Сила. Сила всемирного тяготения. Сила тяжести. 7-й класс

Разделы: Физика

Класс: 7


Презентация

Тип урока: комбинированный.

Образовательная цель:

1. В результате проведения учениками эксперимента показать, что

  • сила – мера взаимодействия тел;
  • сила – причина изменения скорости по величине и по направлению;
  • сила – физическая величина;
  • сила – причина деформации тела.

2. Ввести понятие силы всемирного тяготения и силы тяжести.

Развивающая цель:

  • Развитие умения самостоятельно проводить экспериментальные задания и делать выводы из него;
  • Активизация мыслительной деятельности;
  • Расширение кругозора учащихся.

Воспитательная цель:

  • воспитание коммуникативных отношений;
  • воспитывать аккуратность при проведении эксперимента и записи в тетрадях;
  • наблюдать, исследовать, замечать закономерности явлений, аргументировать выводы.

Оборудование: 2-е легко подвижные тележки, гири массой по 2 кг, мяч, 2-е теннисных ракетки; теннисный мяч, металлический шарик, постоянный магнит, 2 – е машинки, одна из которых с пружинкой, мультимедиапроектор, диск “Кирилла и Мефодия” – 7-й класс, таблица – рисунок “Яблоко, падающее на голову И.Ньютона”, солнечная система.

Мотивация к введению темы урока: (слайд 2)

На доске написаны фразы –

“Знание сила”;
“Самый сильный человек планеты”
“Сила способна творить чудеса”.

Давайте порассуждаем, что означает каждая фраза? Активно включаю учащихся в беседу по выяснению смысла этих обиходных фраз в жизни.

“Знание – сила” - знания, которые человек приобретает, являются его богатством и в любом случае, в любой ситуации, такой человек всегда найдет решение.

“Самый сильный человек планеты” - это человек, который обладает огромной мускульной силой рук и ног.

“Сила способна творить чудеса” - природа настолько могуча, что сила ветра вырывает деревья с корнем, поднимает огромные массы воды в виде водяных смерчей и уносит их далеко, где затем наблюдаются ураганы, штормы.

А в науке физике, сила имеет такой же смысл??? Как ответить на этот вопрос? Они найдут ответ на вопрос в результате проведения экспериментальных заданий:

1-е экспериментальное задание. (Работа в парах)

Возьмите 2-е легкие машины, одна из них с пружиной. Прижмите машины друг к другу, сжав при этом пружину, и быстро уберите руки.

  • Что произошло?
  • Изменилась ли скорость у тележек?
  • Почему изменилась скорость у 1-й тележки?
  • Почему изменилась скорость у 2-й тележки?
  • Каким словом вы бы заменили выражение “действие 1 тележки на 2-ю, а действие 2-й тележки на 1-ю”.

2-е экспериментальное задание.

Перед вами покоящаяся тележка. Приведите ее в движение, измените у нее скорость.

  • Под действием чего ваша тележка пришла в движение, т. е. изменила свою скорость?

3-е экспериментальное задание.

Металлический шарик покоится на столе. Подвиньте постоянный магнит так, что бы шарик чувствовал магнит. Перемещая магнит, обратите внимание, изменилась ли скорость у шарика?

  • Продемонстрируйте эксперимент классу и ответьте на вопрос – “Под действием чего изменилась скорость у шарика”?

Обсуждая результаты опытов, приходим к выводу: “Сила, мера взаимодействия”.

4-е экспериментальное задание.

У одного из вас мяч. Бросьте его своему товарищу. Как ваш товарищ, смог остановить его, т. е. изменить скорость?

  • Изменил ли мяч свою скорость по величине? По направлению?
  • Под действием чего изменилась у мяча?
  • Изменилась ли форма мяча в момент удара о руки?

5-е экспериментальное задание.

У вас теннисный шарик и ракетки. Поиграйте в конце класса в теннис.

  • Изменялась ли скорость шарика, во время игры, по направлению?
  • Под действием чего изменялась скорость шарика по направлению?
  • Изменялась ли скорость шарика по величине?

Обсуждая результаты четвертого и пятого задания, делаем вывод: “Сила, причина изменения скорости по величине и направлению”.

6-е экспериментальное задание.

Перед вами на столе находится легко подвижная тележка. Приведите ее рукой в движение. Обратите внимание на величину прилагаемой силы. Нагрузите тележку двухкилограммовой гирей. Приведите ее в движение, примерно с такой же скоростью. Добавьте еще гирю. Повторите эксперимент.

В каком случае вы приложили большую силу?

Вывод: Сила может быть большой и малой по величине. Значит – “Сила, физическая величина”.

Ребята, изменялась форма мяча во время игры?

Работа с учебником стр. 49 рис. 57. Беседа по картинке, в результате которой, учащиеся приходят к очередному выводу.

Вывод: Сила причина изменения формы тела, т.е. деформации.

В тетрадь записывается первый большой вывод. (Слайд 3)

  1. Сила, мера взаимодействия.
  2. Сила, причина изменения скорости по величине и направлению.
  3. Сила, физическая величина.
  4. Сила причина изменения формы тела, т.е. деформации.

Слайд 4. Рассказываю ребятам о видах деформации и их проявлениях в жизни.

Просмотрев, анализируем слайды из мультимедийного анимационного представления из сказки “Репка”, делаем определенные выводы. Диск “Кирилл и Мефодий” – 7-й класс.

  • Сила имеет направление? Да. Обозначается она буквой F , со стрелочкой вверху. Единица измерения 1 Н, в честь великого ученого И.Ньютона.

Значит сила векторная величина.

  • Она может быть различной по величине? Да. Мы это видели сейчас.
  • Куда была приложена сила? К репке. Значит, сила имеет точку приложения.

Второй важный вывод. Сила характеризуется: (слайд 5)

  • числовым значением;
  • направлением в пространстве;
  • точкой приложения.

Итак, мы убедились в том, что понятие сила в физике, имеет совершенно другой смысл.

Зачитываю слова из африканской сказки – “Цимона Мамбу – ясновидец”. (Слайд 6)

“…Цимон Мамбу продолжил путешествие. Вскоре он набрел на ручей, который тек не сверху вниз, а снизу вверх: вода, весело журча, взбиралась в гору …”.

Вопрос? “Возможно ли такое, чтобы вода, весело журча, взбиралась в гору”?

Давайте посмотрим на полет мяча, брошенного под углом к горизонту. Тут же демонстрирую мультимедийную анимацию из диска “Кирилл и Мефодий” – 7-й класс. Урок – “Сила всемирного тяготения”, полет пушечного ядра, движение тела брошенного вертикально вверх, движение планет в Солнечной системе. Работа с таблицей ИСЗ. Слайд № 7–8, 9, приливы и отливы на земле. Почему же во всех рассмотренных ситуациях, тела либо падают на землю, либо совершают движение по окружности? Сила всемирного тяготения зависит от массы взаимодействующих тел. Чем больше массы взаимодействующих тел, тем больше и сила тяготения между телами.

Беседа с детьми приводит к третьему выводу: (слайд 10)

  • Земля притягивает к себе все тела.
  • Солнце притягивает планеты солнечной системы, в том числе и нашу планету – Земля.
  • Луна притягивает Землю, а точнее, ее легко подвижную водную массу.

Взаимное притяжение всех тел во Вселенной называется всемирным тяготением.

Это открытие принадлежит И.Ньютону. Рассказываю легенду о том, как яблоко упало ему на голову. (Слайд 11)

Серия вопросов:

  • как называется планета, на которой мы живем;
  • красива наша планета;
  • куда падают тела брошенные вверх;
  • правильно ли описал Цимон Мамбу движение воды в ручейке, “… вода, весело журча, взбиралась в гору”.

Делаем вывод: сила, с которой Земля притягивает к себе тела, называется силой тяжести.

Закрепление.

1. Опыт: положите брусочек на ребро, положите дощечку так, чтобы один конец лежал на столе, другой на брусочке, вы получили наклонную плоскость. Возьмите деревянный цилиндр, положите его вверху плоскости и отпустите его:

  • что произошло с цилиндром;
  • какая сила подействовала на него;
  • куда она направлена

2. Перед вами иллюстрация к сказке “Рукавичка” из украинского эпоса.

“ Мышка бегала и шуршала листвой. Искала, чем бы утеплить свое гнездышко в зиму. И вдруг наткнулась на что – то мягкое и пушистое. Вот теперь мне будет тепло зимой. Оббежала она вокруг пушистого тела и увидела в нем небольшую дырочку. Юркнула туда. А там тепло, просторно и запасы на зиму есть, где спрятать. Вот здесь я и буду зиму коротать. Выскочив из рукавички, она радостно подпрыгивала над ней. И вновь и вновь опускалась на мягкий свой домик …”. (Слайд 12)

Вопрос:

  • Какую силу преодолевает мышка, подпрыгнув вверх;
  • Что будет с мышкой потом;
  • Какая сила заставляет ее опуститься на мягкую, пушистую рукавичку.

3. Известный физик Генри Сервис нарисовал любопытную картину – “Гигантские пушки взлетели в воздух как мыльные пузыри. Марширующие солдаты, внезапно почувствовав себя легче перышка, беспомощно витали в воздухе. И легко оказались во власти неприятеля”. Какая сила исчезла в описании этого рассказа?

4. В чем причина наблюдаемых явлений: (слайд 13–20). Презентация

  • водопад;
  • метеорный дождь;
  • полет кометы;
  • приливы и отливы;
  • полет кометы;
  • Барон Мюнхаузен;
  • взаимодействие шаров.

Итог урока. Анализирую выполнение экспериментальных заданий в парах, выводы, сделанные ими, активность при участии в беседе и правильность ответов. Выставляю оценки.

Д/З – § 23, 24.

Используемая литература:

  1. Физика. 8-й класс. Пёрышкин А.В. М., Дрофа, 2004.
  2. Физика в природе. Тарасов Л.В. М., Просвещение, 1988.
  3. Нестандартные уроки. Составитель: М.А. Петрухина. Издательство “Учитель”. Волгоград – 2007 год.
  4. Занимательная физика на уроках и внеклассных мероприятиях. Щербакова Ю.В.
    Издательство: ООО “Глобус” – 2008, 2010 год.
  5. Путешествие в страну тайн.
    Составитель: Смирнов В.Ф., Чирва А.Н. Издательство “Новая школа”. М.,1993 год.