру народа: Звучит стихотворение в исполнении ученика:

"Всю тебя, земля родная, -
В рабском виде Царь Небесный –
Исходил благословляя".

Первое, еще неопределенное, но зато высокопоэтическое выражение этой веры он дал еще в молодости в прекрасном стихотворении "На взятие Варшавы". Анализируем стихотворение:

Славян родные поколенья
Под знамя русское собрать
И весть на подвиг просвещенья
Единомысленную рать…

Позднее вера Тютчева в Россию проявлялась в высказываниях о том, что Россия сделается всемирною христианскою монархией. “Великое призвание России предписывает ей держаться единства, основанного на духовных началах”[4, с. 119]. Обращаемся к стихотворению:

Над этой темною толпой
Непробужденного народа
Взойдешь ли ты когда, свобода,
Блеснет ли луч твой золотой?
Блеснет твой луч и оживит,
И сон разгонит и туманы...
Но старые, гнилые раны,
Рубцы насилий и обид,
Растленье душ и пустота.
Что гложет ум и сердце ноет...
Кто их излечит, кто прикроет?
Ты, риза чистая Христа...

Россия должна облечься "чистою ризою Христовою"

По убеждению философа В. С. Соловьева и по исследуемой нами на протяжении урока поэтической мысли самого Ф. И. Тютчева, Россия душа человечества. Воплотился ли уже в ней свет истины Христовой; спаяла ли она единство всех своих сыновей любовью? Сам поэт признает, что она еще не покрыта ризою Христа. “Пусть Россия в настоящих своих пределах станет христианским царством в полном смысле этого слова царством правды и милости, и тогда все остальное, приложится ей” [4, с. 121].

Вопрос: Удалось ли нам с вами вместе с поэтом Ф. И. Тютчевым и философом В. С. Соловьевым проследить “историю души человеческой, в частности души российской и приблизиться к самой Истине? В чем же она заключается, на ваш взгляд?

Ответ 1: В осмыслении самого себя, своей жизни, своей Родины.

Ответ 2: Победа добра над злом в самой России, а это значит, прежде всего, в нас самих на основе Любви Христовой.

Продолжая осмысление всего творчества поэта, обращаемся к нашим классификационным таблицам. Рождаются вопросы: Каждая ли графа заполнена? В какой больше? Почему? Какую трудность вы испытывали, распределяя стихотворения? Звучат разные мнения и ответы, но все приходят к выводу одному выводу. Действительно, невозможно охватить “весь жизненный океан” поэзии и вместить творчество нашего поэта в какие-то таблицы и рамки, а тем более “любовь к мудрости”, содержащей не только внешний взгляд “по горизонтали”, видящий время как “категорию вечности”, но и внутренний взгляд “по вертикали”, вглубь себя, рассматривающий время, как “историю души”. Мысль, как и чувство, не знает предела.

Такой подход к изучению медитативной лирики Ф. И. Тютчева позволит эффективно постигать творчество поэта не только на эмоциональном уровне, но и на духовно-философском, концептуально, будет способствовать формированию филологических компетенций старшеклассников и “взращивать” культурную личность.

Литература

  1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового завета. Издание Московской Патриархии. Москва. 1990 – 1346 с.
  2. Курганов Н. Письмовник. О науках и художествах. Град Святого Петра. В книгопечатне морского общества благородных юношей. 1777г. 473 с.
  3. Литература. 10 кл. Учебник. Базовый и профил. Уровни В 2 ч. Ч.1 / В. Г. Маранцман. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2007. – 383 с.
  4. Соловьев В. С. Литературная критика. – М.: Современник, 1990. – 422 с.
  5. Сиземская И. Н. Русская “философия-поэзия” как форма исторического миросозерцания. // Знание. Понимание. Умение. Гуманитарные науки: теория и методология. 2006, №1. с.127.
  6. Тихолоз Б. Философская лирика как поэзия рефлексии // Вестник Львовского университета. Серия филологическая. Вып. 33: Теория литературы и сравнительное литературоведение. Част. 1. Львов: ЛНУ им. И. Франко, 2004. С. 198-213.
  7. Франк С. Л. Русское мировоззрение. СПб., 1996.

Презентация