Литературно-художественный вечер "Женские образы в русской поэзии, живописи и музыки". 7-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 7


Цели вечера:

  • Приобщение к искусству.
  • Воспитание любви и уважения к женщине.

Оборудование. Проигрыватель, грампластинки, магнитофон, диапроектор, слайды, репродукции картин, выставка книг, подсвечник, свечи.

Оформление доски:

Царица муз и красоты,
Рукою нежной держишь ты
Волшебный скипетр вдохновенный.
А. С. Пушкин

Без солнца не цветут цветы,
Без любви нет счастья.
Без женщины нет любви,
Без матери нет ни поэта, ни героя,
Вся гордость мира - от Матерей!
М. Горький

Ход вечера

1. Учитель читает отрывок из поэмы Р. Рождественского.

Современная женщина, современная женщина! Суетой замотана, но, как прежде, - божественна, Пусть немного усталая, но, как прежде, - прекрасная, До конца непонятная, только сердцу подвластная. Современная женщина, современная женщина -То грустна и задумчива, то светла и торжественна. Доказать ее слабость, побороть ее в дерзости Зря мужчины стараются, Понапрасну надеются!

Хоть не хвастает силою, но на ней - тем не менее -И заботы служебные, и заботы семейные. Все на свете познавшая, все невзгоды прошедшая, -Остается загадкою современная женщина!

- Здравствуйте! Милые женщины, девушки, девочки, сегодняшний вечер посвящен вам. Мы знаем, что в вашей жизни не так много праздников, и хотим, чтобы сегодня каждая из вас гордилась м, что она женщина, каждая из вас ощутила сопричастность к великим творениям искусства, которые на протяжении веков заявляют женщин гордиться тем, что они женщины, а мужские сердца биться горячее, трепетнее и вдохновеннее.

Под тихую мушку зажигается свеча - символ искусства.

Всем видам искусства всегда было характерно раскрытие те-.1 женщины, матери, мадонны.

О женщина!
В тебе, как нимбы, вплетены
И чары пробудившейся весны, И
щедрость осени золотоносной!
В тебе одной - все они, все весны!

Музыка. Ф Шуберт. "Аве Мария". Репродукция картины Рафаэля "Сикстинская мадонна".

Ученица. Внимательно вглядитесь в картину "Сикстинская мадонна" Рафаэля. Что на ней изображено? Прекрасная молодая женщина с ребенком на руках легко ступает по облакам навстречу своей трагической судьбе: чтобы люди были счастливы, Мария " должна отдать им своего сына- маленького Христа - на страдание муку. Она в последний раз любовно прижимает его к себе.

Мария остановились у границы двух миров - небесного и земного. В ее широко раскрытых глазах тревога. Мария смущена зрением неустроенного мира, мира тревог и страданий. Перед Марией преклоненная Варвара и восторженный Сикст, ангелы.. Прекрасные глаза Марии печальны. Она крепче обнимает сына, предчувствуя его горестную судьбу.

Клубятся облака под ногами Марии. Она видит зарницы надвигающийся грозы. И в глазах ребенка отблески грядущих бед. Ветер растрепал его волосы. Малыш приник к материнской груди и беспокойно всматривается в толпу. С какой бы стороны мы ни смотрели на картину, на нас устремляется пристальный взгляд Марии, в котором читаешь вопрос: "Не ты ли тот, кто сделает меня, мать, несчастной?!",

Рафаэль славит величие женщины, способной во имя высшего долга пойти на жертву. Мария - идеал материнства.

Ученик.

СИКСТИНСКАЯ МАДОННА

Я часами глядел на Мадонну,
Что бессмертье дала Рафаэлю,
На глаза,..
Не от них ли, бездонных,
Даже черствые души светлели,
Не сводил с нее взгляда, покуда,
Дымку облак накинув на плечи,
Как пригрезившееся чудо,
Мне шагнула Мадонна навстречу.
Не безгрешная та,
Не богиня, о которой земные не судят,
Просто мать.
И спросила о сыне, ею отданном людям.
Я не скрыл.
Все, как есть, я ответил.
К диким скалам его приковали.
Но огонь отвоеванный светит,
Прорезая полночные дали.
О, смешные! Наивные твари,
Что ему учинили расправу.
Смерть такая ~ бессмертие дарит...
Благодарны Вам люди, поверьте,
Преклоняют колени за сына.
А. Марков

Учитель (на фоне слайдов с изображением Мадонны). Художники в своих картинах воспевают женскую красоту, женственность, таинственность, нежность, самоотверженность, бескорыстие матери. (Портрет Джоконды)

Ученик.

Как много эта женщина
Знает про меня!..
Я чувствую: скрежещуще
Закрылась западня.
Она неразговорчива.
Она глядит поверх.
Беспомощна.
Торжественна.
Трава судьбы горчит...
Как много эта женщина
Знает!..
И молчит...
Р. Рождественский Джоконда

Слайд: П. Рубенс "Ксмеристка Инфанта Изабелла" П. Рубенса.

Ученик.

Смотрю на портрет камеристки:
Она молода и строга.
Смотрю без надежды и риска -
Меж нами века и века,
Глядит она гордо и грустно
И думает что-то свое,
Но словно бы все мои чувства
В глазах отразились ее.
И что-то ее беспокоит,
И мучает, видно, давно.
Как будто бы видит такое,
Что нам увидать не дано.
А. Дементьев

Учитель. Всего мгновения, чудные, неповторимые, запечатлены в прекрасных произведениях искусства: поэзии, музыки, живописи. Но не могут они не волновать душу человеческую.

Звучит романс "Я помню чудное мгновенье..,", демонстрируются слайды -женские портреты.

Учитель. Все виды искусства тесно связаны между собой. Возможно, потому, что они творения настоящих художников.

Любите живопись, поэты:
Ведь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Ученик. Сколько прекрасных стихотворений сложено во славу женщины, сколько великих дел освящено ее именем! Любовь к женщине - благородное, возвышающее человека чувство. Мужчину оно делает лучше, сильнее, наполняет смыслом его жизнь. Мы знаем множество примеров любви, единственной, на всю жизнь -Алексея Константиновича Толстого к Софье Андреевне Миллер, а о будущей жене; Ивана Сергеевича Тургенева - к Полине Виардо... 13 лет Алексей Константинович не мог соединить свою жизнь с любимой женщиной, так как против этого брака возражала его мать, которую он горячо любил и уважал и против воли которой не хотел идти. Только после ее смерти Толстой женился на Миллер. Впервые свою будущую жену писатель встретил случайно на балу. Его стихотворение "Средь шумного бала...", посвященное С.А., потом было положено на музыку П. И. Чайковским.

Звучит романс "Средь шумного бала".

Учитель. Мы видим, что прекрасные стихи сами ложатся на музыку. От чудесных произведений живописи гак и веет поэзией.

И самым притягательным, загадочным объектом искусства всегда была, есть и будет женщина. Произведения о женщине, о правде земной любви несут в себе высокую нравственность, пронизанную самоотверженностью и духовностью.

По словам М. Горького, "... силою любви к женщине сотворена вся красота жизни".

Звучит 1-я часть "Лунной сонаты" Бетховена. На фоне музыка показ слайда "Портрет Струйской" Ф. Рокотова.

Ученик.

ПОРТРЕТ

Ты помнишь, как из тьмы былого.
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза - как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза - как два обмана,
Покрыты мглою неудач,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок,
Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

Об Александре Петровне Струйской (урожденной Озеровой) известно немного. 18 лет от роду она была просватана за богатого помещика Николая Еремсевича Струйского, Пережила мужа на 40 с лишним лет.

Известному в те годы живописцу Федору Рокотову были заказаны парные портреты Струйского и его невесты.

Была ли Александра Петровна счастлива в замужестве? Все обращали внимание на то, как несхожи между собой супруги. Николай Ефемеевич пугал своими причудами (Ключевский назвал его "образованным варваром и одичалым вольнодумцем"). А о ней князь Долгорукий в своих воспоминаниях писал: "Я, признаюсь, мало женщин знаю таких, о коих обязан бы я был говорить с таким чувством усердия и признательности, как о ней",

Героиня портрета словно выплывает из глубины веков... Именно о таких портретах Рокотова исследователи писали как о лицах, словно возникающих на зыбкой поверхности темных глубоких вод, или "отражениях в старинном тусклом зеркале".

И действительно, молодая женщина изображена на нейтральном темном фоне. Контуры ее фигуры размыты, она появилась, словно из сумрака и готова исчезнуть в нем. Тени на лице, волосах, плече, платье усиливают ощущение зыбкости и неопределенности образа. Живопись Рокотова легкая, прозрачная, умеющая создавать впечатление невесомости тканей и бесконечной глубины фона. Завораживает игра овалов - тающего лица, нежных женственных линий декольте и высокой напудренной прически с вольнозмеящейся по плечу прядью. По самое замечательное в юной Струйской - ее глаза.

Ее глаза как два тумана,
|Полуулыбка, полуплач,
Не глаза - как два обмана,
Покрытых мглою неудач...

Характерные "рокотовские глаза". Эти глаза живут. Художник как бы переселял на полотно самые души изображаемых им людей.

Лицо Струйской освещено рассеянным светом, взгляд, смотрящий сквозь зрителя, лишен конкретности, кажется временным: глазами Струйской смотрит на нас "былое" XVIII века.

Рокотов подчеркнул красоту Струйской, которая несла в мир добро и любовь.

Ученик.

К НЕЙ

Имя где для тебя?
Не сильно смертных искусство
Выразить прелесть твою!
Лиры нет для тебя!
Что песни? Отзыв неверный
Поздней молвы о тебе!
Если бы сердце могло быть
Им слышно, каждое чувство
Были бы гимном тебе!
Прелесть жизни твоей,
Сей образ чистый, священный, -
В сердце - как тайну ношу.
Я могу лишь любить,
Сказать же, как ты любима,
Может лишь вечность одна!..
В. А. Жуковский

Звучит музыка: Свиридов "Пастораль" из "Метели". Репродукция картины В. Боровиковского "М. И. Лопухина".

Ученик.

Только встречу улыбку твою
Или взгляд уловлю твой отрадный, -
Не тебе песнь любви я пою,
Л твоей красоте ненаглядной.
Про певца по зарям говорят,
Будто розу влюбленную трелью
Восхвалять неумолчно он рад
Над душистой ее колыбелью.
Но безмолвствует, пышно-чиста,
Молодая владычица сада:
Только песне нужна красота,
Красоте же и песен не надо.
А. Фет

Портрет М. И Лопухиной, написанный в 1797 г., - одно из самых известных произведений Владимира Лукича Боровиковского.

...Мария Ивановна Лопухина-дочь отставного генерала Ивана Толстого, "американца", как его называли, прославившегося своими авантюрными историями. Вышла замуж за егермейстера С. А. Лопухина лишь через несколько лет после создания картины, около 1801 г. В замужестве была очень несчастлива. Прожила короткую жизнь: в 24 года умерла от чахотки.

На портрете Лопухина полна легкой грусти и поэтической мечтательности. Она пленяет нежной меланхоличностью, удивительной легкостью и внутренней гармонией. В ней чувствуется способность к возвышенным чувствам, сердечным переживаниям.

Поэт Яков Полонский, увидев в 1885 году эту картину и вдохновленный ею, написал проникновенный экспромт "К портрету М. И. Лопухиной":

Она давно прошла - и нет уже тех глаз,
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье - тень любви, и мысли - тень печали,
Но красоту ее Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела;
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить - страдать - прощать - молчать...

Лопухина изображена на фоне меланхолического пейзажа, где "томное сердце" может отдохнуть от бурных жизни непогод, созвучного чувствительному настрою ее души. Полноту очарования образа рождает согласие, которое царит в картине между героиней и средой.

Рядом с Лопухиной находятся лилии - символ душевной чистоты. Красоту и юность модели олицетворяют розы - символ недолговечной земной красоты. Природа в картине - не просто пейзажный фон. Она создает драгоценную оправу фигуры и лица, оттененного пепельными локонами и белизной легкой ткани платья, перехваченного голубым шарфом.

На полотне живет мир красоты и поэзии. Возникает, прокрасили, но эфемерный образ, подобный тем, которые создавались в поэзии того времени:

Приятна сердцу сна мечта,
Луч солнечный, в росе блестящий,
Мгновенье - и краса увяла.
В. В. Капнист

Звучит музыка: Ф. Шуберт "Аve Маria". На фоне музыки показ слайда И. Аргунова "Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме".

Ученик.

РУССКИЕ ДЕВУШКИ

Знал ли ты, певец Тииский!
Как в лугу весной бычка
Пляшут девушки российски:
Под свирелью пастушка?
Как, склонясь главами, ходят.
Башмаками в лад стучат,
Тихо руки, взор поводят
И плечами говорят?
Как их лентами златыми
Челы белые блестят,
Под жемчугами драгими
Груди нежные дышат?
Как сквозь жилки голубые
Льется розовая кровь,
На ланитах огневые
Ямки врезала любовь?
Как их брови соколины,
Полный искр соколий взгляд,
Их усмешка - души львины
И орлов сердца разят?
Коль бы видел дев сих красных,
Ты б гречанок позабыл
И на крыльях сладострастных
Твой Эрот прикован был.
Г. Р. Державин

Учитель. Мы видим, что искусство отличается глубоко целомудренным отношением к женщине, к женской любви.

Царица муз и красоты,
Рукою нежной держишь ты
Волшебный скипетр вдохновенный.
А. С. Пушкин

Женщины... Умные, красивые, талантливые и просто женщины! Они горели сами и освещали путь другим.

Давайте всмотримся еще раз в лица этих женщин, ощутим трепетную связь поколений через произведения искусства.

Звучит музыка. Показ слайдов.

Ученица.

Я верю, что все женщины прекрасны -
И добротой своею и умом,
Еще весельем, если в доме праздник,
И верностью, когда разлука в нем.
Не их наряды и не профиль римский -
Нас покоряет женская душа
И молодость ее. И материнство.
И седина, когда пора пришла.
А. Дементьев

- Спасибо всем женщинам, матерям, сестрам, подругам за их
беззаветную любовь, доброту, за руки, которые творят на земле
добро и справедливость, украшают жизнь, наполняют ее смыслом.

Ученики (все).

  • Спасибо вам, мамы, за ваш материнский подвиг!
  • Спасибо вам, наши мамы, сестры, подруги, за ваше понимание, сердечность, терпение, заботу.
  • Спасибо вам за то, что несете свет и тепло детям, окружающим людям.
  • Спасибо вам за ваш самоотверженный труд.
  • Спасибо вам -душе семьи, хранительницам очага семейного.
  • Спасибо вам, стоящим на страже мира и счастья рода человеческого. Мир дому вашему, семье вашей, женщины!

Низко кланяемся вам, женщины, чье имя Мать!