Практикум организации умственной деятельности. Программа для учащихся 10-х классов

Разделы: Школьная психологическая служба


Пояснительная записка

Новая стратегия образования – “образование на протяжении всей жизни человека” – меняет многие ценностные ориентации, понимание сущности и структуры учения. Умение учиться становится одним из главных условий успешного жизненного самоопределения человека, что делает актуальным развитие культуры учения школьников. Обучающимся необходимо уметь организовывать учебную деятельность, добиваясь максимальной ее эффективности, научиться предупреждать умственное перенапряжение и преодолевать тревожность. Для этого старшеклассникам нужно знать рациональные приемы организации умственной работы, а также методы и приемы оперативной саморегуляции.

В то же время в старших классах школы значительно возрастает количество учебного материала, в том числе для самостоятельного изучения, поэтому старшеклассникам необходимо владеть приемами рационального чтения и эффективной организации работы с текстом, развивать навыки работы с большим объемом информации.

Исходя из выше изложенного, цель программы – помочь обучающимся овладеть приемами рациональной организации учебной деятельности.

Основные задачи:

  1. Ознакомить обучающихся с приемами рациональной умственной работы.
  2. Ознакомить учащихся со способами рациональной организации времени.
  3. Помочь учащимся овладеть приемами эффективной работы с информацией.
  4. Ознакомить учащихся с основами саморегуляции в процессе умственной работы.
  5. Способствовать развитию навыков самоанализа и рефлексии.

Учебный материал курса включает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть предполагает лекционное изложение материала, рассказ учителя, беседы, самостоятельную работу учащихся с учебными текстами с последующим обсуждением.

Большая часть времени отводится на развитие практических навыков учащихся. Данный раздел включает диагностику и самодиагностику организации учебной деятельности, рационального распределения времени, диагностику скорости чтения, уровня понимания прочитанного, игры и упражнения по работе с текстом и развитию навыков смыслового чтения, задания по технике быстрого чтения и развитию коммуникативных умений, практикум по саморегуляции.

Основной вид деятельности на занятии – индивидуальная работа с элементами самоанализа и рефлексии. Представлены также групповая работа, работа в парах сменного состава.

Периодичность проведения занятий – один урок в неделю.

Оценка уровня усвоения учебного материала.

Проводится анализ качества выполнения самостоятельных и творческих работ.

При оценке качества выполнения индивидуальной самостоятельной работы анализируется понимание смысла задания или вопроса, логичность изложения, правильность, точность выполнения (соответствие теме), объем выполненного задания, умение анализировать собственную деятельность, осуществлять перенос знаний из одной области деятельности в другую, делать выводы, обобщать. При оценке творческой работы учитывается также оригинальность, самостоятельность выполнения.

При выполнении группового задания оценивается качество представленной работы (по критериям оценки индивидуальной работы), а также умение обучающихся работать в группе, вести диалог, полилог, представить результаты работы. Отметку получает вся группа (при этом учитывается степень включенности в общее дело каждого участника групповой работы, для этого все учащиеся оценивают собственную деятельность и работу товарищей по критериям, представленным в оценочном листе).

Учебно-тематический план

№ темы

Наименование темы

Количество часов

В том числе
теория практика
1 Продуктивность умственного труда. 3 1 2
2 Время как уникальный ресурс. Рациональная организация времени. 9 2 7
3 Организация эффективной работы с информацией. 12 3 9
4 Теория и техника быстрого чтения. 3 1 2
5 Оперативная саморегуляция в процессе умственной деятельности. 3 1 2
6 Итоговое занятие. 1 1

Итого:

31 8 23

Содержание

1. Продуктивность умственного труда.

Понятие умственного труда, его отличие от других видов деятельности. Понятие культуры мышления. Связь культуры мышления с самоорганизацией умственной деятельности.

Условия продуктивности умственного труда (самоанализ организации учебной деятельности, знакомство с рекомендациями ученых). Организационные общеучебные умения и навыки (умение ставить учебную задачу, планировать свою деятельность, прогнозировать результаты работы; навыки организации рабочего места, выбора оптимального способа работы, самоконтроля и самооценки; умение руководить работой группы или быть ее участником).

Организованность и эффективность умственного труда. Диагностика организованности.

2. Время как уникальный ресурс. Рациональная организация времени.

Время как уникальный ресурс. Способы управления временем. Учет времени. Потери и резервы времени. Принципы организации времени: классификация дел, ранжирование нерегулярных и регулярных дел, регуляция нерегулярных дел, фиксирование во времени регулярных дел, учет степени неотложности нерегулярных дел.

Планирование как один из приемов организации времени. Умение планировать как организационный общеучебный навык. Планирование на день, неделю, месяц. Перспективное планирование.

Время как личный ресурс. Режим как общая организация личного времени. Режим и работоспособность. Изменение работоспособности человека в течение суток (понятие биоритма человека). Личные особенности работоспособности.

Время как учебный ресурс. Правила и приемы эффективной организации рабочего времени. Рациональные приемы выполнения домашнего задания: чередование трудных и легких, гуманитарных и точных предметов, письменного и устного заданий, необходимость отдыха. Затраты времени. Сроки выполнения. Самоанализ организации выполнения обучающимися домашнего задания с учетом рекомендаций ученых.

3. Организация эффективной работы с информацией.

Понятие информации. Каналы приема и переработки информации: визуальный, аудиальный, кинестетический. Разнообразие источников информации Рациональная организация информационного поиска. Работа с каталогами и картотеками, справочной литературой, медиа-ресурсами, Интернет-ресурсами.

Общие принципы работы с учебной литературой. Психологическая подготовка к чтению. Правила, цели и способы чтения. Виды чтения учебной литературы. Условия рационального чтения. Работа с оглавлением, аннотацией, предисловием, послесловием. Вспомогательные средства чтения: отчеркивание и подчеркивание, выписки и выдержки, опорные сигналы и карточки.

Диагностика эффективности навыков чтения (практическая работа). Чтение текста. Фиксация затраченного на чтение времени. Ответы на вопросы по прочитанному тексту (письменно). Определение скорости чтения, коэффициента усвоения прочитанного. Определение продуктивности чтения (по классификации типа читателя Бородиной В.А.).

Понятие смыслового чтения. Навыки преобразования текста: “сворачивание” и “разворачивание” информации. Расширение активного словарного запаса. Виды работы над текстом: план, логограф, конспект, тезисы, аннотация, реферат.

Игровые приемы работы с текстом. Упражнения “Сочини сказку”, “Составь текст”, “Составь учебник”, “Ученый совет”, “Существительное”, “Найди ошибку”, “Дотошный ученик”, “Моментальное фото”, “Сказочное королевство”, “Древо мудрости”, “Запрещенные вопросы”, “Вопрос – ответ”, “Лучший вопрос”, “Да – нетка”, “Суть”, “Почта”, “Восстанови невидимое”, “Семерка”, “Фехтование”, “Викторина”, “Шпаргалка”, “Машинопись”, “Пантомима”, “Доклад” (на выбор педагога).

Общеучебные коммуникативные умения и навыки. Активное слушание и внимательное слушание: есть ли разница? Слушать и слышать: правила эффективного слушания. Как конспектировать лекции. Риторические умения как одно из условий успешности учебной деятельности. Самодиагностика коммуникативных умений.

4. Теория и техника быстрого чтения.

Особенности процесса чтения. Интегральный алгоритм чтения. Скорость чтения и понимание прочитанного. Дифференциальный алгоритм чтения (ключевые слова, смысловые ряды и доминанта). Внутренние помехи быстрого чтения: “звуковой барьер” (артикуляция), регрессия чтения (возвращение к ранее прочитанному), малое поле чтения. Причины регрессии. Движение глаз при чтении, зоны ясного и периферического видения. Горизонтальное и вертикальное поле чтения. Чтение и внимание. Чтение и память. Словарный запас и понимание смысла прочитанного. Основные правила быстрого чтения.

Техника быстрого чтения. Система упражнений, повышающих скорость чтения. Чтение в режиме “быстро – медленно”. Освобождение от вокализации (чтение орфографического словаря, чтение с одновременным подсчетом слов). Подавление регрессии (чтение вслух, чтение с рамкой). Расширение активного поля зрения (вертикальный просмотр текста, чтение смещенного текста, чтение текста с пропусками слов, с установленными точками фиксации). Гимнастика для глаз (чтение газетных колонок, цифровые или буквенные таблицы, словесные ромбы, чтение словесных “пирамид”). Формулы самовнушения при освоении техники быстрого чтения.

5. Оперативная саморегуляция в процессе умственной деятельности.

Роль оперативной саморегуляции в процессе умственной работы. Симптомы переутомления, их биологическая основа. Диагностика функционального состояния организма. Профилактика переутомления, способы сохранения высокой умственной работоспособности. Приемы саморегуляции (волевой настрой, чередование видов деятельности, работы и отдыха, физкультпаузы, пальминг). Аутотренинг. Релаксация. Упражнения-визуализации (“Маяк”, “Храм тишины”, “Поплавок”, “Запущенный сад” и др.). Упражнения на расслабление, снятие усталости, позотомического утомления, неприятных соматических ощущений в области головы. Упражнения на мобилизацию после расслабления.

6. Итоговое занятие

Диагностика и самодиагностика способов организации учебной деятельности. Самоанализ произошедших изменений. Рефлексия. Определение уровня удовлетворенности обучающихся изучением курса (анкетирование).

Требования к уровню подготовки учащихся.

Обучающиеся должны:

– иметь представления об особенностях умственного труда и организации собственной учебной деятельности,
– иметь представления об основах психогигиены умственного труда и саморегуляции в процессе умственной работы,
– знать способы рациональной организации учебной деятельности, в том числе способы рационального выполнения домашнего задания,
– знать приемы эффективной работы с информацией, учебной литературой,
– понимать значение терминов, используемых при изучении каждой темы.

(предметно-информационная составляющая образованности)

– уметь применять полученные знания при организации собственной учебной деятельности,
– уметь работать с текстом, создавать свой текст на основе прочитанного,
– уметь использовать приемы саморегуляции в учебной деятельности,
– владеть приемами эффективной работы с учебной информацией.
– владеть навыками самоанализа и рефлексии.

(деятельностно-коммуникативная составляющая образованности)

– осознавать важность рациональной организации учебной деятельности для повышения её эффективности,
– осознавать ценность образования для успешной самореализации в социуме,
– принимать необходимость самопознания для саморазвития человека.

(ценностно-ориентационная составляющая образованности)

Учебно-методическое обеспечение

Методические и учебные пособия:

  1. Галеева Н.Л. Сам себе учитель: Курс практических занятий по формированию успешности ученика. М.: 5 за знания, 2006.
  2. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить: Книга для учащихся старших классов. М., 1990.
  3. Игры: обучение, тренинг, досуг // под редакцией Петрусинского В.В. М.: Новая школа, 1994.
  4. Коломинский Я.Л. Человек: психология. М.: Просвещение, 1990.
  5. Немов Р.С. Психология. Пособие для учащихся 10 – 11 классов. М.: Просвещение, 1995.
  6. Общая психология //под ред. Петровского А.В. М.: Просвещение, 1986.
  7. Практикум рациональной умственной работы. Программа для учащихся педагогических классов общеобразовательных школ (10 – 11 классы). //автор-составитель Наумова О.Н. Екатеринбург: Изд-во ИРРО, 1997.
  8. Рудняньский Я. Как учиться? Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1992.
  9. Уметь учиться. Рабочая тетрадь первокурсника // автор-сост. Шишигина Т.Р. Тверь, 1995.
  10. Я, ты, мы в зеркале познания. Сборник методик. М.: Просвещение, 1995.

Дидактический материал:

  1. Алгоритм смыслового восприятия текста (памятка для учащихся)
  2. Материалы для самопроверки
  3. Набор тематических таблиц
  4. Набор открыток сюжетного содержания (раздаточный материал)
  5. Набор текстов для развития навыков работы с информацией
  6. Набор заданий для развития навыков скорочтения
  7. Набор заданий для тренировки памяти и внимания
  8. Правила рационального выполнения домашнего задания (памятка для учащихся)
  9. Тесты самопознания

Список литературы

  1. Айзенк Р. Познай свои способности! М., 1992.
  2. Бородина В.А., Бородин С.М. Учим… читать. Л.: Лениздат, 1985.
  3. Галеева Н.Л. Сам себе учитель: Курс практических занятий по формированию успешности ученика. М.: 5 за знания, 2006.
  4. Гецов Г.Г. Работа с книгой: рациональные приемы. М.: Просвещение, 1984.
  5. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить: Книга для учащихся старших классов. М., 1990.
  6. Игры – обучение, тренинг, досуг// под редакцией Петрусинского В.В. М.: Новая школа, 1994.
  7. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986.
  8. Коломинский Я.Л. Человек: психология. М.: Просвещение, 1987.
  9. Кузнецов О.А., Хромов Л.Н. Техника быстрого чтения. М.: Книга, 1983.
  10. Культура учения: теория и практика образования // ИРРО. Екатеринбург, 2001
  11. Маркуша А.М. Мозаика для делового человека. М., 1992.
  12. Немов Р.С. Психология. Пособие для учащихся 10 – 11 классов. М.: Просвещение, 1995.
  13. Пекелис В. Твои возможности, человек! М.: Знание, 1986.
  14. Пинский В.О. Азбука учебного труда. М.: Знание, 1988.
  15. Платонов Р. Занимательная психология. М., 1987.
  16. Познавательные процессы и способности в обучении // под редакцией В.Д. Шадрикова. М, 1990.
  17. Потемкин О.Ф. Методы диагностики образного и вербального развития: методы психологической диагностики // под редакцией В.Н.Дружинина. М., 1993.
  18. Практикум рациональной умственной работы. Программа для учащихся педагогических классов общеобразовательных школ (10 – 11 классы). //автор-составитель Наумова О.Н. Екатеринбург: Изд-во ИРРО, 1997.
  19. Профилактика эмоциональных нагрузок в педагогическом коллективе //автор-составитель Е.А. Шкуринская. Волгоград: Учитель, 2008.
  20. Рейноутер Дж. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. М.: Прогресс, 1992.
  21. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. М., 1995.
  22. Рудняньский Я. Как учиться? Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1992.
  23. Русаков В.А. НОТ школьника: из опыта работы школы. М., 1976.
  24. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М.: Новая книга, 1993.
  25. Уметь учиться. Рабочая тетрадь первокурсника //составитель Шишигина Т.Р. Тверь, 1995.
  26. Учим учиться // под редакцией А.М. Зимичева. Л., 1976.
  27. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Формирование у учащихся общеучебных умений. Минск, 1995.
  28. Хамблин Д. Формирование учебных навыков. М, 1986.
  29. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. М., 1988.
  30. Элективный курс. Путь к согласию. Русский язык, психология. 10 класс //составитель Н.Н. Куцман. Волгоград: ИТД “Корифей”, 2007.
  31. Энциклопедия практического самопознания //составитель А.И.Красило. М., 1994.
  32. Я, ты, мы в зеркале познания. Сборник методик. М.: Просвещение, 1995.