Виды углов и их классификация. 1-й класс (по системе Л.В. Занкова)

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели и задачи.

  1. Знакомство с основными видами углов, их классификация.
  2. Установление отношений больше – меньше между этими видами углов.
  3. Развитие логического мышления, грамотной математической речи, умения классифицировать и обобщать понятия.
  4. Учить устанавливать закономерности.
  5. Совершенствование навыков счета, умения составлять простые математические рассказы.
  6. Учить выполнять сложение и вычитание при помощи таблицы сложения и отрезка натурального ряда чисел.
  7. Формировать умение определять отрезок натурального ряда чисел.
  8. Учить ориентироваться на плоскости и в пространстве.

Оборудование.

  1. Цветик-семицветик с номерами на лепестках и заданиями с обратной стороны.
  2. Учебник математики для 1 класса, 2 часть. Авторы – И. Аргинская, Е.Бененсон, Л.Итина.
  3. Рабочая тетрадь для 1 класса №3. Автор Е. Бененсон.
  4. Компьютер и мультимедийный проектор

Ход урока

1. Организационный момент (звенит звонок, на доске висит цветик-семицветик).

Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?

Дети:

Мы готовы. Стол в порядке. 
Начинается урок.

Ребята, что необычного вы увидели, когда сегодня пришли в класс? (На доске висит волшебный цветок.)

Это не случайно. Сегодня мы проводим урок-игру, который так и называется “Цветик-семицветик”.

Этот цветок необычный. Почему? (Этот цветок необычный, потому что он выполняет любые желания человека.)

И наш цветок будет выполнять желания, только эти желания математические. Мы, используя силу лепестков, справимся со всеми заданиями. Вы согласны со мной? Давайте вспомним волшебные слова и будем постепенно отрывать лепестки цветка.

Включить фрагмент сказки “Цветик-семицветик”.

2. Мотивационный этап.

Ученики подходят к доске, отрывают лепесток, читают задание № 1 “Числа, числа, встаньте в ряд…”.

На доске карточки с цифрами.

1 3 4 5 6 8 9 …

1 2 4 3 5 7 8 6 …

2 3 4 5

0 1 2 3 4 5 6 7

Можно ли эти ряды назвать натуральными рядами? (Нет)

А есть ли среди данных рядов отрезок натурального ряда? (Да).

Обоснуйте ответ. (2 3 4 5 – отрезок н. р. чисел, так как он может начинаться с любого числа и кончаться любым числом, в нем только каждое следующее число на один больше предыдущего)

А почему же вы не выбрали последний ряд, под ваше определение он тоже подходит? (0 – не является натуральным числом, следовательно, и отрезок не будет натуральным).

Сколько еще отрезков н.р. чисел можно составить из этих чисел? (2 3, 2 3 4, 3 4, 3 4 5, 4 5).

Запишите их в свою тетрадь.

Преврати каждый ряд в запись натурального ряда чисел.

1 3 4 5 6 8 9 …

1 2 4 3 5 7 8 6 …

2 3 4 5

0 1 2 3 4 5 6 7

Молодцы, вы многое знаете. А умеете ли вы внимательно слушать, мы сейчас узнаем. Запишите отрезок натурального ряда чисел, у которого первое число 3, а всего чисел 6. (3 4 5 6 7 8)

Откройте рабочие тетради на печатной основе на стр. 26 № 53.

Запишите название числа.

Подчеркни названия натуральных чисел

№ 56 стр. 27

Вам предстоит наклеить зверей. Сначала послушайте и попробуйте их разложить. Они должны располагаться так: на одинаковом расстоянии от пенька медвежонок и заяц, лиса левее ежа, но правее зайца.

Аналогичная работа проводится на доске. Проверьте.

Справились мы с заданием 1 лепестка? Отрываем второй лепесток.

3. Актуализация знаний.

“Практическое задание”

В виде какой из этих двух фигур ты изобразил бы угол твоей парты? Обведи эту фигуру.

Какую из этих двух фигур вы назвали бы углом? (Левую)

Обведите рамку, в которой изображена эта фигура. Сколько в ней лучей? (2)

Кто помнит, что такое угол? (Два луча, исходящие из одной начальной точки, образуют угол)

Сложите модель угла из карандашей.

Обведите рамки в которых изображены углы.

Посмотрите на доску. Что здесь изображено? (Углы)

Разделите углы на группы похожих между собой.

Запишите номера углов каждой группы отдельно. (Дети предлагают различные варианты деления - по цвету, по направлению)

Ребята, вы выделили не существенные признаки деления углов. Еще раз внимательно посмотрите. (Догадались - по величине)

Молодцы. Какие группы углов у вас получились? (1 5 8 7, 3 4 9, 2 6)

А может кто-то из вас может дать название каждой группе. (Сомневаются, молчат)

Тогда сложите лист бумаги пополам и еще раз пополам. Затем разогните его. Правильно ли изображены на этом чертеже линии сгиба в виде двух пересекающихся прямых? (Да)

На доске:

Сколько углов образуют линии сгиба? (4)

Все ли углы равны? (Да).

Когда при пересечении двух прямых образуется четыре равных угла, каждый из них называется прямым углом.

Какая из наших групп получит такое название? (Первая)

Сложите свой листочек снова 2-а раза и вы получите модель прямого угла.

Ну, а теперь догадались, как можно назвать вторую группу углов. (Не прямые)

Сложите прямой угол пополам. Потрогайте его вершину, какая она? (Острая). Правильно, следующая группа называется – острые углы. А подберите мне антоним к слову острый. (Тупой). Вот мы и подошли к теме нашего урока: Классификация углов.

4. Работа над новой темой.

Мы прекрасно справились с этим заданием. Отрываем следующий лепесток волшебного цветка

“Открой учебника страницу”

Откройте учебники на странице 38, задание № 82. Прочитай названия углов. (Прямой угол, острый угол, тупой угол)

Найди на рисунке прямые углы, запиши их имена синей ручкой. (А, К, Т)

Запиши имена тупых углов зеленой ручкой (М)

Запиши имена острых углов черной ручкой. (Е, О).

5. Самостоятельная работа.

Начертите тупой, прямой, острый угол. Что заметили? (Острый меньше прямого, тупой – больше прямого угла.)

Физкультурная минутка.

Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре,
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.
На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде “раз”.
А над ними весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде “ два”.
Игра на внимание – раз, два….

Работа выполнена отлично. Отрываем следующий лепесток – 4.

“Найди лишний”

Мы продолжаем работу в учебниках. Следующий № 84.

Какой рисунок лишний?

(Самолеты - все остальные птицы)

(Пингвины - все остальные летают)

(Последний - разные предметы в одной рамке)

(Ласточки – могут предсказывать погоду)

Работа с числами.

Отрываем лепесток под номером 5.

“Найди закономерность и назови недостающие числа”

Самостоятельное выполнение № 85 стр. 39. Поменялись учебниками и проверили друг друга.

Вы хорошо справились с заданием этого лепестка. Посмотрим, что приготовил нам лепесток под номером 6.

“Подумай и реши”

Выполняем № 83.

Прочитайте запись.

9-4

6+3

8-5

7+2

Разделите их на две группы.

Как называются записи каждой группы. (Cумма, разность)

Как называется каждая из этих записей? (Выражение)

Выпишите разности и найдите их значения с помощью натурального ряда чисел.

9-4=5 1 2 3 4 5 6 7 8 9…
8-5=3 1 2 3 4 5 6 7 8…

Напишите другие разности с теми же значениями.

6-1=5 7-2=5 8-3=5 10-5=5
9-6=3 7-4=3 6-3=3 5-2=3 4-1=3 10-7=3

Выпишите суммы и найди их значения с помощью таблицы сложения.

6+3=9

7+2=9

Физкультурная минутка. для глаз. (электронная)

Открываем лепесток под номером 7 –

“Придумай математический рассказ”

Перед вами предметы: два цветка и семь бабочек. Составьте сюжетную картинку и придумайте к ней математический рассказ.

6. Домашнее задание.

В лесной школе идет урок геометрии. Помогите медвежонку начертить прямой, острый и тупой углы. Раскрасьте рисунок.

- Кто понял классификацию углов, кто может различать углы, научился их чертить и не делать при этом ошибки, положите фишку в первый конверт.

- Кто знает классификацию углов, но еще затрудняется их различать-во второй конверт.

- Кто ничего не понял – в третий конверт. Не расстраивайтесь, мы еще с вами потренируемся.

- Дети подходят и кладут свои фишки в конверты.

7. Итог урока.

Итак, мы выполнили задания всех семи лепестков волшебного цветка. Но мне хочется, чтобы вы вспомнили, какое последнее желание загадала девочка Женя – героиня произведения В.П.Катаева “Цветик-семицветик”.

С помощью волшебного цветка Женя вернула мальчику Вите возможность двигаться, бегать и радоваться жизни. А если бы вам попался настоящий цветик-семицветик, какое бы желание загадали вы? Какое доброе дело сделали? Подумайте, и на следующем уроке я обязательно выслушаю всех вас. Если бы у меня появилась возможность воспользоваться силой волшебного цветка, я бы загадала, чтобы все дети в моем классе не болели и с удовольствием изучали эту трудную, но очень интересную науку – математику.

Ой, ребята посмотрите все лепестки пролетев через запад на восток, через север, через юг обернувшись, сделав круг возвратились на свое место и опять готовы помогать нам на уроках математики. Потому что все хорошее бумерангом возвращается. А мы сегодня ни одного лепестка не потратили зря.

Спасибо за урок, вы отлично работали сегодня, До свидания.