Любовь, смерть и бессмертие юных Ромео и Джульетты в трагедии В.Шекспира "Ромео и Джульетта"

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цели урока:

  • Обучающая – раскрыть глубину и непреходящую ценность образов героев, причины их гибели и бессмертия.
  • Развивающая – развивать речь, память, аналитическое мышление учащихся.
  • Воспитательная – воспитывать любовь, ответственность, ценность активного поступка.

Тип урока: нестандартный.

Научно-методическое обеспечение технологии урока:

  • Наглядные пособия:
    • портрет В. Шекспира,
    • эмблема театра “Глобус”,
    • тексты трагедии “Ромео и Джульетта”,
    • музыкальные записи,
    • учебник Г.И. Беленький “Литература 8 класс”

Реализация дифференцированного подхода: работа организована по группам, дифференцированные задания. Оценивание знаний, умений, навыков учащихся: устные ответы, словесное рисование, выразительное чтение по ролям, ответ на проблемный вопрос урока: “Что сделало имена Ромео и Джульетты бессмертными, в чём чудо, тайна их образов и любви?”

Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру “Согласны ли вы с мнением Б. Ахмадулиной “что нет блаженства, если нет трагедий?” (или создание иллюстраций к трагедии).

Краткое содержание урока.

Род людской один, и он делим
Не на Монтекки и на Капулетти,
Не тех, кто был убит и кто убил,
А лишь на тех, кто любит и любил…
Любовь есть гений и спасенье сердца.
И нет тому счастливее примера,
Чем повесть о Джульетте и Ромео.
Б.Ахмадулина

Вступительное слово учителя

 

 

 

 

Вопросы (на доске) к конкурсу театроведов:

Что означал флаг, поднятый над театром?

Сколько театров насчитывалось в лондоне в конце 16 века?

Что означает эмблема театра “Глобус”?

Чем отличался театр Шекспира от современного?

Вопросы к конкурсу внимательного читателя.

 

 

 

 

Конкурс актёрского мастерства.

Конкурс (словесное рисование).

Звучит мелодия Берлиоза или Прокофьева к трагедии.

 

 

 

 

 

 

Обращаем внимание на второй эпиграф.

Если бы слово “звезда” не5 было столь стертым, то можно было бы сказать о Шекспире – звезда первой величины в мировом театре. Как трудно представить мир без солнца, так трудно вообразить существование театра без Шекспира. Его герои стали спутниками человека. Каждая эпоха, каждое поколение ведёт с ним свой диалог, отражая себя и своё время. И эмблема театра “Глобус” символически отражает театральный подвиг Шекспира: на плечи своих трагедий и комедий он поднял душу – планету человеческих чувств.

Что в переводе означает фамилия драматурга Шекспир?

Оправдал ли он скрытое в ней предназначенье? Оставив один корень, замените другой, выразив к нему (драматургу) своё отношение.

А сейчас мы отправимся с вами но поиски театра “Глобус” и окажемся в Лондоне конца 16 века.

- Конкурс театроведов проводится после сообщения.

- Оценка ответов.

Сегодня мы будем говорить об одной из лучших трагедий Шекспира “Ромео и Джульетта”. Автор и не предполагал, что через 400 лет имена его героев будут синонимами слова “любовь”, первой, юной, безоглядной, свет который вечен.

Что означает слово “трагедия?”

В ходе нашего разговора мы должны с вами найти ответ на главный вопрос: “Что сделало имена Ромео и Джульетты бессмертными, в чём чудо, тайна их образов и любви?”

Как бы ответили на этот вопрос сейчас?

А внимательно ли вы почитали текст трагедии?

Какое сравнение находит Ромео, чтобы выразить чувство человека, спешащего на свидание и уходящего со свидания?

Почему Шекспир считает, что влюблённые видят в темноте?

Кто, по мнению Джульетты должен быть рассыльным любви?

Сколько весит влюблённый дух?

Итоги конкурса, оценивание ответов. Но важно не только прочесть внимательно текст, надо ещё почувствовать настроение героев, их волнение, и суметь это передать.

Любовь Ромео и Джульетты остаётся тайной для друзей, родителей, но нас, Шекспир делает тайными поверенными их чувств. Послушаем, как говорят о любви Ромео и Джульетта.

Слушая удивительную музыку, написанную к трагедии, составьте словесное описание запомнившейся сцены трагедии или той, которой нет, но она в вашем воображении.

- Как вы считаете, не поспешили ли герои соединить свои судьбы, не дождавшись примирения родителей?

- Почему же надежды священника Лоренцо не оправдались?

Почему Ромео и Джульетта погибают?

Как мы видим, как погибают Ромео и Джульетта, нам не хочется мириться с их гибелью. Нам хочется, чтобы они были живы.

- Что по вашему, могло бы спасти их?

Поэт Б.Ахмадулина выдвигала свою точку зрения. Послушайте и подумайте, согласны ли вы с ней?

“Я лгать хочу, но будет ложь легка. Аптекарь не даёт Ромео яду.

Тогда зачем Джульетте сталь клинка?
В тот раз всё обошлось на белом свете.
И не было чумы,
И карантин не помешал монаху,
И о смерти мы знать не заем,
Если не хотим,
Но смею ль я лишить вас чудной муки,
Смотреть, как после яда и клинка
Ромео и Джульетта тянут руки
Друг другу сквозь века и облака.
Величия нельзя переиначить.
Оно нас учит, а не веселит,
Коль станем лгать,
Не выжить внукам нашим,
А мне их жаль.
И мир на том стоит,
Что нет блаженства,
Если нет трагедий…
Любовь есть гений и спасенье сердца
И нет тому счастливее примера,
Чем повесть о Джульетте и Ромео”.

Почему же нас притягивают эти образы?

“Что сделало имена Ромео и Джульетты бессмертными, в чём чудо, тайна их образов и любви?”

 

 

Ответ учащегося:

Shakspire – “потрясатель копья”.

Потрясатель сцены, души, сердец, мира и т.д.

 

Сообщение театроведа о шекспировском театре.

 

Ответы группы театроведов

 

Ответы учащихся

 

Ответы учащихся.

Ответ театроведа – о жанре, его особенностях.

 

Нет, верность друг к другу делает их взрослыми.

 

 

Ответы учащихся.

“К подругам мы как школьники домой, а от подруг как с сумкой в класс зимой”

“Ведь любящие видят всё при свете волненьем загорающихся лиц”.

“Рассыльными любви должны быть мысли. Вот почему у Купидона – крылья”.

“Влюблённый дух, наверное невесом, как нитка паутины бабьим летом”.

Ответы учащихся.

Нет, верность друг к другу делает их взрослыми.

Да они не опытны, но их друг Лоренцо стар и мудр.

- “От этого союза счастья жду; в любовь он может превратить вражду”.

Любовь невозможна на почве вражды.

- не смогли жить друг без друга.

- подвела цепь трагических случайностей.

Ответы учащихся (перечисление случайностей, приведших к гибели героев).

 

Ученик читает стихотворение Б.Ахмадулиной.

Ответы учащихся.