Формирование ключевых компетенций при изучении физики

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии


"Учитель есть помощник природы,
а не её владыка, её образователь, а не преобразователь".
Я. А. Коменский

Ключевые (базовые, универсальные) компетенции многофункциональны, надпредметны и многомерны. Овладение ими позволяет решать самые различные проблемы в повседневной, профессиональной, социальной жизни. Ключевые компетенции основываются на свойствах человека и проявляются в определенных способах поведения, которые опираются на его психологические качества, включают широкий практический контекст с высокой степенью универсальности.

К ключевым компетенциям относятся:

  • общекультурная компетенция;
  • социально-трудовая компетенция;
  • коммуникативная;
  • компетенция в сфере личностного определения (опыт самопознания, осмысления своего места в мире, выбор ценностных, целевых, смысловых установок своих действий.

В школьной образовательной практике можно выделить:

  • математическую компетентность - уметь работать с числом, числовой информацией (владеть математическими умениями);
  • коммуникативную (которая тесно соотносится с языковой) - уметь вступать в коммуникацию, быть понятым, непринужденно общаться;
  • информационную - владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации;
  • автономизационную - быть способным к саморазвитию, способность к самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности;
  • социальную - уметь жить и работать с людьми, с близкими, в коллективе, в команде; -продуктивную - уметь работать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них;
  • нравственную - готовность, способность и потребность жить по традиционным нравственным законам.

При формировании содержания образования происходят и конкретизация, и наполнение ключевых компетенций. Учебные предметы с ведущим компонентом "способы деятельности" могут быть полностью построены на основе компетентностного подхода на уроках русского языка, математики, информатики, физики. При изучении любого учебного предмета организуется учебная деятельность учащихся, следовательно, существуют возможности формировать учебно - познавательную компетенцию.

Основы наук - элемент культуры, следовательно, есть возможность на этих учебных предметах формировать общекультурную компетенцию. Но поскольку здесь важна способность ориентироваться в пространстве культуры, самоопределяться по отношению к ней, то в преподавании учебных предметов этого типа должен быть усилен акцент на смысловые, мировоззренческие элементы, определение собственного отношения ученика к изучаемому. В учебных предметах с ведущим компонентом "научные знания", формирование коммуникативной компетенции, компетенции личностного определения будет осуществляться больше за счёт процессуальной стороны обучения, чем за счёт содержания. В учебных предметах с ведущим компонентом "опыт эмоционально ценностного отношения к миру" содержание образования может быть ориентировано на формирование общекультурной компетенции и личностного определения. Учебные ситуации, действие в которых формирует опыт решения проблем,- это обычно практические ситуации, ролевые игры в урочной и внеурочной деятельности. И это конечно можно реализовать при изучении физики.

Готовясь к очередному уроку, каждый раз задаю себе вопрос - что важнее для моих учеников: постичь физические законы или, постигая их, обогатить и осознать себя, своё место в этом огромном мире?

Знания усвоены, но помогли ли они ученику почувствовать себя надежнее в окружающей жизни, побудили ли к творчеству, активному их применению. Еще Аристотель заметил, что ":ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле:". Другие замечательные слова из китайской пословицы: "Я слышу - я забываю, Я вижу - я запоминаю, Я делаю - я понимаю" -, доказывают необходимость формирования ключевых компетенций.

Ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования. В трехуровневой иерархии, предложенной А.В.Хуторским, ключевые компетенции стоят на первом месте. Далее общепредметные компетенции (относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей) и предметные (частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов).

Для формирования ключевых компетенций необходимо выбрать такую технологию обучения, при которой обучающиеся большую часть времени работают самостоятельно, учатся планированию, организации, самоконтролю и оценке своих действий и деятельности в целом.

Из многообразия современных образовательных технологий, как ведущую технологию я выбрал исследовательскую. Я считаю, что данная технология, как ни какая другая, способствует формированию практически всех выбранных мною ключевых компетенций у учащихся. Доминирование исследовательской технологии в обучении не означает полное исключение иных, оно предполагает лишь ее преобладание.

Основу педагогической технологии, моделирующей процесс научного исследования, составляет система понятий, определений, правил, дидактических средств и методических приемов. Реализация технологии идет через проведение уроков-исследований, исследовательских практикумов, домашних практических работ и внеурочной исследовательской работы.

На уроках-исследованиях ставлю две цели: обучение предмету (дидактическая) и обучение исследовательской деятельности (педагогическая). Поставленные цели достигаются в ходе решения конкретных задач, способствующих формированию компетенций: (Приложение №1)

По объему осваиваемой методики научного исследования провожу уроки-исследования и уроки с элементами исследования. На уроке с элементами исследования учащиеся отрабатывают отдельные учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность. По содержанию элементов исследовательской деятельности использую следующие типы уроков: уроки по выбору темы и метода исследования, по выработке умения формулировать цель исследования, уроки с проведением эксперимента, работа с источниками информации, заслушивание сообщений, защита рефератов и т.д.

На уроке-исследовании с моей помощью учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания. По уровню самостоятельности учащихся, проявленной в исследовательской деятельности на уроке, уроки-исследования соответствуют начальному (1 уровень), продвинутому (2 уровень) или высшему (3 уровень). Собственный опыт использования данной технологии позволил мне выделить возрастные группы учащихся и уровни уроков. (Приложение №2)

Таким образом, освоение учащимися исследовательских знаний и умений происходит поэтапно, с постоянным увеличением степени самостоятельности учеников в их исследовательской учебной деятельности.

На уроках-исследованиях использую разнообразные формы обучения учащихся: индивидуальную, групповую, парную, коллективную. Предпочтение отдаю групповой и коллективной, так как именно они, в большей степени, чем остальные способствуют формированию ключевых компетенций (Приложение №3). Для того чтобы избежать недос-татков групповой работы (конфликты, "спрятаться за чужими спинами" и т.д.) в обязательном порядке разрабатываем совместно с детьми и затем используем правила групповой работы.

При разработке тематического планирования изменяю структуру изучения материала, не нарушая логики, последовательности его изложения. Каждый блок фиксирован, в каждом его элементе - ведущие методы и формы обучения. (Приложение №4)

Исследовательские практикумы - важная часть используемой мною технологии. Использую три практикума: по одному в IХ, X, XI классах - в конце учебного года.

При выполнении исследовательских практикумов и индивидуальных исследовательских работ по физике формируется и информационная компетенция, связанная с критическим отношением к распространяемой по каналам СМИ рекламе и различных "ляпов". Исследуя состав и качество различных товаров, учащиеся делают выводы о достоверности сведений, заявленных в рекламе, подтверждают или опровергают их.

Работая над проблемой повышения мотивации учащихся к выполнению домашних заданий, как-то, вместо чтения параграфов и ответов на вопросы, я попросил детей выполнить дома практическую работу. В дальнейшем я понял, что такого рода задания очень интересны учащимся, выполняют они их с удовольствием, так как задания непосредственно связаны с жизнью, выполняют работу в комфортных для себя условиях, в своем собственном темпе, в полной мере ощущая себя исследователями. Система домашних исследовательских работ позволяет решать ряд задач, актуальных для современного обучения физики, например, таких как вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность, использование межпредметных связей, формирование навыков научной речи и умения письменно оформлять отчеты о проделанной работе, применение различных приборов, грамотное обращение с электрическими и другими приборами, различными веществами в повседневной жизни. В процессе выполнения работ формируются самостоятельность, ответственность, аккуратность. Таким образом, данный вид деятельности стал еще одним инструментом в формировании ключевых компетенций учащихся.

Внеурочная деятельность школьников только тогда будет влиять на развитие их компетенций, если она тесно взаимосвязана с ведущей деятельностью - учебно-познавательной. Поэтому, охотно помогаю учащимся, имеющим повышенный уровень мотивации к учению, проводить исследования отдельных объектов или явлений. Продукт такого взаимодействия - научные работы моих учеников, представленные на научно-практические конференции разного уровня и, как правило, высоко оцененные экспертами.

Завоевание призовых мест для меня и моих учеников не самоцель, главное - проба сил, твор-ческое использование своих способностей, умение принимать адекватные ситуации решения.

Информационные технологии - неотъемлемая часть современной жизни. Я считаю, что любой педагог, заинтересованный в совершенствовании своего профессионального мастерства, независимо от преподаваемого предмета, должен обладать высокой информационной культурой (уметь добывать информацию из разных источников, обрабатывать ее, уметь пользоваться компьютерной техникой и приспособлениями к ней, работать с популярными компьютерными программами, уметь пользоваться ресурсами Интернет), а главное - учить этому детей. Я согласен с автором этих строк: ":на уроках под руководством учителя школьники могут научиться использовать компьютерные технологии в образовательных целях для всестороннего развития своего интеллекта, овладеть способами получения информации для решения учебных, а впоследствии и производственных задач, приобрести навыки, которые помогут продолжить образование в течение всей жизни".

Поэтому, при обучении физике на моих уроках формирование информационной компетенции учащихся занимает одно из ведущих мест.

Использую при проведении уроков образовательные мультимедийные продукты. Но, обращаюсь к ним только в тех случаях, если они обеспечивают более высокий уровень образовательного процесса по сравнению с другими методами. Предлагаю учащимся использовать компьютерные программы при подготовке выступлений, докладов, творческих работ. Что они с удовольствием и делают.

Важной частью формирования информационной компетенции учащихся является умение использовать информационные ресурсы Интернет. Но, многие коллеги со мной могут не согласиться, мотивируя тем, что в данной ситуации наши дети привыкают просто брать готовое, не осмысливая материал, не прилагая собственного труда к созданию учебной работы. Я тоже сталкивался с ситуацией, когда ученики приносили готовую, выполненную в несвойственной для них манере работу. Что делать? Доказывать, что работа выполнена не самостоятельно? Запрещать использовать Интернет? А ведь большинство ребят выбирают в качестве домашнего задания подготовку информации из глобальной сети. Выход из ситуации - рассказать детям о правилах работы с информацией Интернет, которыми пользуюсь сам.

В своей работе учитываю психолого-педагогические особенности учащихся. Для этого обяза-тельно использую результаты исследований учащихся психологической службой школы (ШТУР, уровень тревожности, карта интересов и т.д.), при проектировании урока учитываю физиологические особенности учащихся, веду мониторинг сформированности отдельных уме-ний, имеющих прямое отношение к ключевым компетенциям, таких как: умение сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать, анализировать, проводить аналогии, обобщать, доказывать, выделять главное, выдвигать гипотезу, синтезировать. При этом использую следующие методы исследования: наблюдение, тестирование, использование диагностических заданий, изучение документации учащихся.

В целом, делать окончательные выводы об эффективности внедрения ключевых компетенций можно будет по прошествии определенного времени, когда развитые компетенции помогут выпускнику реализовать себя в профессиональной и социальной сферах.

Разработанная мною структура процесса обучения позволяет формировать кроме предметных и ключевые компетенции выпускников школы, такие как: коммуникативная, информационная, социальная. Это подтверждается устойчивым ростом учебной результативности, ежегодным выбором учащихся 9 и 11 классов экзамена по физике. Умение учащихся применять полученные знания в жизненных ситуациях помогают им занимать призовые места в районных предметных олимпиадах и научно-практических конференциях. (Приложение №5)

Среди моих выпускников есть врачи, учителя, ветеринары, специалисты по экспертизе продовольственных товаров, технологи нефтяной промышленности, менеджеры по туризму и т.д.

Пусть не многие из моих выпускников связали свою жизнь с профессиями, основанными на знаниях физики. Главное, что знания, полученные на моих уроках, помогут им в повседневной и профессиональной жизни. Я считаю, что если мой ученик умеет работать в команде, находить истину, планировать результат и оценивать его, точно формулировать свои мысли, самовыражаться, находить любую информацию, он будет успешен в дальнейшем.

Работу в направлении формирования компетенций я не считаю законченной. Есть возможности совершенствования в применении исследовательской технологии на уроках и вне его, необходимо дальнейшее изучение и применение психолого-педагогического инструментария.

Литература.

  1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003.- № 2. - С. 58-64.
  2. Хуторской А.В. Личностно-ориентированный подход к обучению. - М., 2006.
  3. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. - М., 2000.
  4. Болотов В.А., Сериков В.В. "Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме", Педагогика, 2003. №10
  5. Ермаков Д. "Компетентность в решении проблем", Народное образование, 2005. №9
  6. Дахин А.В. "Компетенция и компетентность", Народное образование, 2004. №4
  7. Л.П.Алексеева, И.С. Шалыгина "Состояние и проблемы профессиональной компетентности" - М. НИИВО, 1994 г.
  8. www.eidos.ru