Тема грозы в произведениях Л.Н. Толстого, В.В.Набокова, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цели урока:

  • учебная: помочь учащимся выявить особенности образа грозы в поэтическом творчестве Ф. И. Тютчева, проанализировав стихи "Весенняя гроза", "Как весел грохот летних бурь"; через коллективную и групповую исследовательскую деятельность подвести учащихся к индивидуальной исследовательской работе; научить воспринимать художественный текст и создавать свой связный текст;
  • развивающая: развивать навыки исследовательской деятельности, ассоциативное мышление, речь школьников;
  • воспитывающая: воспитывать любовь к русской литературе, родной природе.

Эпиграф:

“Каждое художественное слово… тем-то и отличается от нехудожественного, что вызывает бесчисленное множество мыслей, представлений, объяснений”.
Л.Н.Толстой.

Краткое описание: урок направлен на развитие навыков исследовательской деятельности, ассоциативное мышление, речь школьников.

Используемое оборудование: магнитофон, мультимедийный проектор.

Материал к уроку: учебник-хрестоматия для 5 класса, автор-составитель А.И. Княжицкий; изображения Зевса, Гебы; Концерт "Лето" ("Гроза") из цикла "Времена года" (А. Вивальди)

Раздаточный материал: стихи Ф.И. Тютчева "Весенняя гроза", "Как весел грохот летних бурь"; названия греческих богов

Ход урока

1. Организация начала урока.

– Мы сегодня с вами, ребята, находимся в мастерской, где все участники будут познавать себя и добывать новые знания. Откройте тетради, запишите число, классная работа. Тема нашего урока “Тема грозы в литературе”.

2. Индукция.

(Звучит мелодия “Гроза”.)

– Какие ассоциации возникают, когда вы слышите слово “Гроза”? Напишите о них. (Ребята работают индивидуально).

3. Самоконструкция. (Учащиеся называют).

– Обсудите в группе, дополните свои записи.

4. Социоконструкция.

1. – Мы продолжаем нашу работу по теме художественного произведения. Давайте вспомним, что читали ранее? Какое впечатление произвели на вас эти произведения? (Л.Н. Толстой отрывок из повести "Отрочество" "Гроза", В.В. Набоков "Гроза", А.С. Пушкин "Тучи").

– В ходе работы над этим произведением мы с вами пытались понять, как человеческая душа взаимодействует с огромным миром, как различные явления природы переживаются вместе с автором, его героем (или героями); почему писатель, рассказывая о каком-то одном явлении, говорит о жизни в целом, прежде всего о человеке, о его страхах и надеждах, об обновлениях души.

– Итак, что мы знаем о грозе в литературе? Какая гроза у Толстого? Набокова? Пушкина? Вспомните, минуту на размышление (Туча Толстого страшная, ужасающая; Набокова – волшебная, как громовержец Илья; Пушкина – грозная). Какой вывод мы можем сделать из этого? (Тема одна, а понимание ее разное). Отчего это зависит? (От фантазии, наблюдательности, от внутреннего мира). Давайте вспомним текст главы II “Гроза” повести Л.Н.Толстого “Отрочество”. Особое внимание обратим на средства выражения позиции героя – повествователя и их роль в художественно-образном строе текста. Чтобы работа была интересной и творческой, вам даны вопросы.

Вопросы:

  1. Определите тему текста и её отражение в название главы.
  2. С чьей точки зрения представлена, как это выражено грамматически.
  3. Как отражается развитие происходящего в тесте во времени: что было сначала, потом и наконец.
  4. На какие части можно разделить текст. Выделите микротему каждой части. И ключевые образы.
  5. Как можно представить композицию повествования.
  6. Выделите в тексте слова и фразы, выражающие позицию героя повествователя, его чувства и оценку происходящего. Какими средствами создаётся описание (эпитеты, сравнение, метафоры).

Анализ текста в классе

Вопрос 1. Комментарий. Тема главы – гроза – отражена в названии, однако текст представляет художественный образ грозы в соотношении с чувствами главного героя, с его восприятием и оценкой.

Вопрос 2. Комментарий. Повествование ведется с точки зрения главного героя – Николеньки и представляет собой воспоминания о своем детстве. Грамматически выражено формой первого лица, местоимений Я и Мы.

Вопрос 3. Комментарий. Гроза даётся во временном развитии: сначала – томительное ожидание грозы под палящим солнцем;

Затем – появление первых признаков грозы, её назревание и развитие, и события, случившиеся во время грозы: поломка брички и появление нищего;

Наконец – завершение грозы и радость маленького Николеньки.

Вопрос 4. Комментарий. Можно разделить на пять частей:

  • 1-я часть (первый абзац) – “Предчувствие грозы”; микротема – соотношение мира и человека в ожидании грозы; ключевые образы: солнце, пыль, страх, томление.
  • 2-я часть (второй абзац) – “Гроза надвигается” (гнев Божий); микротема – начало грозы, ключевые образы – туча, мрак, движение, тревога, трепет, молния, гром.
  • 3-я часть (третий, четвертый, пятый абзацы) – “Бричка сломалась”, ключевые образы – бричка, остановка, страх и ожидание “общей погибели”.
  • 4-я часть (от слов “Тревожные чувства тоски и страха <…>до слов <…> за равномерным шумом дождя” – абзацы 6, 7, 8, 9, 10) – “Гроза в разгаре”, ключевые образы – нищий, молния, гром, ветер, дождь, страх, холодный ужас.
  • 5-я часть (заключительная от слов “Но вот дождь становится мельче <…> до конца), ее микротема – конец грозы и смена чувства страха радостью. Эту часть можно озаглавить “Повеселевшая природа”, ключевые образы – солнце, свежий воздух, блеск и радость, счастье жизни, простор, лес, птицы, звуки, черёмуха.

Вопрос 5. Комментарий. В композиции выделяем завязку (часть 1), развитие действия (вторая, третья часть), кульминация (часть 4), развязка (часть 5).

Заключение. Гроза как властная, грозная стихия, в тоже время освещающая весь мир и человека. Эта динамика проявляется в передачи состояния природы настроению человека – от тоски и страха к чувству надежды и радости. Направление, развитие текста задается позицией героя; характер образа грозы отражает его восприятие, определяется его точка зрения.

Дома я вас просила выучить стихотворение А.С. Пушкина "Тучи". (1 человек рассказывает стихотворение наизусть).

– Творческое задание. Вы – туча. Что вы чувствуете? (Ребята читают тексты, стихотворения собственного сочинения о грозе).
– Перед нами стихотворение Ф.И. Тютчева "Весенняя гроза". Цель – выяснить, какая гроза Тютчева, как он видит мир).
– Стихотворение "Весенняя гроза" вам уже знакомо, поэтому прочитайте его самостоятельно, а затем вслух. Постарайтесь выделить в нем главное для себя, давая при чтении понять это другим. (Нужно читать весело, игриво; выделить "люблю").
– Прочитайте последнюю строфу стихотворения

Ты скажешь; ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.

– Что здесь происходит? О чем речь? (Мифическое содержание, речь идет о древнегреческом громовержце Зевсе.)
– Кто такая "ветреная Геба"? Зевс? (Зевс – верховный древнегреческий бог, громовержец, символ солнечной силы, огня, бессмертия. Стрелы молний в мифе обычно держал в когтях орел Зевса. Богиня вечной юности Геба подносила орлу кубок с нектаром.)
– Обратите внимание, что меняет Тютчев в стихотворении по отношению к мифу? (Геба поила орла нектаром в мифе, а у Тютчева – "громокипящий кубок с неба, смеясь, на землю пролила".)
– Почему Тютчев так поступает? Определите очень важное отличие в творчестве Тютчева от других писателей. (Радостное миропонимание.)
– Выясним, отступление ли это от логики? Какая гроза у Тютчева? (Первая, весенняя.)
– Обратите внимание, не похоже ли на то, что мы уже читали?
– Здесь не оригинален Тютчев. Почему же именно так заканчивается стихотворение? (Пояснение из истории, мифическое объяснение природы; гроза фантастическая и объяснение ее фантастическое). Мы пришли к выводу, что мировосприятие Тютчева радостное, и основной чертой в изображении грозы поэтом появляется культурный комментарий. Запишите его в тетрадь (Особенности стихотворения "Весенняя гроза": радостное мировосприятие, культурный комментарий). Прочитайте вслух стихотворение еще раз, переставив 2 и 3 строфу (чтение стихотворения учащимися)
– Что изменилось? Как скользит взгляд поэта? (Гроза – то, что слышимо, поток воды – видимо; происходит подготовка к мифологическому образу грозы.)
– Откуда и куда проходит взгляд поэта? (Нет неба и земли, есть одно между ними пространство, в котором находится душа.)
– Перечислите звуковые образы. (Гремят раскаты молодые, птичий гам.)
– Как соотносятся звуковые образы, почему они находятся в пространстве? (Происходит перекличка, эхо: сначала гроза (на небе), а потом откликается ей то, что на земле).
– Мы с вами увидели действительно необычную грозу. Ведь в других произведениях рассказ о грозе начинался с набухающих дождем туч, с низкого неба, у нас было чувство страха, ужаса. Здесь же все по-другому. Найдите в стихотворении и прочитайте строки, доказывающие легкость, радость в описании грозы. (Резвяся и играя, в небе голубом, раскаты молодые, дождик брызнул).
– Действительно, гром не страшный: эта гроза как бы репетиция перед бушующими летними грозами. И поэтому гром гремит, как бы "резвяся и играя". После "молодых раскатов" "дождик брызнул". Не ливень обрушился, не потоки низвергнулись, просто "дождик брызнул", "пыль летит". Вся картина удивительная прозрачная и светлая.
– Если бы вы эти положили на музыку, какой бы она была? Какие инструменты вы бы использовали? (Фортепиано, барабаны, тарелки). Характер? Медленная или быстраяЛегкая или тяжелая? Лад – мажор или минор? Короткое или длинное произведение вы бы написали?
– Прослушайте музыку и определите, какая гроза: весенняя или летняя? Почему? (Звучит музыка А. Вивальди.)
– Действительно, это летняя гроза: стремительная музыка, тяжелая. Ее автором является Вивальди. Он изобразил грозу в цикле "Времена года". Какие инструменты использует автор? Какая музыка по характеру? Почему исполняется быстро? Судя по произведению, какие события происходят, что видит композитор? Чем отличается летняя гроза от весенней?
– Ф.И. Тютчев обращается тоже к летней грозе. В другом своем стихотворении "Как весел грохот летних бурь" поэт говорит совсем о другой грозе. Настроение этого стихотворения отличается от настроения "Весенней грозы". Но в то же время многое напоминает нам его (стихотворение читает учитель)

5. Социализация

Постановка проблемного вопроса:

Может быть, человеку необходимо время от времени, хотя бы раз в год, переживать грозу, чтобы проверить, что самые мрачные, грозные, наполняющие душу тревогой события нашей жизни неизбежно завершаются умиротворением, душевным покоем и радостью.

а) Запишите в тетради ваше мнение по этому вопросу.
б) Выявление мнения учащихся. (Зачитывают вслух.)

Работа в группах

в) Объединение в группы с одинаковым мнением: придумать аргументы – 5 мин. Выбрать аналитиков.
г) Обсуждение и заслушивание аргументов. Подведение итогов дискуссии. (Выступление представителя от группы аналитиков).

Задание группам:

– Прочитать рассказы А.П. Чехов “Степь”, В.П. Астафьев “Летняя гроза”, А.И. Солженицын “Молния”.
– Какие чувства, какое настроение в душе каждого рассказчика вызывает гроза? Какого писателя больше интересуют события, какого – переживания, а какого – возможность подумать о жизни, о том, какие явления встречаются в ней, как они преобразуются воображением человека?

А.П. Чехов “Степь” (… Чернота на небе раскрыла рот и дыхнула белым огнем; тотчас же опять загремел гром… Небо уже не гремело, не грохотало, а издавало сухие, трескучие, похожие на треск сухого дерева, звуки…).

Учитель. Ребята, эта глава имеет важное значение в содержании повести. В ней автор выразил гнетущую атмосферу, тягость, тоску до отчаяния не только в создании образа грозы, но и состоянии нашего героя.

 Какие контрастные краски использует писатель в описании этого природного явления? (Черный и белый цвета.)
 Каково состояние героя во время грозы?
 Какие метафоры использует автор в описании этого природного явления?

Вывод учащихся и учителя. Звукопись, используемая Чеховым совместно с цветовыми эпитетами делает выразительным описание грозы, заставляя нас услышать и своими глазами увидеть происходящее, почувствовать напряженность момента. Итак, цветовая гамма и пятна играют особую роль в восприятии читателя: они помогают отразить душевное состояние героя Егорушки, раскрыть его внутренний мир.

Ученик. Стихотворение “Молния” также построено на сравнении: удар молнии во время грозы сравнивается с “ударом кары-совести”. Однажды автор увидел после грозы, что “среди высочайших сосен избрала молния и не самую высокую липу – а за что? …Прошла через её живое и в себе уверенное нутро”. Дерево погибло. Рассказ об этом событии, очевидцем которого стал автор, завершается размышлением писателя о том, что удар молнии, погубивший липу, подобен удару “кары-совести”, который неизбежно настигнет человека за содеянное зло.

Учитель. Итак, стихотворения в прозе Солженицына различны по настроению. Одни из них наполнены светлыми, оптимистичными чувствами, другие – печальными, пессимистическими; третьи же соединяют в себе одновременно два противоположных настроения: жизнерадостное и драматическое, радостное и грустное. Поэтическое и прозаическое начала тесно переплетаются в каждой миниатюре Солженицына. Это своего рода лирический дневник, и во многом он созвучен рассказам К.Паустовского М. Пришвина. Познание человеком окружающего мира помогает человеку понять истинные ценности и смысл жизни человека.

6. Афиширование.

Задание группам:

А теперь попробуем обобщить понятие и полученную информацию при помощи синквейна. Это творческая работа, которая состоит из 5 строк (пятистрочная строфа).

Синквейн учит определять своё отношение к рассматриваемой проблеме.

1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – 2 прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – 3 глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).

Способность излагать сложные идеи, представления, чувства в нескольких словах – важное умение.

Пример синквейна:

Гроза
Первая, весенняя
Гремит, надвигается, пугает
Люблю грозу в начале мая
Свежесть.

Учащиеся на основе собранной лексики создают Синквейн, записывают его на листе ватмана, вывешивают на доску. Защита синквейна.

7. Разрыв

Задание группам:

– Познакомьтесь с материалом с.120. Как он соотносится с темой урока?

Задание группам:

Работа со справочным материалом.

Гроза́ – атмосферное явление, при котором внутри облаков или между облаком и земной поверхностью возникают электрические разряды – молнии, сопровождаемые громом. Как правило, гроза образуется в мощных кучево-дождевых облаках и связана с ливневым дождём, градом и шквальным усилением ветра.

Гроза относится к одним из самых опасных для человека природных явлений, по количеству зарегистрированных смертных случаев только наводнения приводят к бо́льшим людским потерям.

8. Рефлексия.

– Оцените ваше участие в мастерской?
– Какое открытие в себе сегодня на уроке вы сделали?

9. Завершение урока.

– Наш урок мне хочется закончить поэтическим напутствием вам.

В жизни можно
По-разному жить.
В горе можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя пить
И вовремя делать гадости.
А можно и так:
Поутру встать
И, не помышляя о чуде,
Рукой обнажённое солнце достать
И подарить его людям.

– Я очень хочу, чтобы после грозы, после всех наших страхов и неудач, всегда светило СОЛНЦЕ!

10. Домашнее задание: Написать этюд на тему “Гроза”.

11. Итог урока.

Да, мы зависим от природы. Но ведь и она зависит от нас. Если бы не было человека, если бы не было созданного человеком искусства – удивительного зеркала, в котором она, природа, отражается, то она не узнала бы себя, не поняла, насколько она прекрасна.