Развитие познавательной активности учащихся через организацию проблемно-поисковой деятельности на уроке

Разделы: Физика


В современной школе целью обучения и воспитания является формирование личности, способной активно действовать, принимать самостоятельные решения, свободно мыслить.

Среди разнообразных направлений педагогических технологий одним из методов достижения поставленной цели является организация проблемно-поисковой деятельности учащихся.

Проблемно-поисковое обучение – это целая система развития учащихся в процессе обучения. В основу этой системы положено использование учебных проблем в преподавании и привлечении школьников к активному участию в разрешении этих проблем.

Проблема – это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом. [1]

Возникшее затруднение побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия.

Мне на уроках проблемно-поисковую деятельность учащихся приходиться организовывать систематически. При организации этой деятельности необходим дифференцированный подход к созданию проблемных ситуаций. Нужно предложить учащимся, учитывая их интеллектуальные способности, задания, с которыми они справятся, при этом открыв для себя что-то новое. В результате поисковой деятельности ученики открывают не известные им ранее закономерности, научные факты, учатся применять свои знания в различных ситуациях.

Проблемное обучение базируется на умении учащихся самостоятельно добывать знания, экспериментировать, наблюдать, обобщать и систематизировать различные знания и факты; анализировать; высказывать и отстаивать свою точку зрения. Проблемно-поисковая деятельность развивает мыслительную активность учащихся, формирует познавательный интерес.

Применяя метод проблемного обучения, педагог даёт учащимся возможность в дальнейшем самообучаться.

При организации проблемно-поискового обучения учителю необходимо правильно подобрать методические приёмы создания проблемных ситуаций.

Для себя я выделяю следующие приёмы создания проблемных ситуаций:

- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ решения;

- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- сталкивает противоречия практической деятельности;

- предлагает рассмотреть явление с различных позиций;

- побуждает делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций;

- ставит конкретные вопросы;

- ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными данными, с противоречиями, с неопределённостью в постановке вопроса).

Полный цикл умственных действий учащихся от возникновения проблемной ситуации до решения проблемы имеет несколько этапов:

  • возникновение проблемной ситуации;
  • осознание сущности затруднения и постановка проблемы;
  • нахождение способа решения путём догадки или выдвижения предположений и обоснование гипотезы;
  • доказательство гипотезы;
  • проверка правильности решения проблемы.

Анализируя свой опыт работы (я преподаю в школе физику с 1989 года), прихожу к выводу, что проблемное обучение может привести к серьезным положительным результатам в развитии учащихся только в том случае, если его применять систематически и если оно охватывает основные виды учебной деятельности школьников.

Практика показывает, что при правильно организованной проблемно-поисковой деятельности учащихся изменяется их отношение к процессу познания. Активность ученика в процессе познания повышается, меняется мотивация учащихся к учению.

Проблемно-поисковая деятельность способствует самоутверждению ученика, она раскрывает его потенциальные возможности. Постоянная постановка перед ребёнком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не бежит от проблем, а стремится их разрешить.

Учитель, используя метод проблемно-поискового обучения, способствует развитию творческой личности, всегда способной к поиску.

На уроках физики проблемное обучение можно применять очень широко, причем на всех этапах урока. Предлагаю это рассмотреть на примере урока повторения по теме “ Электромагнитное поле ”.

План-конспект урока

Класс: 9.

Тема: повторение по теме “Электромагнитное поле”.

Тип урока: урок повторения и обобщения знаний.

Дидактическая цель урока: создать условия для осознания и осмысления учебной информации посредством активного включения учащихся в образовательный процесс.

Задачи урока:

образовательные: обобщить знания по теме, продолжить формирование умений применять знания об электромагнитных явлениях на практике для объяснения физических явлений;

развивающие: научить устанавливать причинно-следственные связи, развивать мышление, кругозор;

воспитательные: развивать умения работать в группе, воспитывать взаимоуважение и взаимодействие между учащимися.

Методы обучения: проблемно-поисковый.

Оборудование: компьютер, проектор, подковообразные магниты, миллиамперметр, реостат, катушка на подставке, сердечник, модель электрического звонка, выключатель лабораторный, лампочка на подставке, неоновая лампочка, соединительные провода, дроссельная катушка, гальванометр.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Мотивационное начало урока.

Учитель:

- Современный человек живет в мире информационных и технических процессов. Можно ли представить эти процессы без электромагнитных волн, без электромагнитных явлений?

Каково их влияние на человека? Нам сегодня предстоит это выяснить.

3. Представление и защита мини-проектов, разработанных учащимися дома.

Темы проектов: Электромагнитные явления в быту.

Электромагнитное излучение и здоровье.

Новейшие области применения электромагнитов.

Подвести учащихся к выводу:

Роль электромагнитных явлений в жизнедеятельности человека велика.

Человек не сможет отказаться от компьютера, телефона и других достижений научно-технического прогресса.

Но мы обязаны помнить о влиянии достижений научно-технического прогресса (в частности о воздействии электромагнитных излучений) на здоровье и самочувствие человека, и, обязаны соблюдать ряд требований при работе с электронно-бытовыми приборами.

4. Этап обобщения, систематизации знаний. Работа в малых группах

Учитель: А теперь мне бы хотелось выяснить, все ли вы усвоили тему “Электромагнитное поле”.

(Учащиеся класса делятся на три группы. В каждой группе соотношение сильных и слабых учащихся примерно одинаковое).

Задания для 1 группы:

  1. При работе электромагнитного подъемного крана часть груза не оторвалась от полюсов электромагнита при выключении тока. Крановщик пропустил через обмотку слабый ток обратного направления, и груз упал. Объясните почему.
  2. Для гашения электрической дуги, образующейся при размыкании больших токов, часто вблизи рубильника располагают магнит так, чтобы линии магнитной индукции были перпендикулярны возникающей дуге. Зачем это делают?
  3. Экспериментальное задание. Соберите электрическую цепь, соединив последовательно выключатель лабораторный, источник тока, лампу накаливания, электрический звонок и дроссельную катушку. Параллельно катушке присоедините неоновую лампу. При замыкании цепи работает электрический звонок и горит неоновая лампа, а лампа накаливания не горит. Если исключить из цепи звонок, то загорается лампа накаливания, а неоновая лампа гаснет. Почему?
  4. В какой момент искрит рубильник: при замыкании или размыкании?

Задания для 2 группы:

  1. Имеется два совершенно одинаковых стальных стержня. Один из них намагничен. Как определить, какой стержень намагничен, не имея в своем распоряжении никаких вспомогательных средств?
  2. Почему иногда недалеко от места удара молнии плавятся предохранители и повреждаются чувствительные электроизмерительные приборы?
  3. Экспериментальное задание. Два одинаковых подковообразных магнита сложены противоположными полюсами так, что образуют замкнутый контур. На один из магнитов надета катушка, концы которой присоединены к гальванометру. В момент отрывания одного магнита от другого и в момент их соединения стрелка гальванометра отклоняется (в противоположные стороны). Укажите причины отклонения стрелки гальванометра.
  4. Как изменится магнитное действие катушки, по которой идёт ток, если в неё ввести железный сердечник?

Задания для 3 группы:

  1. При электросварке применяется стабилизатор (катушка со стальным сердечником, включаемая последовательно с дугой). Почему стабилизатор обеспечивает устойчивое горение дуги?
  2. Почему подземный кабель, по которому подается переменный ток в жилые дома и на предприятия не разрешается прокладывать вблизи водопроводных и газовых труб?
  3. Экспериментальное задание. Соедините последовательно источник постоянного тока, ключ, реостат, катушку с сердечником на подставке. На катушку наденьте катушку – моток, соединённую с миллиамперметром. Возникнет ли в катушке – мотке индукционный ток в следующих случаях: а) при замыкании и размыкании цепи постоянного тока; б) при перемещении ползунка реостата влево или вправо? Почему?
  4. Почему для обнаружения индукционного тока замкнутый проводник лучше брать в виде катушки, а не в виде прямолинейного проводника?

5. Обсуждение итогов групповой работы

Каждая группа докладывает о своей работе всему классу: отвечает на поставленные вопросы, выполняет перед классом экспериментальное задание и объясняет его. Учитель корректирует ответы учащихся.

6. Подведение итогов урока. Рефлексия

Учитель: Чему научились на уроке? Была ли полезной групповая деятельность? Что давалось легко, что было трудно? Какие проявления в поведении участников группы способствовали работе, а какие мешали? Что нужно изменить, чтобы подобные уроки проходили более эффективно?

7. Задание на дом: составить кроссворд по теме “Электромагнитное поле”.

Литература

1. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1977, с. 30.