Урок музыки по теме "Образы природы в творчестве Эдварда Грига"

Разделы: Музыка


Цели и задачи:

  • продолжить знакомство с норвежской музыкальной культурой, показать общее в содержании музыкальных культур норвежского и башкирского народов;
  • определить понятия – симфоническая сказка, тембр;
  • развивать звуковысотный слух и навыки кантиленного пения;
  • воспитывать любовь к родной природе, интереса к музыкальной культуре разных народов.

Оборудование: магнитофон, фонохрестоматия, портрет композитора Э.Грига, гнародные инструменты, фотография природы Норвегии, карта Северной Европы, цветовые карточки.

ХОД УРОКА

Приветствие

– Сегодня на уроке нам предстоит путешествие в Северную страну Норвегию. Мы отправимся в гости к великому норвежскому композитору Эдварду Григу, который всему миру рассказал о красоте своей природы. Поэтому тема урока звучит так : «Образы при роды в творчестве Э.Грига». Нам предстоит преодолеть большое расстояние, на пути нас ждут преграды, преодолеть которые нам поможет, конечно, музыка.

Работа по карте Северной Европы

– Посмотрите, ребята, здесь живем мы, а здесь находится Норвегия. Первое препятствие – равнина. Ее мы пересечем на лошадках. Поцокаем язычком.
– Следующее препятствие – это густой лес. Чтобы нам пройти через него и не потеряться, нам поможет музыкальное эхо. Вам нужно ответить так же как я вам спою. Исполняются вокальные упражнения в пределах октавы.
– Мы все прошли через лес, а теперь перед нами Балтийское море. Проплывем мы его с помощью добрых друзей. Девочкам помогут птицы, они будут петь так: мы летим, мы летим (соль, ля, си – 2 раза). А мальчикам помогут дельфины, они будут петь так: а мы плывем, а мы плывем (звук ре на каждый слог – 2 раза). (Девочки стоя, мальчики сидя).
– Последней преградой на нашем пути будет высокая северная гора. Нам нужно на нее подняться и спуститься вниз. Здесь помогут нам музыкальные ступеньки. Показ звукоряда по руке, исполнение вверх и вниз.
– Молодцы, ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями и мы прибыли в Норвегию! Посмотрите, какая красота! Демонстрация картины.
– В горах Норвегии снег не тает даже летом. Посмотрите, как величественна и красива природа. Жители этой страны сочинили много сказок и легенд, в которых рассказывается о сказочных существах, населяющих горы и долины Норвегии: это эльфы, гномы, тролли, феи, которые иногда враждебно, иногда доброжелательно относились к людям. Эдвард Григ очень любил норвежские сказки и сочинил свою музыкальную сказку, исполняет которую симфонический оркестр, поэтому сказка называется симфонической. Она состоит из нескольких частей, в которых рассказывается о том, как юноша отправляется в путешествие и попадает в пещеру. Эта часть симфонической сказки называется «В пещере горного короля». Послушайте и подумайте, что ему там пришлось пережить?

Слушание «В пещере горного короля».

– Что происходит в пещере, какие чувства овладевают нашим героем? Как об этом рассказывает музыка? Если бы вы были художниками, в какие краски вы раскрасили звуки этого произведения? Почему, какие они? Хотелось бы вам еще раз услышать эту музыку? Я предлагаю вам не просто услышать, но и поучаствовать в ее исполнении.

Слушание «В пещере горного короля» с ритмическим сопровождением на шумовых инструментах.

– Ребята, давайте обратимся к записи (сюита «Пер Гюнт», «Утро» Э. Грига – работа по нотной записи)
– Знакома ли вам эта музыка? Исполним ее со словами (вокально-хоровая работа над попевкой «Утро»)
– Послушаем это произведение в исполнении симфонического оркестра.

Слушание «Утро» и использование пластических движений.

– Что происходит в природе? Давайте раскрасим звуки этого произведения художественными красками. Какие бы вы использовали цвета и почему? Посмотрите, в пещере вы использовали темные краски, потому что звуки были какие? (тяжелые, мрачные, холодные, пронзительные). А в «Утре» краски светлые, потому что звуки были какие? (Теплые, светлые, прозрачные, добрые).
– Благодаря тому, что Эдвард Григ очень умело использовал музыкальные звуки, мы почувствовали холод пещеры и тепло солнечного утра. В музыке особая окраска звука называется тембр. Слушая звуки, именно по тембру вы можете определить звучание флейты или фортепиано. Итак, тембр – особая окраска звука.

Итог

– Ребята, вам интересно было слушать музыкальный рассказ Эдварда Грига о своей стране? Удалось вам почувствовать красоту природы Норвегии? А что можно сказать о композиторе, который сумел рассказать о родной природе? Я бы добавила, что Э.Григ интересовался традициями, сказаниями своего народа. Посмотрите, какая интересная сказка легла в основу его произведения. И получилась не простая сказка, а какая? (симфоническая) Э.Григ сумел донести до нас образу природы с помощью какого средства выразительности, вспомните его название? (Тембр).
– Ребята, необходимо ли нам было знать язык норвежского народа, чтобы понять красоту его природы? С помощью музыкального языка, для которого не существует границ, мы смогли почувствовать и проникнуться этой красотой. Домашним задание будет изобразить наиболее яркие впечатления об образах природы Норвегии с помощью красок.
– Обратимся еще раз к мелодии «Утро» Э.Грига, на скольки ступенях она строится? (На пяти). Как называется лад, состоящий из пяти ступеней? (Пентатоника) Музыкальной культуре какого народа характерна пентатоника? (Башкирского, татарского)
– Мы продолжаем знакомство с башкирской музыкальной культурой и сейчас познакомимся с песней о сказочном существе, который по поверьям, живет в каждом доме. Зовут его домовой. Написал эту песню стерлитамакский композитор Рамиль Гимрани специально для детей.

Исполнение песни учителем на русском языке. Разучивание 1 куплета и припева.

– Завершит нам урок песня в исполнении ребят из лицея-интерната № 2, в котором работает композитор учителем музыки, а мы с вами украсим песню танцевальными движениями. Звучит песня «Домовой» Р.Гимрани на башкирском языке.

Рефлексия

Выход из класса под музыку «Домовой» Р.Гимрани.