Афганистан – наша боль

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (102,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель: формировать чувство патриотизма, показать жестокость войны, мужество российских солдат.

Оборудование и оформление: иллюстрации и картины на военную тему, стенды с фотографиями земляков, воевавших в «горячих точках», мультимедийный проектор, ПК, журнальный столик, на нём – горят свечи.

Организация подготовки к празднику:

Подготовка к празднику проходит в несколько этапов:

  1. Выбор иллюстраций и картин на военную тему.
  2. Оформление стендов с фотографиями земляков, воевавших в « горячих точках.»
  3. Подбор музыкально – литературного материала.
  4. Создание мультимедийной презентации.
  5. Организация и проведение репетиций.

Ход мероприятия

Слайд №1

(Звучит фонограмма песни «Синева»), горят свечи.

Ученик:

Высоко, высоко над землей синева,
Это мирное небо над Родиной,
Но простые и строгие слышу слова:
«Боевым награждается орденом»…
Это значит, что где-то в ночной тишине
Злые пули надрывно свистят
И что в этой борьбе, как на всякой войне,
Жизнь и смерть снова рядом стоят.
Это значит, что в этом суровом бою
Твой ровесник, земляк, твой сосед
Защищает любовь и надежду свою,
Наших окон приветливый свет

Ученик:

Охраняя всё то, чем мы так дорожим,
Он ведет этот правильный бой.
Наше счастье и труд, нашу мирную жизнь
От беды заслоняя собой.
Высока, высока над землей синева,
Это мирное небо над Родиной
Но простые и строгие слышим слова:
«Боевым награждается орденом»…

Слайд №2 «Афганистан – наша боль»

(Звучит фонограмма песни «Афганистан»).

Слайд №3

Ученик:  Афганистан. Многие матери, сыновей которых отправляли выполнять «интернациональный долг», а именно так это когда-то называли, с содроганием и сейчас слышат это слово.

С чего всё начиналось?

К концу 70-х годов XX века Советский Союз был связан дипломатическими отношениями более чем со 130 государствами. Почти половину из них составляли развивающие страны. Советский Союз оказывал им значительную экономическую и научно-техническую помощь. На развитие отрицательных взаимоотношений СССР и стран мира оказала негативная политика, проводимая Советским Союзом в Афганистане.

В 1978 году в Афганистане в результате военного переворота к власти пришла народно-демократическая партия. Её руководство обратилось к советскому правительству об оказании военной помощи. Часть партийно-государственных лидеров СССР считало возможным оказание Афганистану лишь политической поддержки. Другая часть руководителей военного ведомства, опираясь на принципы пролетарского интернационализма, настаивала на оказании помощи и политическими средствами, и военными.

Слайд №4.

В декабре 1979 года в Афганистан были направлены советские войска. Русские пошли помогать строить счастливую жизнь в глубь Азии. Заокеанские стратеги в борьбе за влияние в этом взрывоопасном регионе не жалели средств. Против нас была объявлена не только информационная война. Кто-то добренький стал щедро осыпать афганских моджахедов «благами западной цивилизации».широкой рекой в Афганистан потекли средства вооружения, большое количество долларов. Убийство из засады стало самым прибыльным бизнесом для простого афганца. Словно время повернулось вспять. А чтобы бизнес у «духов» шел успешно, их обучали в диверсионных школах на территории соседнего Пакистана.

Почти 10 лет продолжалась та война. Только с приходом к власти М.С.Горбачёва изменилась внешняя политика Советского Союза.

И 15 февраля 1989 года, наконец, наших солдат вывели из Афганистана.

(Правда, в течение 2-х лет Афганистану оказывалась помощь оружием и боеприпасами).

(Звучит фонограмма «Братан» )

10 лет: декабрь1979г – 15 февраля 1989 г.

  • 17000 погибших
  • 37000 калек
  • 313 без вести пропавших
  • 50000 солдат сдались в плен
  • 40% парней погибали, не зная традиций Афганистана

Учитель: При исполнении интернационального долга многие солдаты поднялись на вершину мужества, совершив воинские подвиги, за что и были удостоены звания Героя Советского Союза.

О сколько подвигов на свете,
Они уже в преданье отошли.
Из уст в уста их повторяют дети
На всех материках большой земли.
И будут повторять из уст в уста,
И в каждом этом подвиге незрима
Своя и глубина, и высота,
И красота своя неповторима.
Но из всего того, о чём мы слышим,
И из того, что мы вершим пока,
Солдатский подвиг я считаю высшим
И самым бескорыстным на века.
(Фазу Алиева)

Слайд №5.

Рядовой Николай Яковлевич АНФИНОГЕНОВ родился в 1963 году в селе Обухово Курганской области. До призыва в армию закончил ПТУ, получил специальность слесаря – ремонтника. Служил в армии разведчиком в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане. За подвиг, совершённый в бою с душманами, рядовому Н. Анфиногенову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

В тот сентябрьский день, когда Николай уходил в армию, он встал на рассвете, набросил куртку, в которой сеял хлеб, сажал картофель, ещё вчера косил густую зелёную люцерну, и долго бродил по знакомой округе, вдыхая свежесть пробуждающейся природы, словно хотел на всю жизнь запастись живительной силой у этой искони русской, героической земли.

...Домой Николай писал часто.

«Мои дорогие папа, мама, Витя, Таня, Галя! Напишите, как дома, как в колхозе? Помнят ли меня в селе7 Я рад каждой весточке. Только сейчас понял, как это дорого и свято родная земля, поля, наши рощи, озёра. Так хочется быстрее всех вас увидеть и поцеловать...»

Но увидеть родных и близких ему не пришлось. Закрывая отход товарищей от напавшей банды душманов и израсходовав все боеприпасы, Николай последней гранатой подорвал себя и обступивших его бандитов.

Ушёл мальчишка из села скромным, безвестным новобранцем, а теперь в его родном полку воины борются за право выполнять боевые задания за своего, теперь уже легендарного, сослуживца.

Как мало лет он прожил...Только двадцать!
Но миг победы – больше, чем года.
Как трудно умереть, чтобы остаться,
Остаться в наших душах навсегда.

Нет, мужество случайным не бывает.
Оно в душе солдата родилось,
Когда он о друзьях не забывает
И с Родиной себя не мыслит врозь.

Смотрю, смотрю в его лицо простое.
Печальное тире между двух дат.
И верю я, что только так и стоит
Жить на земле, как жил на ней солдат.
(Андрей Дементьев)

Виктор Дмитриевич КАШПУК родился в 1965 году в селе Карапыши Киевской области. После окончания средней школы работал слесарем на авторемонтном заводе в селе Мироновка. В октябре 1983 года призван в ряды Вооружённых Сил СССР. Службу проходил в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане. За мужество и героизм, проявленные при выполнении боевых задач по оказанию интернациональной помощи, удостоен звания Героя Советского Союза.

Когда в бою упал старший лейтенант Алейников, первым к нему бросился Кашпук и, прикрывая собой, вынес из под пуль. Уложив командира на землю, Виктор наклонился, чтобы перевязать его, и в этот миг рядом просвистели пули. « Я почувствовал вдруг, как под каской зашевелились волосы» - скажет позже Кашпук.

Резко повернувшись, увидел бандита и дал длинную очередь...

Собираясь в армию, Виктор посадил у дома две берёзки. «Пусть растут, - сказал. – Письмо задержится в пути, а деревца пошелестят вам листиками, пошепчут веточками, считайте со мной всё в порядке».

Прижились те берёзки. Шумят над речушкой, в которую жаркими ночами падают звёзды.

У офицеров и солдат
В бою тяжёлом время сжато…
Вот, приготовив автоматы,
Твои товарищи лежат.
Их жизнь зависит от тебя.
О, подвига полёт бессмертный!
Ты бросился под выстрел первым,
Друзей и Родину любя.
Александр Стовба.

Внимательно всмотрись в лица воинов. Запомни их. Когда-нибудь в трудную минуту вспомни их, вспомни их глаза. И они помогут. Не силой рук своих. Силой духа и совести. Они не будут кривить душой и расскажут тебе, как бессонны бывают ночи накануне боя, как страшно написать матери: «Я ранен». Расскажут, какой невыносимой мукой надрывалось сердце, когда рядом падал товарищ, как давали они клятву прожить за каждого, кто не дожил... Многие из этих ребят чуть старше вас.

Совершив подвиг, они прославили наше поколение. Эти парни, сражавшиеся вчера в Афганистане, должны верить, что завтра, если потребуется, - в строю заменишь их ты.

Не все из этих ребят вернулись домой. Заслоняя от пули товарища, они тем самым учили тебя БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ! Хотелось бы верить, что тебе не придется идти в бой! НО ЗВАНИЕ ГРАЖДАНИНА ТЫ ОБЯЗАН ЗАСЛУЖИТЬ. К НЕМУ НАДО СЕБЯ ГОТОВИТЬ!

Слайды №6,7

За период войны в Афганистане по данным областного военкомата погибли и скончались от ран 59 наших земляка.

Слайд № 8.

Вспомним гордо и прямо
Погибших в борьбе.
Есть великое право:
Забывать о себе.
Есть высокое право:
Пожелать и посметь!..
Стала вечною славой
Мгновенная смерть.
Роберт Рождественский

Почтим память павших минутой молчания.

Слайд №9

Среди тех кто погиб на этой войне был и выпускник нашей школы - Гуринов Станислав Михайлович – это в честь его памяти на здании школы памятная доска. В Конёвской школе ему вручили в 1963 году свидетельство о восьмилетнем образовании. Майор, политработник. Погиб 16 ноября 1985 года в республике Афганистан. Награждён орденом Красной звезды и Красного знамени (посмертно). Похоронен в Витебской области.

Ребята, прошедшие испытание Афганом, наверное, что-то получили взамен. Человек, заглянувший в лицо смерти и – не дай Бог – измене, лучше узнал цену жизни, любви, дружбы.

Тех, кто служил в Афганистане, мы узнаем не только по орденским нашивкам. Мы узнаем их по спокойным и твёрдым лицам. Это люди, на которых всегда можно положиться. Таких людей мы можем встретить и среди наших односельчан.

Слайд № 10

Артёмов Сергей Борисович.

Водлозёров Александр Юрьевич.

Окулов Александр Иванович.

Куклин Михаил Германович.

Долгих Сергей Владимирович.

Борисенко Александр Викторович.

Участник войны в Эфиопии:

Парамонов Николай Витальевич

Ученик:

Я вспоминаю утренний Кабул
Всё необычно в голубой столице:
И сумрак гор, и робкий голос птицы,
И улиц просыпающихся гул
Я помню тот попутный самолёт,
Которым мы летели над горами.
И среди нас один был ночью ранен,
И всё шутил: « До свадьбы заживёт…»
Всему свой срок… и может в этом суть.
Всё заживёт. Страна излечит раны.
И потому уходит спозаранок
Отряд друзей в небезопасный путь.
Андрей Дементьев.

Подвиги совершали не только солдаты, но и врачи медицинских батальонов. Вот один из примеров:

СКАЛЬПЕЛЬ ПРОТИВ ВЗРЫВА.

Уникальная сапёрно-хирургическая операция, которой нет аналогов в мировой практике, была проведена в одном из военных госпиталей.

Бронетранспортёр не успел остыть после боя, когда бойцы начали готовить новую позицию. И тут команда – продолжить движение. В этот момент засвистели душманские пули. Рядовой Виталий Гробовенко поднял своё автоматическое оружие. Это последнее, что он помнит.

Очнулся он уже перебинтованный, болела вся правая сторона, но он терпел...

Врачи осмотрели рану на правом боку около бедра и успокоили: жизненно важные органы не задеты, вынем осколки, всё заживёт. И только когда сделали рентген, обнаружили около плеча след от какого –то инородного тела... Рентгеновский снимок показали опытным офицером. Те сразу вызвали сапёров. Подполковник И.Кулумбегов и капитан В.Следенко принесли с собой учебную гранату, приложили её к снимку: размеры совпали. Она! Только без гильзы и взрывателя.

- Граната стоит на боевом взводе, - определили сапёры, - может взорваться в любой момент.

... Принимать решение предложили на месте. Разработкой операции по извлечению гранаты занимались хирурги и сапёры.

...Главный вопрос: кто проведёт операцию? Вызвались все. Но тут, кроме опыта хирурга, нужна и осторожность сапёра. Ими обладал подполковник медицинской службы Юрий Алексеевич Воробьёв. Ассистентом стал лейтенант медслужбы Александр Иванович Дорохин, анастазиологом – Владимир Иванович Моисейкин.

Придумали средства защиты: бронестекло, бронежилеты и каски. Подрывать гранату решили на стройке, рядом с госпиталем. Соорудили колодец.

За день началась репетиция. Отрабатывали каждый шаг, каждое движение.

Операцию решили проводить в перевязочной, рядом подготовили две операционные. Одну, если случится взрыв, для хирургов, другую – для Виталия. Две дополнительные бригады хирургов могли включиться в работу в любую секунду.

...Первым в перевязочную, где лежал Виталий Гробовенко, вошёл анастазиолог Владимир Иванович Моисейкин. Хирург Воробьёв вошёл в перевязочную весь в броне. Не защищены были только руки.

В десять часов сорок пять минут операция началась. Сначала Воробьёв думал, что возьмёт скальпель с длиной ручкой, чтобы быть дальше от вероятного взрыва. Но потом понял – выигрывает в расстоянии, проигрывает в точности. В этом проигрывать было нельзя. Он взял обыкновенный скальпель...

В одиннадцать часов вместе с Дорохиным они положили удалённую гранату в колодец из мешков с песком, построенную на носилках, и выкатили их.

Через несколько минут на стройке прозвучал взрыв.

А вечером того же дня в госпиталь приехал отец Виталия, ветеран войны Яков Васильевич из посёлка Верхнячка Черкасской области. Оказалось он ничего не знал: Виталий не писал домой, чтобы не тревожить. Яков Васильевич приехал, чтобы поздравить сына с днём рождения. В день операции Виталию исполнилось ровно 20 лет.

С днём рождения!

А. Ганелин.

Армия свой долг выполнила с честью, а вот выполнили свой долг те, кто посылал ребят на смерть? И как больно читать о том, что та война была ошибкой. А каково это читать тем ребятам, которые прошли огонь и воду и остались в живых? А каково матерям погибших солдат?

Слайд № 11

Ученик:

Руки морщинисты, волосы белые. Мама!
Многое пережила, многое сделала. Мама!
Слово, как солнце, нас греет столетия –Мама!
Это надежда, это бессмертие. Мама!
Первое слово сказал я простое: Мама!
В нем сокровенное всё и святое. Мама!
(Звучит фонограмма песни « Письмо к матери »)

Ученик:

Это время мое.
Я не знаю прекрасней времен.
Это воля – моя.
Мне вольнее неведомая воля.
Это вбитый в пустыню
Десантный родной батальон
И по Родине боль-
Нет страшнее и слаще той боли.

Солдаты принесли с собой свои песни – горькие, но чистые и искренние. Они принесли с собой желание рассказать обществу правду о честно выполненном солдатском долге, об утерянных друзьях, о добром отношении к людям.

О любви к жизни, о непримиримости к несправедливости, о сломанных душах поют свои песни авторы.

Слайд № 12

(Звучит фонограмма песни « А разве это было зря…»)

Но жизнь пройдёт, рассеявшись как дым.
Предсмертный миг оставит мне в подарок
Для мужества – примера молодым.
И памяти оставшийся огарок
Осветит мне секунду бытия –
Границу между жизнию и смертью,
И вот тогда лишь буду вправе я
На равных разговаривать с бессмертием.
И, стоя у истока чистоты
И обращаясь в прошлое и в вечность,
Я попрошу у мира красоты,
А для людей – душевную сердечность.

Литература.

  1. Классные часы. 11 класс. Изд. 2-е, переработанное. / Сост. Н.И. Еременко. - Волгоград: ИТД «Корифей» 2007.
  2. Спутник классного руководителя. 8-9 классы / авт. – сост. Н.А. Максименко. – Волгоград: Учитель, 2007.
  3. Материалы газеты « Комсомольская правда», 1988 – 1989 гг.
  4. Материалы школьного краеведческого музея.