Знакомство с местоимениями. Визитная карточка местоимений

Разделы: Русский язык


Форма урока: ролевая игра.

Опережающее задание: Подготовить рассказ о местоимениях с презентацией, а также небольшое задание для одноклассников.

Цель:

  • Повторение разрядов местоимений в форме ролевой игры
  • Научиться применять информационные технологии для выступления
  • Совершенствовать умение выступать перед аудиторией, умение организовать работу коллектива.

Учитель:

Добрый день, ребята. Сегодня у нас необычный урок. К этому уроку каждый из вас готовился индивидуально, подготовил интересный материал для класса.

Итак, сегодня у нас в гостях Местоимения. Слово я передаю Личным местоимениям.

I. Рассказ о личных местоимениях

Добрый день, дорогие друзья, разрешите мне рассказать о нас - личных местоимениях.

1. Почему нас называют личными местоимениями?

- Потому что мы указываем на лица, которые участвуют в речи. Например:

Я, МЫ - указываем на говорящего, мы местоимения 1 лица.

ТЫ, ВЫ - указывают на собеседника, это местоимения 2 лица

ОН, ОНА, ОНО, ОНИ - указывают на того, о ком говорят, или на то, о чем говорят. Это местоимения 3 лица.

2. Местоимения 1 и 2 лица: Я, МЫ,ТЫ,ВЫ - отвечают на вопрос КТО?

Местоимения 3 лица: ОН, ОНА, ОНО, ОНИ - отвечают на вопрос КТО? или ЧТО?

3. Мы бываем единственного и множественного числа:

Я, ТЫ, ОН, ОНА, ОНО - единственное число

МЫ, ВЫ, ОНИ - множественное число

4. Мы изменяемся по падежам, при этом изменяется не только окончание, но и все слово. Например:

Кто? - Я

Кого? - МЕНЯ

Кому? - МНЕ

Кого? - МЕНЯ

Кем? - МНОЙ

О ком? - Обо МНЕ

5. А теперь обратите внимание на примеры:

Ждать ЕГО - ждать у НЕГО

Послать ЕМУ - послать к НЕМУ

Заниматься ИМ - заниматься с НИМ

Скажите, пожалуйста, какая особенность в нашем склонении имеется в косвенных падежах?

Ответ: После предлогов у местоимений 3 -го лица появляется Н.

Запомнили мой рассказ?

6. Давайте немножко позанимаемся. Я сейчас раздам вам по одному названию местоимений, а вы составите с ними и глаголами, которые будут на доске, словосочетания и запишете на доске

(раздает таблички с названиями местоимений, чтобы хватило каждому ученику - Я, МЫ, ТЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНИ)

На интерактивной доске - глаголы:

Приблизился (к кому?) - ко мне

Беспокоился (о ком? ) - о нас

Соревновался (с кем?) - с тобой

Расстилалась (перед кем? ) - перед вами

Не смейся (над кем?) - над ним

Приготовить (для кого?) - для неё

Не расстраивай (кого?) - их.

7. Молодцы. И в конце я хочу напомнить ещё об одном: С помощью нас, личных местоимений, можно выразить вежливое отношение.

Когда обращаетесь к взрослым, надо использовать местоимение ВЫ вместо местоимения ТЫ. Например, Надежда Гаврильевна, можете ли Вы нам разрешить поездку в г.Якутск?

Спасибо за работу.

II. На сцену выходит Возвратное местоимение

Добрый день, друзья. Меня зовут "СЕБЯ"

Я - интересное местоимение.

1. Почему? Потому что:

  • Я один
  • У меня нет именительного падежа
  • В предложении являюсь только дополнением
  • Не имею форм рода и числа.
  • Я показываю действие, которое направлено на само действующее лицо, поэтому и называюсь Возвратным.

2. Меня, Возвратное местоимение, часто можно встретить в пословицах, поговорках, поучительных высказываниях. Я хочу предложить вам прочитать пословицы, вставляя пропущенные возвратные местоимения. Указать, в каком падеже употребили возвратные местоимения.

Для :. :.жить - тлеть, для семьи - гореть, а для народа - светить.

Не кричи о ::: , пусть другие о тебе хоть тихо скажут.

Нет лучше шутки, чем над :::..

Кто только о ::.. хлопочет, то о других и знать не хочет.

Спасибо за работу.

III.  теперь слово Притяжательным местоимениям.

Добрый день, друзья. Нас, притяжательных местоимений, несколько: МОЙ, ТВОЙ, НАШ, ВАШ, СВОЙ.

Мы указываем на признак предмета по его принадлежности

Отвечаем на вопрос ЧЕЙ? (ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?)

Мы изменяемся, как прилагательные, по родам, числам, падежам.

Иногда в значении притяжательных местоимений мы используем личные местоимения в форме родительного падежа: ЕГО, ЕЁ, ИХ.

Сразу предупреждаю, что правильное употребление - ИХ, а не ИХНИЙ.

В предложении мы обычно бываем определениями.

Предлагаю вам следующую работу:

Надо в данных предложениях устранить недочеты в употреблении притяжательных местоимений.

На ихних (их) огородах травы много наросло. В ихнем (их) хозяйстве коровы хорошей породы. Лавочник протянул Алеше его (свою) пухлую руку. Будущие олимпийцы занимаются в чудесном Дворце спорта. Недавно его (их) гостями были известные спортсмены.

Спасибо за работу.

IV. Слово Указательным местоимениям.

Добрый день. Наше название говорит о том, что мы на что-то указываем.

1. Так:

  • Местоимения ЭТОТ, ТОТ указывают на предмет или признак, выделяя его среди таких же. Причем местоимение ЭТОТ указывает на более близкий предмет, а ТОТ - на более отдаленный.
  • Местоимения ТАКОЙ, ТАКОВ, ЭТАКИЙ указывают на схожесть признаков или высокую меру оценки. Например: Лена такая же, как и все мы. Он такой человек, что его все уважают.
  • Местоимение СТОЛЬКО указывает на количество, которое было названо раньше.
  • Я прочитала во время каникул 4 книги, моя подруга - столько же книг.
  • Местоимения ЭТОТ, ТОТ, ТАКОЙ, ЭТАКИЙ изменяются по родам, числам и падежам.
  • А местоимение ТАКОВ изменяется по родам и числам: ТАКОВ, ТАКОВА, ТАКОВО - ТАКОВЫ.
  • Местоимение СТОЛЬКО склоняется, но не изменяется по родам и числам: например, столько книг, стольких книг, стольким книгам, столько книг, столькими книгами, о стольких книгах.

2. Я прочитаю вам текст о книге - великане, он будет на доске. Вы внимательно послушайте, затем нужно будет найти указательные местоимения, выйти к доске, подчеркнуть их и указать падеж и число.

Книга - великан

Книга высотой в два этажа. Скажете: таких (р.п., мн.ч.) книг не бывает. И ошибетесь! Такие (им.п., мн.ч.) книги есть! Некоторые из этих (р.п., мн.ч.) книг находятся в Монголии. В одной из таких (предл. п., мн.ч.) книг насчитывается 236 томов. Книги эти (им.п., мн.ч.) созданы в древности. В те (вин.п., мн.ч.) времена мастерам - искусникам приходилось текст каждой страницы полностью вырезать на деревянной доске. Столько (им.п.) же труда вкладывалось в иллюстрации, которые до сих (сей, р.п., мн.ч. - это можно не брать, если не знают) пор удивляют нас тонкостью рисунка и богатством колорита. (Колорит - сочетание красок, цветов в картине, характер окраски).

Спасибо за работу.

IV. На сцену выходят Определительные местоимения.

1. Я думаю, что нас, определительных местоимений, запомнить трудно, но можно. Итак, называю определительные местоимения:

САМ, САМЫЙ,

ВЕСЬ, ВСЯКИЙ,

ЛЮБОЙ, КАЖДЫЙ,

ИНОЙ.

3. Мы можем иметь такое значение:

  • Все до одного, полностью - ВЕСЬ класс
  • Лучший из всех - САМЫЙ красивый
  • Отдельный из многих - ИНЫХ уж нет.

4. Мы изменяемся по родам, числам, падежам.

5. В предложении можем быть определением, подлежащим, дополнением.

6. А теперь я хочу обратить ваше внимание на местоимения САМ (САМА) и САМЫЙ. Давайте поставить ударения и попробуем просклонять эти местоимения.

(На интерактивной доске дается таблица со словосочетаниями, в которой учащиеся должны вставить окончания местоимений)

И.п

Р.п.

Д.п.

В.п.

Тв.п.

Пр.п.

Сам (командир)

Сам ::.

Сам::..

Сам::..

Сам::..

О сам::

Самый (смелый)

Сам::..

Сам::..

Сам::..

Сам::..

Сам::..

Сама (сестра)

Сам:..

Сам:..

Сам:..(оё), Сам:..(у)

Сам:..

О сам::

Спасибо за работу.

V. Слово дается Вопросительно-относительным местоимениям.

Нам кажется, что мы самые особенные местоимения, потому что мы можем быть вопросительными и относительными местоимениями. Давайте объясню по порядку.

Во-первых, хочу познакомить с вопросительно-относительными местоимениями:

КТО, ЧТО

КАКОЙ, КАКОВ,

КОТОРЫЙ, СКОЛЬКО, ЧЕЙ

Мы можем быть вопросительными в составе вопросительного предложения. Например: Сколько тебе лет?

А когда связываем части сложного предложения, нас называют относительными. Например: Спроси, сколько времени.

Местоимение КТО указывает на одушевленные предметы, ЧТО - на неодушевленные. Они не имеют форм рода и числа.

Местоимение КАКОВ не склоняется, оно изменяется по родам и числам: КАКОВ, КАКОВА, КАКОВО - КАКОВЫ

Местоимения КАКОЙ (КАКОЕ, КАКАЯ, КАКИЕ), СКОЛЬКО в восклицательном предложении выражают сильное чувство. Например: Какая интересная книга!

Предлагаю вам очень интересную работу: надо найти ошибки в употреблении глаголов и вопросительно-относительных местоимений. Сможете? Я думаю, что - да.

- Кто из девочек вошла сюда? (вошел, местоимение КТО употребляется с глаголом мужского рода, само местоимение рода и числа не имеет)

- Что из коллекции понравилась вам больше всего? (понравилось, местоимение ЧТО употребляется с глаголом среднего рода, само местоимение не имеет рода и числа)

- Чего ты читаешь? (от глагола ЧИТАЕШЬ ставится вопрос ЧТО?)

- Не знаю, чего мне делать сейчас. (ДЕЛАТЬ ЧТО? А не ЧЕГО? )

Спасибо за работу.

VI. Приглашаем Отрицательные местоимения

1. Мы не зря называемся Отрицательными местоимениями. МЫ указываем на отсутствие предметов, признаков, количества.

2. Запомните нас:

НИКТО, НИЧТО

НЕКОГО, НЕЧЕГО

НИКАКОЙ, НИЧЕЙ

НИГДЕ, НИКОГДА, НИКУДА.

3. Если вы внимательны, то, наверное, заметили, что мы чем-то похожи на вопросительно-отрицательные местоимения. Да, мы являемся их братьями, потому что образованы от них с помощью приставок НЕ -, НИ-.

4. Запомните наше правильное написание:

  • Отрицательные местоимения с приставками НЕ- и НИ- пишутся слитно
  • НЕ- пишется под ударением
  • НИ - без ударения.
  • Если НЕ - и НИ- отделены от местоимения предлогом, то они пишутся отдельно: НЕ у КОГО, Ни у КОГО, НЕ о ЧЕМ, Ни о ЧЕМ.

5. А теперь попробуйте выбрать правильное написание местоимений. Надо вставить пропущенные буквы, при этом объяснить выбор НЕ и НИ в отрицательных местоимениях.

(на доске даны предложения, вставить там же)

Н:чего тому страшиться, кто н:чего не боится (нечего, ничего)

Хоть в шелк одень неряху, а все глядеть н:(на) что (не на что)

Если за день н:чему не научился, зря прожил день (ничему)

За напрасный труд н:кто спасибо не скажет (никто)

Н:чьими похвалами не возносись (ничьими)

Спасибо за работу.

VII. На сцену приглашаем Неопределенные местоимения

1. Друзья, мы, наверное, самые трудные местоимения, потому что нас много и надо запомнить или хорошо выучить наше правописание.

2. Познакомьтесь с нами:

НЕКТО, НЕЧТО

НЕКОТОРЫЙ, НЕСКОЛЬКО

НЕКОГДА

КТО-ТО, ЧТО-ТО

КТО-НИБУДЬ, КАКОЙ-ТО

КОГДА-ТО, ГДЕ-ТО

КОЕ-КТО, КОЕ-КОГДА и.т. д.

3. Нас называют неопределенными, потому что мы указываем на неопределенные, неизвестные предметы, признаки, количество предметов. Например: НЕКТО шел по какой - то дороге и нашел НЕЧТО. Из этого предложения непонятно, о ком, о чем идет речь.

4. Так же, как отрицательные местоимения, мы являемся братьями вопросительно-относительных местоимений, образуемся от них с помощью приставок и суффиксов.

5. Запомните наше правописание:

  • В неопределенных местоимениях НЕкто, НЕчто, НЕкоторый, НЕсколько приставка
  • НЕ - всегда находится под ударением и пишется слитно.
  • Неопределенные местоимения с приставкой КОЕ- и суффиксами - ТО, - ЛИБО, - НИБУДЬ пишутся через дефис.
  • Если после приставки КОЕ - есть предлог, то эта форма пишется в три слова: КОЕ с КЕМ, КОЕ о ЧЕМ, КОЕ у КОГО.

6. Ребята, я написал рассказ, но пропустил местоимения. Помогите, пожалуйста, мне вставить местоимения КТО-ТО, КАКОЙ-ТО, ЧТО- ТО в текст. (Эти слова должны быть на доске)

Рано утром я пошел в сарай. Вдруг :.. прошмыгнул мимо моих ног. Я увидел лишь :::. серенький хвостик. Я вошел в сарай. Из того угла, где лежало сено, доносились :::.звуки. Там ::. возился. Не успел я ::::. предпринять, как из сена выскочила мышь, а за ней наш кот Васька. В то же мгновенье мышь юркнула в щель под порогом.

Спасибо за работу.

Учитель:

Спасибо вам, Местоимения. Вы помогли нам повторить очень трудный раздел нашего учебника. Сегодня мы вспомнили не только все разряды местоимений, но и выполнили разнообразные задания с использованием мультимедийного оборудования. Скажите, пожалуйста, такая работа вам интересна? А что требуется от вас, чтобы работать так?

Возможные ответы:

- хорошо знать учебный материал

- научиться искать интересные упражнения

- уметь работать на компьютере

- научиться выступать перед ребятами

- научиться объяснять упражнения

Учитель:

Да, оказывается, такая работа требует не только знаний, но и умения работать самостоятельно, искать материал, отбирать нужные упражнения, правильно говорить, объяснять, представлять свой материал.

Думаю, такая работа на уроке поможет вам реализовать ваш классный проект "Виртуальная экскурсия по школе".

Спасибо за работу всем участникам.