Многообразие, значение и охрана земноводных

Разделы: Биология


Цель: изучить значение, многообразие и меры по охране земноводных.

Задачи урока:

  1. Раскрыть значение земноводных в природе и жизни человека.
  2. Познакомить с мерами охраны земноводных.
  3. Познакомить с многообразием представителей класса Земноводные.
  4. Воспитывать гуманное отношение к представителям класса Земноводные.

Оборудование: плакаты, ММК, учебник, доп. литература, муляжи, живые представители класса.

План урока.

  1. Орг. момент (1 минута).
  2. Актуализация познавательной деятельности (2 минуты).
  3. Изучение нового материала (30 минут).
  4. Закрепление изученного материала, повторение основных вопросов темы (5 минут).
  5. Рефлексия (5 минут).
  6. Домашнее задание (2 минуты).

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Постановка целей и задач урока.

3. Изучение нового материала

Учитель:

Слова Жана Ростана: “Не только над лягушкой , но и над крошечной инфузорией склоняются поколения людей и не могут открыть всех её тайн”

Сегодня нам предстоит попытаться раскрыть тайны представителей класса Земноводных.

Как люди относятся к Земноводным? Одни люди их не любят (“холодная, скользкая, противная!”), другие равнодушны к этим животным. Одни люди, увидав лягушек, проходят мимо, не обращая внимания, другие стараются поскорее отойти от этого животного, третьи с удовольствием пнут лягушку ногой, ударят палкой или камнем. Почему? Зачем? За что? Просто так, просто потому, что это – лягушка, слабое и беззащитное существо, которое не способно не только защищаться, но и убежать не может.

Давайте разберем значение Земноводных в природе и жизни человека – это будет раскрытием первой тайны .

Работа с презентацией (ММК). – Значение земноводных – Приложение 1.

Учитель: Ответьте на вопрос: 1. Почему садовники Великобритании, Венгрии и Нидерландов завозили жаб из других стран и выпускали в сады и оранжереи?

Вторая тайна, которую нам надо раскрыть – знакомство с представителями . Сколько и какие отряды есть в классе Земноводные?

Работа с учебником по заполнению таблицы с последующим отчетом по ней.

(Самостоятельная работа, индивидуальная.)

Отряд Признаки отряда Представители
Бесхвостые земноводные    
Хвостатые земноводные    
Безногие земноводные    

Справка – 320 видов хвостатые земноводные,

Бесхвостые включают – 3000 видов, безногие – 60 видов.

После заполнения таблицы выступают ученики

Учитель:

Одна из сложнейших задач современности – проблемы замедления процесс уничтожения живой природы при быстром росте народонаселения Земли.
Арчи Карр.

Тайна третья – что произойдет на планете, если не станет лягушек и как сохранить амфибий?

Одна, две, десять лягушек практического значения, может быть, и не имеют. Но вообще лягушки – очень важное звено в цепи природных связей.

Обычная остромордая лягушка – неприметное существо, одно из самых многочисленных позвоночных наших лесов и лугов. Каждая съедает не так уж много. Но если вдруг исключить их из биоценоза – может произойти серьезная неприятность: количество вредящих насекомых значительно увеличится.

Травяная лягушка – тоже существо не очень приметное и, на первый взгляд, не очень важное в жизни леса. Однако, как выяснил зоолог А. Иноземцев, травяная лягушка под Москвой уничтожает 1 % всех беспозвоночных!

Как размножаются насекомые, известно, какую опасность несет вспышка вредителей, люди тоже хорошо знают. Но далеко не всегда представляют себе, что часто помогают избежать опасности не любимые и презираемые всеми нами лягушки.

Если исчезнут лягушки – исчезнут и многие звери, а особенно птицы. Например, подсчитано, что в нашей стране лягушки служат пищей для 92 видов птиц. 21 вид птиц поедают чесночниц и 1 вид – жаб. Таким образом, исчезновение лягушек принесет двойной вред – увеличится количество насекомых-вредителей и уменьшится количество птиц. А что за этим последует, легко себе представить!

Вот почему убийство, уничтожение лягушек и их родственников вызывает серьезную тревогу. Надо сказать, что лягушки и их родственники редко доживают до глубокой старости, хотя известно, что в неволе жаба, например, может прожить 40 лет, травяная лягушка – 18, квакша – 22 года, жерлянки – до 30 лет. Но, как показали исследования, в природе лишь чуть больше 2% жерлянок доживает до года и примерно 1 % до полутора-двух лет. И это – жерлянки, которые более ядовиты для многих животных, чем, например, лягушки.

Что же говорить о совершенно беззащитных лягушках!

Выступление ученика (заранее подготовленного).

Ученик. Однако, занятые спасением более крупных животных, ученые еще не обратили должного внимания на земноводных: дел по спасению наших соседей по планете много, до амфибий как-то руки не доходят. И вот уже “минимум два вида саламандр и один вид жаб в настоящее время значится в списке животных США, которым грозит вымирание”, пишет американский ученый Роберт Мак-Кланг, вот уже бьет тревогу Джеральд Даррелл и, несмотря на недоумение и насмешки знакомых и журналистов, отправляется в трудные путешествия, чтобы найти редких (или ставших редкими), вымирающих или находящихся на грани исчезновения земноводных, чтобы привезти их в свой зоопарк, сохранить на Земле, возможно, добиться их размножения в неволе и снова выпустить в места, где они смогут существовать, где их увидят будущие поколения людей. Правда, сейчас далеко не все уверены, что будущие поколения людей станут интересоваться, тем более нуждаться в каких-то лягушках и им подобных животных. Но, как справедливо заметил Арчи Карр, кто может сказать с уверенностью, что нужно и важно будущим поколениям?

Учитель. Во всяком случае, наш долг сохранить, по возможности, для будущих поколений наших соседей по планете, в том числе и амфибий, И не случайно в мировую Красную книгу, куда заносятся все животные, которым грозит исчезновение, и в национальные Красные книги, которые появились в ряде стран, в том числе и в России , кроме млекопитающих, птиц, рыб, вносятся земноводные и пресмыкающиеся.

Запись в тетради редких земноводных Нижегородской области.

Сибирский углозуб, обыкновенный тритон, гребенчатый тритон, краснобрюхая жерлянка, обыкновенная чесночница.

Учитель:

4. Мы приближаемся к повторению изученного материала. Оно будет проходить в необыкновенной форме. Перед тем как рассказать о том, что вы узнали на уроке надо сказать слова: “Я хочу по секрету поделиться с вами тайной о том, что ……………….”(например, Я хочу по секрету поделиться с вами тайной о том, что лягушки первыми из позвоночных полетели в космос).

5. Рефлексия. (Каждый ученик получает лист с вопросами.)

  1. Мне сегодня было интересно узнать о лягушках, что они ……………….
  2. Теперь я к лягушкам стану относиться ………………………….
  3. Лягушек надо беречь и ……………….

6. Домашнее задание:

  1. Параграф “Класс Земноводные”
  2. Написать небольшую творческую работу о том, что люди взяли от земноводных.

(Бионика – наука об использовании человеком изобретений природы, например – ласты, вертолет ….).

7. Литература.

  1. Ал.А.Леонович, Я познаю мир: Тайны природы, М. ООО Издательство АСТ, Издательство Астрель, 2002.
  2. Земноводные и пресмыкающиеся Нижегородской области (методическое пособие),авт. Сост. М.В.Пестов, С.В.Бакка, Н.Ю.Киселева, Е.И.Маннапова, О.Н.Калинина, – Н.Новгород, ННГУ Экоцентр Дронт, 2007.
  3. Ю.Дмитриев, Соседи по планете, М, Детская литература, 1978.
  4. Н.С.Филатова, Уроки зоологии, М, Просвещение, 1969.
  5. Я иду на урок биологии: Зоология: Рыбы и земноводные, М, Издательство “Первое сентября”, 2000.
  6. Н.В. Устюжанова и другие, Рифмовки на уроках биологии (всерьез и не очень)Н.Новгород, 2007.
  7. Великолепная энциклопедия животных, М, Махаон, 2007.