Конструирование текстов. 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цели: обучающиеся должны научиться конструировать тест; уметь отличать тест от набора предложений, распознавать его части и их очерёдность; развивать речь, орфографическую зоркость, умение и навыки самоконтроля; осознавать необходимость бережного отношения к природе.

Оборудование: проектор, презентация, карточки с заданием для работы в группах, словарные слова, ребус, кассета с записью физкультминуток.

Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.

II. Минутка чистописания.

- Откройте тетради и запишите число. Какая орфограмма спряталась в слове октябрь?

тк тс кт ст

- Что объединяет эти буквы? Какое слово можно составить из этих сочетаний букв, если добавить одну гласную?

- Как вы думаете, почему выбрано именно это слово?

- Что такое текст?

- Из чего состоят предложения? Без слов мы не сможем провести словарную работу.

III. Словарная работа.

Первое слово вы можете прочитать, если удалите из записи буквы, которые мы использовали в минутке чистописания.

о с р т е к х

- Какое слово получилось? Орех похож на букву О. Орех - это плод. А что ещё мы называем орехом? ( Орехом называют дерево или кустарник, на котором растут плоды).

- Теперь разгадайте ребус. ( Запись на доске ребус слова погода).

Слово образовалось с помощью приставки ПО от слова ГОД и обозначало только "благоприятное время", а пасмурное состояние природы называли НЕПОГОДА. Сейчас значение слова ПОГОДА расширилось; мы говорим: хорошая погода, плохая погода.

(На экране статья из толкового словаря).

- Прочитайте статью из толкового словаря на экране.

ПОГОДА - состояние природы в определённом месте в определённое время: температура воздуха, осадки, облачность, ветер.

- Запишите транскрипцию слова. (Один ученик выполняет работу на доске).

Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа.

IV. Физкультминутка.

V. Изучение нового материала.

- Давайте вспомним, из каких частей состоит текст?

(На экране появляется запись).

Текст.

1. Заглавие.

2. Начало.

3. Середина.

4. Концовка.

- Послушайте рассказ. Жил-был текст. Все предложения в нём строго знали своё место. Но однажды подул сильный ветер и предложения разлетелись в разные стороны. - Посмотрите на предложения, записанные на доске.

- Можно это назвать текстом? Почему?

- Тема нашего сегодняшнего урока " Конструирование текста".

- Как вы понимаете слово "конструировать"?

- Попытайтесь сконструировать текст и расставьте предложения в том порядке, как развивались события.

Текст записан на доске. Дети расставляют цифры- магниты около предложений.

У галчонка отросли крылья, и он улетел. 4

Миша нашёл под деревом птенца. 1

Мальчик кормил его червяками и личинками. 3

Галчонок не умел летать. 2

- Запишите по одному предложению. Первый вариант списывает начало текста, а второй - конец.

- Сейчас я предлагаю вам отправиться в лес.

VII . Музыкальная физкультминутка.

VIII. Закрепление изученного.Работа в группах.

- Что можно принести из осеннего леса?

- Я хочу раздать вам осенние листочки. Они не простые, на них записаны части лесной истории.

- Разложите листочки в таком порядке, чтобы получился текст, и озаглавьте его. Для выполнения этого задания, я предлагаю вам объединиться в группы.

(Дети объединяются в группы и получают задание, которое будут выполнять).

Текст. (Каждая часть на отдельном листочке разных цветов).

В лесу растёт кедр. Кедровник - любимое место многих животных и птиц.

Осенью в нём созревают кедровые шишки. Ими лакомятся медведи и кабаны, бурундуки и белки. Прилетает и кедровка. Запасливая птичка собирает орехи и кладёт их под язык. Под ним помещается до 160 орешков.

Кедровочка прячет своё богатство в мох, в дупла, в лесную подстилку. Весной в лесу появляются молодые кедры.

Назовите, в каком порядке вы расположили листья.

- Какое заглавие придумали?

- Давайте прочитаем получившийся текст. (На экране появляется изображение кедра и текст).

- Выберите самое подходящее название текста из всех названных. Давайте запишем его.

- Найдите однокоренные слова в данном тексте. Запишите их в тетрадь.

- Что вы узнали из этого текста?

- О чём мы должны помнить всегда, когда приходим в лес?

IX. Итог урока.

- Скажите, чему вы научились сегодня на уроке?

- Молодцы! Все очень старались, а теперь оцените свою работу на уроке. Если вы считаете, что работали хорошо, у вас всё получалось - нарисуйте зеленый листик. Если вы сомневались - жёлтый. А если задания для вас оказались сложными, ничего не получалось, тогда нарисуйте красный листик.

Презентация.