Индивидуальное обучение для детей с разными возможностями здоровья

Разделы: Начальная школа, Инклюзивное образование


Инклюзия является социальной концепцией, которая предполагает однозначность понимания цели – гуманизация общественных отношений и принятие права лиц с ограниченными возможностями на качественное совместное образование.

Л.С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием. Он указывал, что при всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что он замыкает своего воспитанника — слепого, глухого или умственно отсталого ребенка — в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Он считал, что широчайшая ориентировка на нормальных детей должна служить исходной точкой пересмотра специального образования. Никто не отрицает необходимость последнего, но специальные знания и обучение нужно подчинить общему воспитанию, общему обучению.

Я преподаю в школе для глухих и слабослышащих детей. В моем классе 4 ученика, из них: слабослышащий, глухой, слабослышащий с задержкой развития, ребенок с ослабленными анализаторами зрения и слуха и слабостью физиологического состояния в виду специфики его основного заболевания. Ребята в классе все разные, но это не мешает им усваивать программу. Глухой ребенок часто отстает в понимании происходящего, слабослышащие включаются в помощь(“маленький учитель”). Ребенку с ослабленным здоровьем трудно выполнять физические упражнения, открывать двери(они у нас самозакрывающиеся), повесить пальто, так как он очень маленького ,не по возрасту, роста. Возле доски стоит скамейка, чтобы ученик мог пользоваться классной доской.

При подготовке к уроку мне приходится учитывать все особенности детей: слабовидящему готовятся индивидуальные карточки для работы на парте, слабослышащему ученику с сохранным интеллектом дополнительные задания “повышенной трудности”, и для развития речевого материала ,к нему предъявляются повышенные требования абстрактного понятия. Для остальных детей на каждый урок готовится много наглядного материала, это карточки, картинки, схемы, опорные слова и даже выражения.

От детей с инвалидностью в рамках модели ожидается приспособление к существующей среде и обществу. Но у детей с ОВЗ, как отмечается в литературе , и по моим наблюдениям тоже, искажено восприятие добра и зла, моральные устои у них тоже имеют специфические отклонения от общепринятых. В связи с этим для этих детей необходимо более пристальное внимание уделять воспитанию в них добра и сострадания.

В заключение можно сделать вывод о том, что в настоящее время наша страна находится лишь на дальних подступах к действительно инклюзивному образованию, дорога к которому лежит через преодоление (или непреодоление) системных проблем отечественного образования.

Литература

  1. Л.С. Выгодский. Полное собрание сочинений. Т.5, “Дефектология”.
  2. Малофеев Н.Н. “Почему интеграция в образование закономерна и неизбежна” // Альманах ИКП РАО, №11/2007. (Электронная версия).
  3. Специальная педагогика в 3-х томах. Том I. Назарова Н.М., Пенин Г.Н. История специальной педагогики. - М., 2007.
  4. Фуряева Т.В. Педагогика интеграции за рубежом. - Монография. - Красноярск, 2005.