Знай правила дорожного движения, как таблицу умножения. 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Знание правил дорожного движения является неотъемлемой частью жизни каждого человека, поэтому с ранних лет надо дать понять детям, какую опасность таит в себе дорога.

В силу того, что по темпераменту, домашнему воспитанию, восприятию окружающего мира все дети разные, необходимо такое обучение, которое подходит к их неповторимым индивидуальным различиям. Благодаря использованию информационно-компьютерных технологий на уроках (возможность наблюдать и оценивать поведение пешеходов, действия регулировщиков и другое) происходит накопление и расширение знаний учащихся, активизируется познавательная деятельность, создается механизм реализации полученных знаний в практике. На экране монитора учащиеся рисуют с помощью “мышки” дорожные знаки, раскрашивают их, что развивает моторику руки и воображение. Такие уроки для учащихся полезны, содержательны и интересны.

Цели:

  • Повторить правила безопасного поведения на улицах и дорогах.
  • Воспитывать чувство бережного отношения к своему здоровью.
  • Учить работать с книгой.
  • Учить рецензировать ответы и выступления товарищей, дополнять их.
  • Развивать память, мышление, воображение, речь учащихся.

Оборудование: Компьютер, диск с фильмом “Наши верные друзья”, слоговая таблица, карточки с дорожными знаками, рисунки с изображением эскалатора, регулировщика, плакат-сканворд, портрет Петра I .

Ход урока

I. Организационный момент

Урок начинается с просмотра небольшого фрагмента из кинофильма “Наши верные друзья” (от начала фильма до момента, когда мальчик пытается перейти дорогу в неположенном месте).

II. Беседа после просмотра

Учитель: Чего не знает герой этого фильма?

Учащиеся: Он не знает правила безопасного поведения на дорогах.

Учитель: Да. На прошлом уроке мы изучали правила безопасного поведения на улицах и дорогах, познакомились с дорожными знаками. И сегодня на уроке я хочу проверить как вы знаете эти правила. А следить за вашей работой на уроке будет … Стоп! Отгадайте загадку.

“У него глаза цветные,
Не глаза, а три огня.
Он по очереди ими
Сверху смотрит на меня”. (Светофор.)

(Учитель на доску вывешивает плакат с изображением светофора.)

Учитель: Да. Вот такой веселый Светофорчик. Он приготовил для вас интересные задания. А что обозначают сигналы светофора для пешеходов и водителей?

Ответы детей.

Учитель: Какие виды светофоров вы знаете?

Учащиеся: Светофоры бывают транспортные и пешеходные.

III. Работа по теме

Учитель: Вот вам первое задание веселого Светофорчика.

(Учитель на доску вывешивает два ребуса.)

Учитель: Разгадайте, пожалуйста, первый ребус.

Учащиеся: Это слово “пешеход”.

Учитель: Молодцы. Правильно. А кого мы называем пешеходом?

Ответы детей.

Учитель: Должен ли пешеход знать правила дорожного движения?

Учащиеся: Конечно!

Учитель: Светофорчик хочет, чтобы вы прочитали одно из главных правил пешехода. Слоги читать против часовой стрелки, пропуская все время один слог. Первый слог обозначен звездочкой.

(На доске слоговая таблица.)

Учащиеся читают: По тротуару ходи только с правой стороны.

Учитель: Что еще должен знать пешеход?

Учащиеся: Переходить улицу только там, где положено, и никогда не переходить (и не перебегать!) в неположенном месте. Переходить улицу только на зеленый свет светофора по пешеходному переходу. Если улица широкая, то посередине белыми линиями обозначен “островок безопасности”. Здесь можно переждать, если не успеешь перейти дорогу. Нельзя ходить по самому краю тротуара, стоять на краю остановки, когда ждешь автобус или троллейбус. Пешеход должен знать, что лучше всего переходить улицу с группой людей. Идти вместе гораздо безопаснее. Когда загорится зеленый свет светофора, нельзя спешить переходить улицу, т.к. какой-нибудь автомобиль может не успеть затормозить.

Учитель: Да, любая дорога таит опасность. Человек вышел из дома. Его задача как можно быстрее добраться до нужного места. Но многие попадают не туда, куда спешили, а в больницу.

Откройте учебники на странице 12. Посмотрите внимательно на рисунок, прочитайте начало рассказа и представьте, что может произойти с подружками Асей и Ниной через несколько минут?

(Учащиеся рассматривают рисунок, читают начало рассказа о девочках, продолжают его и делают вывод.)

Учитель: Давайте посмотрим фильм далее и узнаем, как же мальчик смог перейти дорогу. (Учащиеся смотрят фильм далее, узнают, что благодаря своей сестре, мальчик благополучно переходит дорогу по пешеходному переходу на зеленый свет светофора.)

Учитель: Как должен двигаться пешеход, когда идет по загородной дороге?

Учащиеся: Пешеход должен двигаться только по обочине или пешеходной дорожке, придерживаясь правой стороны, т.е. навстречу движущемуся транспорту.

Учитель: Вижу, что вы знающие пешеходы. Вами доволен веселый Светофорчик. Посмотрим, как вы разгадаете второй ребус.

Учащиеся: Это слово “транспорт”.

Учитель: А знаете ли вы, что слово “транспорт” ввел в русский язык царь Петр I? (Учитель показывает портрет Петра I.)

Один ученик делает сообщение о том, как слово “транспорт” пришло в русский язык.

Ученик: Слово “транспорт” ввел в русский язык царь Петр I. Когда он составлял в 1720 году первый российский Морской устав (Правила для военных моряков), то назвал “транспортами” корабли для перевозки грузов. Царь позаимствовал это слово из немецкого языка. А немцы давным-давно взяли его из латинского, на котором разговаривали древние римляне.

Означало оно “переносить”, “перемещать”. Слово быстро прижилось у нас, его уже никто не считает чужим. Правда, значение его со временем изменилось. Транспортом мы теперь называем не только грузовые корабли, но и другой вид транспорта для перевозки грузов и пассажиров.

Учитель: Какие виды транспорта вы знаете?

Учащиеся: Транспорт бывает водный, воздушный, наземный, подземный.

Учитель: А вспомните, ребята, что на дорогах разрешено специальному транспорту?

Учащиеся: Специальному транспорту (пожарная команда, милиция, служба “Скорая помощь”, служба “Мосгаз”) разрешено проезжать на красный свет светофора. При движении им помогают сирена и цветные маячки-мигалки.

Учитель: Обязаны ли водители транспорта знать правила дорожного движения?

Учащиеся: Конечно.

Учитель: А должны ли водители уважать пешеходов, а пешеходы-водителей? Что вы об этом узнали, читая дома “Копилку интересных фактов”?

Учащиеся: В странах Европы автомобили уступают дорогу пешеходам. Если ты шагнул на проезжую часть, автомобиль остановится, чтобы пропустить тебя. Но пешеходы этим не злоупотребляют.

Учитель: Да, правильно.

IV. Физкультминутка

Используется отрывок из стихотворения Я. Пишумова “На улице нашей…”
Учащиеся имитируют движения пешехода.

На улице нашей машины, машины,
Машины-малютки, машины большие.
Эй, машины, полный ход!
Я примерный пешеход!
Торопиться не люблю,
Вам дорогу уступлю.

V. Работа по теме

Учитель: Вот вам следующее задание Светофорчика. Отгадайте, какие слова спрятались в сканворде.

(На доске висит плакат, на котором нарисован сканворд. После каждой загадки учащиеся вписывают отгадку фломастером.)

Учитель: Отгадайте первую загадку.

“Полосатая лошадка,
Ее зеброю зовут.
Но не та, что в зоопарке –
По ней люди все идут”. (Переход.)

Учитель: А какие виды переходов вы знаете? Какой самый безопасный?

Учащиеся: Переходы бывают подземные и надземные. Самый безопасный – подземный.

Учитель: Сможете ли вы отгадать следующую загадку?

“Посмотри, силач какой:
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик”. (Инспектор ГИБДД.)

Учитель: В чем заключается работа инспекторов ГИБДД?

Учащиеся: Инспектора ГИБДД стоят на постах; патрулируют на автомобилях, мотоциклах, вертолетах; следят за порядком на дорогах, задерживают и штрафуют нарушителей; регулируют движение.

Учитель: Как называется смена направления движения?

Учащиеся: Разворот.

Учитель: В каком месте на дороге можно сменить направление движения?

Учащиеся: Только там, где показано дорожной разметкой или стоит дорожный знак.

Учитель: Правильно. А теперь попробуйте закончить стихотворение.

“Ясным утром вдоль дороги на траве блестит роса.
По дороге едут ноги и бегут два колеса.

У загадки есть ответ:
Это мой …” (Велосипед.)

Учитель: Бывает так, что мы из пешеходов превращаемся в водителей. А должен ли велосипедист знать правила безопасности при движении на велосипеде?

Учащиеся: Конечно.

Учитель: Знают ли эти правила ребята, изображенные в учебнике на стр.10?

(Дети работают с иллюстрациями и вспоминают правила, которые должен знать велосипедист.)

Учащиеся: Детям до 14 лет запрещено ездить на велосипеде по дорогам, где ездят автомобили. Можно кататься во дворах, в парках, на стадионах. А если нужно пересечь дорогу, сойди с велосипеда и перевези его за руль по пешеходному переходу. По тротуарам разрешается ездить только совсем маленьким детям на детских велосипедах под присмотром взрослых. Правила дорожного движения запрещают ездить на велосипеде, не держась за руль. Нельзя катать друзей на раме или багажнике своего велосипеда. Перед поездкой надо обязательно проверить состояние велосипеда.

Учитель: Молодцы! Я и веселый Светофорчик довольны вашими ответами.

Вот вам следующая загадка.

“По обочине дороги, как солдатики стоят,
Все мы с вами выполняем все, что нам они велят”. (Дорожные знаки.)

Учитель: А знаете ли вы, на какие группы делятся дорожные знаки?

(На доску вывешиваются карточки с дорожными знаками.)

Учитель: Распределите, пожалуйста, дорожные знаки по группам и дайте определение каждой группе.

(Учащиеся работают у доски. Выполняют задание и дают определение каждой группе дорожных знаков.)

Учитель: Вы хорошо выучили дома названия дорожных знаков. Доволен вами и Светофорчик. А что это такое?

“Неживая, а идет.
Неподвижна, а ведет”. (Дорога.)

Учитель: Если транспорт на дорогах движется только в одну сторону, как называется такое движение?

Учащиеся: Такое движение транспорта называется одностороннее. А если движется транспорт в разных направлениях – двустороннее.

Учитель: А эта загадка трудная. Слушайте внимательно.

“Две пары ног на мостовой,
И пара рук над головой”. (Троллейбус.)

Учитель: В кого мы с вами превращаемся, путешествуя в транспорте?

Учащиеся: Мы превращаемся в пассажиров.

Учитель: О чем должен помнить пассажир?

Учащиеся: Пассажир должен садиться в транспорт и выходить из него со стороны тротуара. Если выходишь на остановке из автобуса или троллейбуса помни, что обходить автобус и троллейбус можно только сзади, а трамвай только спереди. Но лучше всего подождать, когда автобус, троллейбус или трамвай отъедут. Пассажирам во время движения запрещается отвлекать водителя. Нельзя высовывать в окно руку, а тем более голову. Если едешь в общественном транспорте (автобусе, троллейбусе, трамвае, метро), нельзя прислоняться к дверям. Держаться нужно за поручень. Если вдруг увидишь оставленные без присмотра сумку, пакет или другие вещи, следует сказать об этом водителю. И, конечно, пассажиры должны помнить о том, что входить в автобус, трамвай, троллейбус надо в заднюю дверь, а выходить в переднюю. В метро, перед тем как войти, подожди, когда выйдут. Здесь стой подальше от края платформы. Никогда нельзя заходить за ограничительную линию на платформе.

Учитель: Молодцы! Вы не только знающие пешеходы, но и знающие пассажиры. Отгадайте вот эту загадку. Он помогает инспектору ГИБДД следить за порядком на дорогах.

“Маленький, удаленький
Громче всех кричи”. (Свисток.)

Учитель:

“Дом по улице идет,
На работу нас везет,
Не на курьих ножках,
А в резиновых сапожках”. (Автобус.)

Учитель: А что же это такое?

“Где это бывает –
Человек стоит,
Лестница шагает.
Шагает и предупреждает:
“Не беги!” (Эскалатор.)

Учитель: Должен ли пассажир знать правила безопасного движения на эскалаторе?

Учащиеся: Разумеется.

Учитель: Вот сейчас мы с веселым Светофорчиком и проверим как вы знаете эти правила.

(Учитель раздает карточки с изображением пассажиров, которые движутся по эскалатору.)

– Закройте фишками только тех пассажиров, которые знают правила движения на эскалаторе.

(После выполнения задания ведется проверка.)

– И последняя загадка.

“Знак зеленый загорится –
Значит, можно нам садиться”. (Такси.)

Учитель: Посмотрите, ребята, по горизонтали в сканворде мы получили слово “перекресток”. Какие виды перекрестков вы знаете? Объясните, почему их так назвали?

Учащиеся: Перекрестки бывают регулируемыми и нерегулируемыми. На регулируемых перекрестках есть светофор и можно увидеть регулировщика. На нерегулируемых перекрестках или нет светофора и регулировщика, или есть светофор только с одной секцией. На таком светофоре постоянно мигает желтый свет.

Учитель: Кому на регулируемом перекрестке должны подчиняться водители и пешеходы?

Учащиеся: Водители и пешеходы должны подчиняться только командам регулировщика. Пока он на перекрестке, он – самый главный. Так предписывают правила дорожного движения.

Учитель: А знаете ли вы, что обозначают сигналы регулировщика?

(Учитель раздает карточки, на которых изображен регулировщик.)

– Раскрасьте около каждого регулировщика круг соответствующим цветом.

(Далее идет проверка этого задания.)

– А хочется ли вам посмотреть на работу регулировщика?
Давайте продолжим смотреть фильм “Наши верные друзья”.

(Учащиеся смотрят фильм до конца и видят, что на перекрестке водители и пешеходы подчиняются регулировщику.)

– Этот отрывок из фильма показал, что вы правильно выполнили задание.

VI. Итог урока

Учитель: Сегодня вы показали хорошие знания правил безопасного поведения на улицах и дорогах. Я и веселый Светофорчик вами довольны. Мы уверены, что путь ваш будет безопасным. Вы настоящие знатоки правил дорожного движения.

VII. Домашнее задание

Учитель: Дома, пожалуйста, сделайте книжку-малышку о правилах дорожного движения.