Цена. Количество. Стоимость. Решение задач

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • отрабатывать умение решать задачи на нахождение цены, количества, стоимости, устанавливать взаимосвязь между величинами,
  • совершенствовать вычислительные навыки, развивать творческие способности учащихся.

Использованная литература:

  • Истомина Н.Б. Математика 3 класс. Учебник для четырехлетней начальной школы. – Смоленск. “Ассоциация XXI век”, 2007
  • Истомина Н.Б., Клецкина А.А. Тетрадь №2 по математике для 3 класса четырехлетней начальной школы. – Смоленск. “Ассоциация XXI век”, 2007
  • Матасова Н.В. Математика. 3 класс Поурочные планы по учебнику Н.Б. Истоминой. 2 часть. – Волгоград. Учитель – АСТ, 2004
  • Попова Г.П. Занимательная математика: материалы для коллективных и индивидуальных занятий. – Волгоград. Учитель. 2006
  • Асанин С. Смекалка для малышей. Занимательные задачи, загадки, ребусы, головоломки.. – М., Омега, 1996

Ход урока

1. ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА

– Я тетрадочку открою и как надо положу.
Я от всех от вас не скрою ручку я вот так держу.
Сяду прямо не согнусь, за работу я возьмусь.
Запишите в тетради число, классная работа

2. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ

– Проверяем д/з, с.175 № 600.

– Задачу прочитает………. На доске запишет решение….

У Бори 60 рублей, а у Миши на 40 рублей меньше. Во сколько раз у Бори денег меньше, чем у Миши?

60-40=20 (руб.) – у Миши

60:20=3(р.)

Ответ: в 3 раза у Бори денег больше, чем у Миши.

– У кого денег больше? Посмотрите внимательно на текст задачи, вас ничего не смущает? В книге иногда бывают опечатки, поэтому вам надо быть особенно внимательными.

3. УСТНЫЙ СЧЕТ

– Сколько денег у Миши? Монеты, какого достоинства могут быть у мальчика?

(2 по10р, 4 по 5р, 20 по 1р)

– Сколько денег у Бори? Купюры, какого достоинства могут быть у мальчика?

(1по 50 и 10, 6 по 10)

– На Руси монеты имели разные названия: алтын, полушка, гривенник, целковый. Каждая монета имела свое достоинство. Так, например, целковый это сколько? (100 коп., 1руб.)

– А как вы думаете, как на Руси называли монету достоинством 10 копеек: алтын, гривенник или полушка?

– Давайте проверим, а для этого решим математическую цепочку. В тетрадочках запишите № 1. Напоминаю, записываем только ответы.

81:9*6+6:10-5*100:10+40:5-8 (полученное число: 9, 54, 60, 6, 1, 100, 10, 50, 10, 2)

– “Не гривенничай” – так говорили в старину, что значит : не мелочись, не скупись, не спорь по пустякам. А во времена Петра 1 на гривенник в трактире могли пообедать 3 человека.

– Но мы с вами сейчас идем не в трактир, а в магазин за покупками. Надеюсь, что сейчас вы гривенничать не будете. Перед вами карточка №1 с наименованием товара и ценами. Задача. У вас 100рублей и вам необходимо купить сладости для праздничного стола.

– В тетрадях запишите Задача № 1. Составьте и запишите выражение, при помощи которого можно узнать какие “сладости” вы приобретете.

Мороженое -20руб.

Молоко – 18 руб.

Хлеб – 17 руб.

Конфеты – 25 руб.

Пирожное – 15 руб.

Огурцы – 85 руб

Колбаса – 65 руб.

Торт – 105 руб.

Лимонад – 5 руб.

Печенье – 35 руб.

20 + 15+ 5+ 25+ 35=100 (руб)

– Что мы можем приобрести на сумму 100 рублей?

– Какую вкусную покупку мы совершить не можем? Почему?

– Из записанных на доске выражений, какие для решения данной задачи будут лишними? Почему? Что могут обозначать данные выражения ?

10+ 15+5 – стоят мороженое, пирожное, лимонад

15*4 – стоят 4 пирожных

35-20 – на столько печенье дороже мороженого

25:5 – во столько конфеты дороже лимонада

25+35 – стоят конфеты и печенье.

85+65 – стоят колбаса и огурцы

– Вижу, что в нашем классе растут замечательные мамины помощники, которые умеют в магазине покупать товар и правильно расплачиваться за него.

4. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА

Случайно, не могло ли в ваших головках промелькнуть такой мысли:

Хоть ты смейся, хоть ты плачь, не могу решить задач.

Может быть плохой учебник? Может быть таланта нет?

Но нашла я способ верный сразу посмотреть в ответ.

Занимайтесь на здоровье, если вам не жалко сил.

Ну, зачем читать условие? Раз – умножил, два – сложил

Я и вычел, разделил, все как полагается.

Только правильный ответ никак не получается.

– Бывали такие мысли. А вот чтобы избежать трудностей и чтобы любая задача решалась, давайте сегодня на уроке приведем в систему наши знания и поработаем над задачами.

5. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

а) Взаимосвязь компонентов “цена-количество-стоимость)

С каким видом задач мы с вами уже знакомы, вы назовете тогда, когда угадаете загадки и назовете величины, которые там спрятались.

Та сумма, что заплатит покупатель. Та сумма, что устроит продавца.
Как мера для обмена всех товаров, на рынке называется….. (цена)
Один царь в магазине бывал , товары для дома он изучал.
У кассы покупки его величества продавец посчитал …..(количество)
Покупатель, взглянув на чек, получил успокоенность
В кошельке хватит денег на данную……(стоимость)

– Глядя на таблицу, составьте задачу. Кто решит? Какое правило помогло в решении?

ЦЕНА

КОЛИЧЕСТВО

СТОИМОСТЬ

40

5

?

20

?

60

?

7

77

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Б) Работа над задачей

– Узнать номер, над которым мы будем работать с вами в задачнике, вам поможет веселый человечек. Какое число он сегодня вам загадал, посчитайте? (79)

Задание читает…. Работаем самостоятельно. Прочитайте задачу.

У Кати было 66 рублей. Она купила 7 пирожных по цене 6 рублей, а на остальные деньги 3 пачки мороженого. Сколько стоит одно мороженое?

– Давайте составим план решения данной задачи. Ваши предложения:

6*7=…. (42)

66-…=…. (24)

….: 3= (8)

– Как записать это выражением? (66-6*7):3

– Какое задание мы должны еще с вами выполнить?

– На сколько 1 пирожное дешевле одного мороженого?

– На сколько 7 пирожных дороже 3 пачек мороженого?

– Сколько всего пирожных и мороженного купили?

В) Работа над задачей, составленной учеником

Вини Пух купил в магазине у ослика Иа 3 самоката и заплатил за них 60 рублей. Пятачок купил 5 самокатов. Сколько всего денег заплатили Пятачок и Вини Пух в магазине?

ЦЕНА

КОЛИЧЕСТВО

СТОИМОСТЬ

?

3

60

?

5

?

– Посмотрите на заполненную таблицу, если есть ошибки, назовите

60:3=20(руб.) – цена 1 самоката

20*5=100(руб.) – стоимость 5 самокатов

20 + 100= 120 (руб) – всего денег заплатили Пятачок и Вини Пух.

Г) Математический диктант

Давайте подведем итоги нашей с вами работы над задачей. Что вы сегодня запомнили нам поможет узнать математический квадрат. Я читаю задачу, а вы заштриховываете ответ. Будьте внимательны, некоторые числа повторяются.

 

8

3

8

 
 

7

     
 

10

5

4

 
     

3

 
 

10

5

4

 

– Булочка стоит 2 рубля. Сколько стоят 5 булочек?

– 6 пирожных стоят 18 рублей. Сколько стоит 1 пирожное?

– Чашечка кофе стоит 2 рубля. Сколько надо заплатить за 4 чашечки кофе?

– 1яблоко стоит 4 рубля. Сколько яблок можно купить на 28 рублей?

– За 8 порций мороженого заплатили 32 рубля. Сколько стоит 1 порция мороженого?

– Витя гривенник свой взял и на монеты разменял.

И за гривенник вот этот дали Вите две монеты.

Поспешайте-ка с ответом каково достоинство монет

6. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

– Тот, кто на математическом квадрате получил цифру 5 верно справился с задачками на тему “цена – количество – стоимость” и ,значит, очень хорошо запомнил правила. Какие?

– Математические квадраты вложить в тетрадь.

Оценки за урок…. Самые активные …..