Рыночное равновесие. Механизм установления равновесной цены

Разделы: Экономика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (571,9 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Загрузить презентацию (100,9 кБ)


Технологическая карта конструирования урока
с использованием средств ИКТ

Предмет, класс

Экономика, 10-й класс

Тема урока,
№ урока по теме

Тема “Рынок”

Урок “Рыночное равновесие. Механизм установления равновесной цены”

Актуальность использования средств ИКТ

Возможность наглядно проиллюстрировать изучаемый материал, показать графическое представление рыночного равновесия, практическое закрепление изученного материала с помощью решения задач в мультимедийной форме

Цель

 

 

 

Задачи урока

раскрыть суть механизма установления рыночного равновесия, определить сущность понятия “механизм цен”, научиться находить равновесную цену и равновесный объем товара разными способами, выделять сектора дефицита и избытка товара

образовательная

развивающая

воспитательная

Освоение учащимися знаний о механизме установлении рыночного равновесия; овладение учащимися умениями описывать действия рынка и выделять источники дисбаланса рыночного равновесия. Научить учащихся через решение практических задач умениям определения рыночного равновесия разными способами; освоить типичные экономические ситуации через обучающие моделирующие ситуации реальной жизни Способствовать формированию коммуникативной культуры; освоение способов познавательной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства
Вид используемых на уроке средств ИКТ

1. Программа тестовой оболочки MyTest

2. Учительская презентация

3. Программа PowerPoint

Необходимое аппаратное и программное обеспечение
(локальная сеть, выход в Интернет, компьютер, программные средства)

1.Компьютер, проектор, локальная сеть.

2. Программы: PowerPoint, тестовая оболочка MyTest

Структура урока

I.Организационный момент

Задачи

Проверка готовности учащихся уроку. Настрой их к работе.

Длительность этапа

1 мин

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

-

Форма организации деятельности учащихся

Приветствие учителя

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Проверка наличия принадлежностей к уроку, положительный эмоциональный настрой учащихся. Постановка цели учебно-познавательной деятельности

Промежуточный контроль

Готовность класса к уроку

II. Проверка знаний и умений учащихся

Задачи

Проверка знаний по прошедшим темам

Длительность этапа

5 мин

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

тест в программе MyTest “Спрос” (приложение № 1а, приложение №1б, приложение №1в)

Форма организации деятельности учащихся

1) работа за компьютерами ( 5-6 чел)

2) устный опрос по прошедшей теме( 1-2 чел)

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

1) контроль за прохождением теста учащимися (компьютеры заранее настроены на прохождение теста);

2) беседа с учащимися

Промежуточный контроль

Проверка знаний и умений по ранее изученному материалу. Выставить оценки за работу

III. Изучение нового материала на основе проверки домашнего задания

Задачи

Обеспечить восприятие, осмысление, первичное запоминание знаний. Изучение новых экономических понятий темы: рыночное равновесие, равновесная цена, равновесный объем, дефицит товара, излишки (избыток) товара, механизм цен

Длительность этапа

8 мин

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Презентация учителя (приложение № 2 – Презентация 1)

Форма организации деятельности учащихся

1) Беседа с учителем.

2) Просмотр учительской презентации слайды 1,2,3,4,5

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Объявление темы и цели урока. Проверка решения домашней задачи. Выход на новый материал

Этап первичного закрепления знаний

Умения читать графическое представление практических задач по экономике? Связь экономических графических единиц с жизненной ситуацией.

Промежуточный контроль

Решение учащимися экономических задач, фронтальная беседа по итогам решения домашней задачи. (Приложение № 3)

Вывод по новым понятиям и терминам теоретического материала

IV. Изучение нового материала

Задачи Научить учащихся через решение практических задач умениям определять рыночное равновесие разными способами; освоить типичные экономические ситуации через обучающие моделирующие ситуации реальной жизни
Длительность этапа

20 мин

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Презентация учителя Презентация 1

Форма организации деятельности учащихся

1) Беседа с учителем.

2) Просмотр учительской презентации слайды: 6, 7+анимация, 8+ анимация, 9, 10, 11+ анимация, 12+ анимация, 13, 14+ анимация, 15 +анимация, 16, 17.

3) Решение экономических задач с последующей совместной проверкой

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Беседа с обучающимися, объяснение нового материала, корректирует работу учащихся, контролирует выполнения задания в целом

Промежуточный контроль

Фронтальная беседа по пониманию нового материала

V. Закрепление нового материала

Задачи

Закрепить материал через обучающие моделирующие ситуации реальной жизни

Длительность этапа

10

Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Презентация учителя слайд 18

(если класс сильный можно еще успеть применить закрепляющие задания 1 и 2 с использованием интерактивной доски – (приложение № 4 – Презентация 2)

Форма организации деятельности учащихся

Учащиеся делятся на группы, внимательно читают задание на карточках и готовят ответ

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Корректирует работу учащихся, контролирует выполнения задания в целом, совместное обсуждение ответов учащихся

Итоговый контроль

Подведение итогов, выставление оценок за урок

VI. Домашнее задание

Длительность этапа 1 мин
Основной вид деятельности со средствами ИКТ

Презентация учителя слайд 19

Форма организации деятельности учащихся

Внимательно выслушивают инструктаж выполнения домашнего задания (приложение № 5), записывают в дневник

Функции и основные виды деятельности преподавателя на данном этапе

Дает инструктаж выполнения домашнего задания

Итого длительность урока

45 мин

Конспект урока

“Рыночное равновесие. Механизм установления равновесной цены”

Цель урока: раскрыть суть механизма установления рыночного равновесия, определить сущность понятия “механизм цен”, научиться находить равновесную цену и равновесный объем товара разными способами, выделять сектора дефицита и избытка товара

Задачи урока:

  • Образовательная: Освоение учащимися знаний о механизме установлении рыночного равновесия; овладение учащимися умениями описывать действия рынка и выделять источники дисбаланса рыночного равновесия.
  • Развивающая: Научить учащихся через решение практических задач умениям определения рыночного равновесия разными способами; освоить типичные экономические ситуации через обучающие моделирующие ситуации реальной жизни
  • Воспитательная: Способствовать формированию коммуникативной культуры; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в экономической жизни общества и государства;

Основные понятия темы: спрос, предложение, рынок, товар, цена, механизм цен, рыночное равновесие, равновесная цена, равновесный объем, дефицит товара, излишки (избыток) товара, покупатель, производитель

ХОД УРОКА:

На прошлом уроке обучающимся задана экономическая задача, в которой они отработают умения построения графиков спроса и предложения, главное условие – графики должны быть изображены на одной плоскости. (Приложение № 1)

1. Организационный момент урока

2. Проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме с помощью программы MyTest X (приложение № 1в)

Проверка проходит в двух направлениях, и учитель может опросить больше учащихся, тем самым проверить готовность класса к восприятию нового материала.

1 направление: задание с самопроверкой на компьютерах (5-6 чел)

2 направление: устный опрос по прошедшей теме (1-2 человек)

3. Изучение нового материала на основе проверки домашнего задания

Учитель: На прошлых уроках мы выяснили мотивы, которыми руководствуются на рынке продавцы и покупатели, они совершенно различны. Но чтобы остались довольны и те и другие, им надо договориться и заключить между собой сделку купли-продажи товара.

– Какое главное условие такой сделки?

Учащиеся: (ответы: величина цены, по которой продавцы готовы обменять товар на деньги, а покупатели – оплатить покупку желаемого товара)

Учитель: Поскольку на рынке поиск обоюдоприемлемой цены играет важную роль, то именно сегодня на уроке мы и будем выяснять закономерности рождения рыночной цены. Тема урока “Рыночное равновесие. Механизм рыночного ценообразования”. Слайд 1 (приложение № 2 - Презентация 1)

Наша с вами цель: определить сущность понятия “механизм цен”, разобрать, какая бывает ситуация на рынке при формировании равновесной цены и научиться описывать действия рынка на конкретных примерах

Учитель: Чтобы легче было понять, механизм рыночного ценообразования, начнем сразу с конкретного примера, воспользовавшись решением и данными вашей домашней задачей. Все ли справились с домашней задачей? (Из опыта работы знаю, что такое задание у учащихся не вызывает трудностей) Дома, по шкалам спроса и предложения, вы строили кривые спроса и предложения на одной плоскости. Что у вас получилось?

Учащиеся: (они пересеклись?)

Учитель: Как можно объяснить получившуюся ситуацию, что кривые спроса и предложения на одной плоскости пересеклись на примере жизненной ситуации?

Учащиеся: (да, т.к. в жизни продавцы встречаются с покупателями на рынке и, как правило, взаимодействуют друг с другом)

Учитель: Что является самым сложным моментом при заключении любой сделки купли-продажи?

Учащиеся: (установлении цены)

Учитель: Посмотрите на анимационный слайд. Какой можно сделать вывод?

Слайд 2

Учитель (резюмируя мнения обучающихся) На рынке покупателя интересует не столько конъюнктура рынка как таковая, но прежде всего, сможет ли он найти продавца, который согласится продать нужный ему товар по цене, которая устроит покупателя. Другими словами, и продавец, и покупатель, чтобы заключить сделку купли-продажи, должны договориться о цене на данный товар. (Слайд 3) И возникает равновесие рынка, когда большинство покупателей и продавцов сходятся в цене, по которой следует покупать и продавать данный товар, и того количества товара, которое одни готовы купить, а другие готовы продать. Следовательно, рыночное равновесие характеризуют два показателя:

Слайд 4

Равновесное количество-это равенство величины спроса и величины предложения, и равновесная цена – цена, такого уровня, при котором предложение соответствует спросу. Условно принято их обозначать Qe-равновесное количество и соответственно Рe– равновесная цена.

Учитель: Обратим внимание теперь на вашу домашнюю задачу. На графике цена равновесия находиться в точке пересечения кривых спроса и предложения, пусть это будет точка А.

Посмотрите внимательно на график и определите, какова будет равновесная цена и равновесное количество товара?

Учащиеся: (ответы: Равновесная цена – 16 рублей, равновесный объем товара – 7 шт).

Учитель: Такой момент называется рыночное равновесие – т.е. ситуация на рынке, при которой объем спроса равен объему предложения, записать это можно так: Qd=Qs.

Слайд 5

УчительКак называется цена, при которой объем спроса равен объему предложения называется? – (Учащиеся: Равновесная цена)

Как называется то количество товара, при котором объем спроса равен объему предложения?

(Учащиеся: равновесное количество товаров)

Экономисты выделяют три способа определения равновесной цены

Слайд 6

1 способ: графический – он заключается в определении точки пересечения кривых спроса и предложения, как у вас в домашней задаче на графике, рыночное равновесие в точке А.

Слайд 7+ аним

2 способ: табличный – он заключается в сопоставлении шкалы спроса и шкалы предложения. Обратите внимание на таблицу домашней задачи, что вы заметили?(мнения ребят)

Слайд 8+ аним.

Учитель: На одной из строк одинаковое количество товара при одной цене – это и будет равновесие рынка. И способ это называется табличный, заметьте, не нужно строить график, просто анализируя данные таблицы легко можно определить равновесную цену и равновесное количество товара.

Пример: Определите равновесную цену и равновесное количество товара.

Р, руб

Qd кг

Qs кг

1,0

210

10

1,5

180

30

2,0

140

55

2,5

80

80

3,0

40

100

3,5

30

130

4,0

20

160

Следующий способ нахождения рыночного равновесия – аналитический заключается он в математическом вычислении значений Рe и Qe.

Решим следующую задачу: Допустим, функция спроса задана уравнением Qd=2800 – 6Р, а функция предложения Qs= 3Р – 800.

Определить точку равновесия. Вспомните условия рыночного равновесия Qd=Qs и решите задачу. (Учащиеся пробуют самостоятельно решить задачу)

Решение:

Так как точка равновесия – это точка, при которой спрос уравновешивает предложение (Qd=Qs), следовательно, уравняем эти функции:

2800 – 6Р =3Р – 800 и решаем как математическое уравнение
2800+800=6Р+3Р
3600=9Р
Р=400

Зная, что Qd=Qs, подставим Р в любую функцию:

Qs= 3Р – 800
Q= 3·400 – 800
Q = 400

Ответ: Ре= 400 ед. и Qe=400 ед.

Учитель: Что такое рыночное равновесие?

– Может ли быть рыночное равновесие постоянным, стабильным? Докажите свою точку зрения.

– Что может повлиять на изменение равновесной ситуации? (избыточное предложение или избыточный спрос)

– К чему может привести избыточный спрос?

(к дефициту товара)

– К чему привести избыточное предложение товара?

(Перепроизводству или излишкам, избыткам товара)

Учитель: Мы выделили еще два новых понятия рынка – дефицит и избыток. Попробуйте сформулировать определения к данным терминам. (Необходимо вместе с учащимися сформулировать определения этих экономических единиц.)

Слайд 9

  • Дефицит товаров – ситуация на рынке, при которой объем спроса превышает объем предложения
  • Избыток товаров – ситуация на рынке, при которой объем предложения превышает объем спроса.

Слайд 10

Учитель: Дефицит товара или излишки можно найти тремя способами:

– аналитическим
– табличным
– графическим

Например: Для закрепления порядка определения дефицита или избытка товаров табличным путем заполним таблицу недостающими данными. (Приложение № 3)

Слайд 11+ аним.

Р, т. р./кг

Qd, тыс. кг

Qs, тыс. кг

Избыт.
Спрос (дефицит)

Избыт. предлож.
(излишки)

Объем продаж
Q

Выручка
TR

1,0

210

10

? ? ? ?

1,5

180

30

? ? ? ?

2,0

140

55

? ? ? ?

2,5

80

80

? ? ? ?

3,0

40

100

? ? ? ?

3,5

30

130

? ? ? ?

4,0

20

160

? ? ? ?

При заполнении таблицы необходимо обратить на следующие моменты: как правильно определяется объем продаж; как рассчитывается выручка от продаж.

Вывод по таблице:

  1. Назовите равновесную цену и равновесный объем товара.
  2. В каком диапазоне цены будет дефицит товара ( от 1 т.руб до 2,0 т.руб)
  3. В каком диапазоне цены будут излишки товара ( от 3,0 т.руб до 4,0т. руб)
  4. Назовите самое наибольшее количество излишек товаров и при какой цене ( 4т. руб, 140 тыс. кг)

.Ответ: Слайд 12+аним

Учитель: Второй способ определения дефицита и избытка – аналитический

– Разберем пример аналитического нахождения дефицита или избытка товаров. Вернемся к задаче, которую решали в начале урока.

Слайд 13

Допустим, что сложилась некая ситуация на рынке и установилась цена

А) в 300 ден. ед. Решение: При Р = 300; Qd = 2800 – 6·300 = 2800 – 1800 = 1000

Qs = 3·300 – 800 = 900 – 800 = 100

Слайд 14+аним.

Следовательно: 1000 > 100 = Qd > Qs
Если объем спроса превышает объем предложения, это означает, что при Р = 300 мы имеем дефицит товаров в 900 единиц

Б)в 420 ден.ед Решение: При Р = 420; Qd = 2800 – 6·420 = 2800 – 2520 = 280
Qs = 3·420 – 800 = 1260 – 800 = 460
460 > 280 = Qs > QdЕсли объем предложения превышает объем спроса, это означает, что имеем избыток товаров в 180 единиц

– Последний способ нахождения дефицита или избытка товаров – графический, внимание на слайд: Вся нижняя область, заштрихованная желтым цветом, показывает на графике область дефицита товаров, а синим – избыток товаров

Слайд15 +аним.

Таким образом, мы с вами разобрали различные способы изображения дефицита и избытка товара.

Учитель: Каковы основные признаки избытка и дефицита? (Мнения учащихся)

(Подводя итог мнений учащихся, учитель: Избыточное предложение означает рост товарных запасов и появление “очередей” предпринимателей, предлагающие товарные услуги. В такой ситуации продавцы должны снизить цену, чтобы сбыть излишек предложения. Следовательно, цена будет иметь тенденцию к падению, как только возникает избыточное предложение. Основным признаком дефицита является сокращение товарных запасов им появление очередей покупателей в отраслях, не имеющих товарных запасов. Дефицит окажет влияние на цену и покупатели начнут менять свои планы. В результате роста цены величина спроса будет снижаться.)

Учитель: Можно ли управлять формированием рыночного равновесия? Обоснуйте свою точку зрения.

(Мнения учащихся)

Учитель: Рынок автоматически реагирует на перепроизводство или дефицит товара. Это называется рыночным механизмом – т.е. автоматическим достижением баланса спроса и предложения, равновесных цен и количества товара. Анализируя механизм рыночного согласования интересов продавцов и покупателей, еще в 18 веке великий экономист Адам Смит писал в своих работах: “Каждый человек мыслит лишь о собственной выгоде, но НЕВИДИМАЯ РУКА, которая его направляет, как и во многом другом приведет его к результату, о котором он сам и не помышлял”

Слайд 16

Учитель: Что же это за “невидимая рука”, которая позволяет рыночной экономической системе координировать деятельность сотен миллионов людей и добиваться результатов лучших, чем при планово-командной системе? (мнения учащихся)

Учитель: Эти термином со времен Адама Смита экономисты называют МЕХАНИЗМ ЦЕН, который в рыночной экономике играет центральную роль. Именно цены служат для всех продавцов и покупателей главным источником информации о положении дел на рынке, о соотношении предложения товаров и спроса на них.

Слайд 17

Поэтому рынок, на котором система цен формируется свободно – по результатам торга между продавцами и покупателями, – постоянно заставляет всех участников действовать так, чтобы возникло состояние равновесия. Данный механизм цен подсказывает ответы на основные вопросы экономики – что, как, для кого, сколько и когда производить. Свободное установление цен на основе только соотношения спроса и предложения критически важная черта рыночного механизма.

Рынок в состоянии равновесия – лучший из возможных компромиссов между интересами продавцов и покупателей.

3. Закрепление:

Работа по группам, кейс-метод (приложение № 3)

Слайд 18

Ребятам предлагается стать исследовательским центром, изучающих конъюнктуру рынка. Вам предстоит оценить изменения, которые произойдут на ряде рынков. Выявить тип фактора, характер его влияния на спрос или предложения, изменения его равновесной цены и равновесного количества.

В заключение работы совместное обсуждение результатов работы:

  1. К какому фактору относятся условия, изложенные в задании (первая задача изменение цен на товар; вторая задача – изменение вкуса потребителей; третья задача – рост числа производителей товара)
  2. Влияют ли эти изменения на спрос или предложения?(да).
  3. Как изменяются рыночные цены и равновесные количества на каждом рынке.

Интерактивная доска

(Если класс сильный можно применить закрепляющие задания 1 и 2 с использованием интерактивной доски. Презентацию – (приложение 4 – Презентация 2) перевести во флипчарт и работать с доской, вызвав ученика в к доске. По заданию № 1: нужно перенести термины к соответствующим определениям. По заданию 2: необходимо выполнить задания на полях, используя функции интерактивной доски, а так же комментируя свои ответы)

Оценки за работу на уроке: (с комментариями учителя)

4. Домашнее задание: (приложение № 5)