Особенности поэзии М.Ю. Лермонтова. 6-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 6


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


О целях урока:

"Организовывая уроки литературы в форме урока-диалога, мы исходили из убеждения, что в процессе диалогового взаимодействия у учащихся происходит движение мысли к научной истине. Приблизиться к этой истине позволяют определенные правила построения диалога на уроках литературы. Учеников необходимо учить проявлять уважение к мнению своего собеседника, будь то учитель или сверстник; четко, грамотно выражать свои мысли, при этом аргументировать свое высказывание; отступать от неверных доводов и принимать позицию собеседника.

Необходимо отметить, что данное явление происходит только в условиях постоянной рефлексии. Только умение отслеживать границы своего "могу - не могу" позволяет видеть цель и вырабатывать траекторию своего движения к ней, причем у каждого эти цель и путь будут свои, так как в жизни нет однозначного решения проблем, поэтому на уроках-диалогах задача учителя сводится к тому, чтобы показать, что решая одну проблему, можно выбрать несколько путей.

Литература - это тот учебный предмет, который обращен к душе ребенка. При организации урока -диалога мы ставили следующие задачи:

Воспитывать читателя, уважительно относящегося к художественному слову, глубоко понимающего нравственно-философский смысл изучаемых произведений, тонко чувствовавшего эстетическую ценность литературы."

Диалог как средство развития и саморазвития личности учащихся младшего школьного возраста.
Авт. Саломатова Ольга Семёновна, педагог-психолог. c 2003-2010 Издательский дом "Первое сентября"

Ход урока

I. Актуализация

Перед вами отрывок из стихотворения:

Скажи-ка, дядя, ведь не даром
Москва, спалённая пожаром,
Французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, ещё какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!

  • Кто написал это стихотворение?
  • Можете продолжить? Другие стихи?

Сегодня мы поговорим о творчестве ещё одного русского поэта. Этого поэта зовут Михаил Юрьевич Лермонтов.

Знаком он вам?

II. Актуализация личностных смыслов.

Работа с таблицей ЗУХ

Что знаем? Что хочу узнать? Узнал
М.Ю. Лермонтов родился в 1814 году.

Он автор стихотворения "Бородино", "Тучи".

Рано остался без матери, жил с бабушкой.

Служил на Кавказе

О детстве

Какие ещё стихи написал М.Ю. Лермонтов? О чём?

Чем отличаются его стихи от других?

Чем интересовался кроме поэзии?

Когда начал писать стихи?

 

Работая с первой графой таблицы, учитель задаёт вопросы, которые помогут восстановить в памяти сведения о поэте, уже известные учащимся. Вопросы могут быть такими:

  • Знаем ли мы с вами, когда родился М.Ю. Лермонтов?
  • Какие стихотворения он написал?
  • Попробуйте вспомнить с кем в детстве жил маленький Миша Лермонтов?
  • Рассмотрите автопортрет М.Ю.Лермонтова. Почему он изобразил себя в военной форме?
  • Как вы думаете, где служил М.Ю. Лермонтов?

III. Вербализация смыслов

Теперь поработаем со второй графой таблицы и так же задаём вопросы:

  • Мы с вами знаем немного о поэте Лермонтове.
  • А что бы вам хотелось узнать о нём?

IV. Совместная работа учителя и учащихся - диалог.

А представляете ли вы себе начало творчества М.Ю. Лермонтова? Ему было тогда примерно столько же лет, как и вам.

Предположите, о чём и как мог сказать в своих стихах мальчик Лермонтов?

(о доме, о родителях, о природе, о том, что видел вокруг)

Лермонтов писал:

Кто видел Кремль в час утра золотой,
Когда лежит над городом туман,
Когда меж храмов с гордой простотой,
Как царь белеет башня - великан:

  • На что похожи эти лермонтовские стихи?
  • Что вы представляете себе при чтении этих стихов? Это, действительно, картина! Эту картину хочется нарисовать. Но прежде всех это сделал сам поэт. Вглядитесь в его произведения!

К каждой репродукции во время демонстрации учитель читает отрывки из поэмы "Мцыри"

Вид Пятигорска. Художник М.Ю. Лермонтов

Вид Тифлиса. Художник М.Ю.Лермонтов

Башня в Сионни. Худ. М.Ю. Лермонтов

Крестовая гора. Худ. М.Ю. Лермонтов

  • Понравились ли вам картины художника Лермонтова?
  • Что вы можете сказать о его картинах?

(М.Ю.Лермонтов талантливый художник. Если бы он не был поэтом, то обязательно бы был известным художником.)

  • Можем ли назвать стихи поэта живописными?

Усадьба бабушки (Тарханы. Пензенской области) навсегда стала поэтической темой М.Ю. Лермонтова.

  • Вот строчки из первых ранних стихов Лермонтова. Вслушайтесь:

Вверху одна
Горит звезда,
Мой взор она
Манит всегда,
Мои мечты
Она влечёт,
И с высоты меня зовёт:

  • Каким видит мир Лермонтов?
  • Как он пишет о нём?
  • Как бы мы могли определить тему этого стихотворения? ( мечты поэта, о небе, о звёздах)

А вот ещё стихи:

Что за звуки!
Неподвижен внемлю
Сладким звукам я
Забываю вечность,
Небо, землю,
Самого себя!

  • Пока я буду читать стихотворение "Ангел", вы подумайте, на что обращаем мы внимание в первую очередь: на смысл или музыкальность? (музыкальность)
  • Стихи М.Ю. Лермонтова музыкальны, недаром на его стихи написаны песни и романсы. Послушайте романс - "Парус".
  • А теперь вернёмся к нашей таблице и заполним последнюю графу

Что же мы узнали нового о поэте Лермонтове?

Что знаем? Что хочу узнать? Узнал
М.Ю. Лермонтов родился в 1814 году.

Он автор стихотворения "Бородино", "Тучи".

Рано остался без матери, жил с бабушкой.

Служил на Кавказе

О детстве

Какие ещё стихи написал М.Ю. Лермонтов? О чём?

Чем отличаются его стихи от других?

Чем интересовался кроме поэзии?

Когда начал писать стихи?

  • Лермонтов и поэт, и художник;
  • стихи его живописны и музыкальны;
  • был одинок, много размышлял;
  • темы стихов: природа, небо, ангелы, о внеземном;
  • настроение стихов грустное;
  • написал стихи "Ангел", "Тучи", "Парус" поэму "Мцыри" и др.
  • Ваши предположения, как сложится дальнейшая судьба поэта? (Наверное, нелегко будет жить человеку много понимающему, задумывающемуся о смысле жизни, о своём месте в ней)

V. Работа над стихотворением "Парус"

Задание:

  • А теперь давайте поработаем практически. В тетрадях запишите два слова:

МОРЕ - (холодное, синее, бурное, теплое : )

ПАРУС - ( далёкий, маленький, беззащитный:)

и запишите рядом слова, которые, на ваш взгляд, определяют лучше всего эти понятия.

  • Как вы думаете, "МОРЕ" И "ПАРУС" это понятия близкие или противоположные?

Учащиеся могут ответить, что это понятия:

  • близкие ( Море - это вода, парус приспособлен для плавания по воде);
  • противоположные (Море большое, грозное, а парус маленький, беззащитный, парус может погибнуть в море).
  • Кто считает, что это понятия близкие?
  • А кто считает, что это понятия противоположные?
  • А сейчас мы узнаем, как считает сам Лермонтов.

Выразительное чтение стихотворения

Задание: Из стихотворения "Парус" выпишите антонимы - слова противоположные по значению.

(ищет - кинул; счастье - несчастье; далёкая - родной; под ним - над ним; струя - луч; буря - покой.)

Попробуйте теперь ответить на спорный вопрос: близкие или противоположные понятия "море" и "парус"?

Выходит, что эти понятия противоположные, противостоящие друг другу, на это указывает целый ряд антонимичных пар. Такой приём построения текста называется антитеза.

Творческое задание.

Попробуйте, используя приём антитезы, написать своё маленькое произведение. Для этого подберём антонимы (антонимы предлагают сами учащиеся).

  • НЕБО - ЗЕМЛЯ
  • ДОЖДЬ - СОЛНЦЕ
  • УТРО - ВЕЧЕР
  • ЧЁРНЫЙ - БЕЛЫЙ
  • ТЁМНЫЙ - СВЕТЛЫЙ
  • НОЧЬ - ДЕНЬ

VI. Озвучивание на следующем уроке. Это домашнее задание.

Использованная литература:

  1. Аркин И. И. Уроки литературы в 5-6 классе: Практ. Методика: Кн. Для учителя. - М.: Просвещение, Учеб. Лит. 1996