"Вершину покоряем сообща". 7-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели:

  1. Обобщить и систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках. Оценить знания и умения учащихся.
  2. Совершенствовать умение устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать объекты; развивать пространственное мышление.
  3. Развивать коммуникативные навыки при работе в группах, познавательный интерес и географическое мышление учащихся.

Тип урока: обобщения, систематизации и проверки знаний.

Форма урока: работа по группам.

ТСО: проектор, экран, компьютер

Оборудование:

  1. Презентация (Приложение 1)
  2. Компьютер, проектор.
  3. Контурные карты, раздаточный материал – сигнальные карточки, тексты тестовой работы; схемы путешествия “Высотная поясность”.

Ход урока

I. Организационный момент. Актуализация знаний.

Учитель. Мы совершили интересное путешествие по Южной Америке, побывали в самых разных её уголках, познакомились с климатом, рельефом, природными комплексами материка; изучили жизнь, обычаи и нравы местного населения. Сегодня нам предстоит обобщить знания и проверить их на прочность, выполняя различные задания.

Актуализация знаний:

(назвать и показать географический объект на карте)

  1. Самое крупнейшее высокогорное озеро в мире...
  2. Самый высокий водопад на планете…
  3. Самая длинная горная цепь на Земле…
  4. Самая высокая точка западного полушария… (Слайд 2, 3, 4, 5).

Учитель. Да это гора Аконкагуа. Начну урок с легенды о вожде индейского племени, который послал юношей на вершину Аконкагуа. (Слайд 6).

Легенда: “Идите, пока хватит сил. Кто устанет, может вернуться домой, но пусть каждый принесёт мне ветку с того места, где он свернул с дороги”, - говорил вождь. Вскоре первый вернулся и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: “Ты не пересёк пустыню. Ты не был даже у подножия горы”. Второму, принесшему серебристую ветку полыни, вождь сказал: “Ты был у подножия, но даже не пытался начать восхождение”. Третий, с веткой тополя, даже заслужил похвалу: “Ты добрался до родника”. Подобное же поощрение и четвёртому, с веткой крушины. Пятому принесшему ветку кедра, старик одобрительно кивнул: “Ты был на полпути к вершине”. Последний юноша пришёл с пустыми руками, но лицо его светилось радостью. Он объяснил, что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: “Тебе не нужна ветка-символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоём голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всём её величии”.

Учитель. Сегодня каждому предстоит подняться на свою вершину. Работать будем по группам. В группах руководители (назвать имена). Они будут озвучивать работу, фиксировать результаты в рабочем листе. Высотные пояса горы это задания

(Слайд  7 – основной от него по гиперссылкам переходить к этапам урока по плану.)

А на вершине на высоте 6960 метров вас ждёт сюрприз.

II. Обобщение, систематизация, контроль и самопроверка знаний.

Задание № 1. Географическая карта.

Учитель.

До чего люди любят карты!
А почему?
Да потому, что там на картах
Можно потрогать север и юг,
Восток и запад рукой.
А потом сказать: вот мы, а вот неизвестное
– Мы будем расти, а оно будет уменьшаться.
Жюль Верн.

Свой путь мы начнём с карты и проверим, как вы усвоили географическую номенклатуру. Работа выполняется на контурных картах каждым участником путешествия. Цифрами обозначьте географические объекты, написанные на листе (Приложение 2.) (Время выполнения работы – 2 мин.)

После выполнения работы ребята проверяют правильность нанесения объектов по картам атласа и (Слайду 8). В рабочем листе выставляют количество баллов по числу правильных цифр (отметка отлично соответствует одному баллу, сколько пятёрок в группе, столько баллов).

Задание № 2. “Особенности природы”.

Учитель.

В каждой пятёрке лишнее слово
Назвать сейчас его будьте готовы.
Объясните выбор.

Каждой команде выдаётся по пять понятий на карточке (Слайд 9), их задача выбрать лишнее понятие и объяснить выбор (время выполнения работы – 2 мин.).

Для 1-й группы – Платформа, горы, изотерма, Бразильское, Вулкан.
Для 2-й группы – Пассаты, Ла-Платская, осадки, климат, умеренный.
Для 3-й группы – Игуасу, Парана, режим, Маракайбо, Веспуччи.
Для 4-й группы – Сельва, Сейба, саванна, Анхель, пампа.

За правильный ответ 2 балла (1 балл – за выбор, 1 балл – за объяснение).
В схеме выставляют баллы, после проверки.

Учитель. Установить последовательность действий, т.е. причинно-следственные связи.

Каждой команде выдаётся набор предложений. Их необходимо выстроить в определённой последовательности. (Время выполнения работы – 3 мин.)

За правильный ответ 1 балл. В схеме выставляют баллы, после проверки.

Для 1-й группы:

– Экваториальный климатический пояс.
– Больное количество тепла и влаги в течение года.
– Богатый видовой состав растительности.
– Разнообразный видовой состав животных.

Для 2-й группы:

– Движение литосферных плит.
– Область альпийской складчатости.
– Горы Анды.
– Разнообразный рельеф.

Для 3-й группы:

– Экваториальный климатический пояс.
– Экваториальная воздушная масса.
– Большое количество осадков.
– Самая полноводная река Амазонка.

Для 4-й группы:

– Холодное перуанское течение.
– Холодные нисходящие токи воздуха.
– Малое количество осадков.
– Береговая пустыня Атакама.

Задание № 3. “Природные зоны”.

Учитель. Определить представителей растений и животных демонстрируемых на Слайде 10 (для каждой группы по две пары), назвать и показать на карте природную зону.

За правильный ответ 1 балл. В схеме выставляют баллы, после проверки.

Проведение физкультминутки.

По управляющей кнопке “сведения” выйти на физкультминутку.
После физкультминутки по управляющей кнопке назад выйти на схему.

Задание № 4. Африка и Южная Америка.

Учитель. Изучая природу Южной Америки, мы проводили сравнение с природой Африки, находили черты сходства и различия в географическом положении, рельефе, климате, внутренних водах, природных зонах. Выполним тестовую работу по двум вариантам (время выполнения работы – 5 минут), (Слайд 12).

Тестовая работа:

Укажите номера утверждений, относящихся к материку.

I-й – вариант – Африка;
II-й – вариант – Южная Америка.

  1. Материк пересекает экватор.
  2. Основной массив материка расположен южнее экватора.
  3. Большая часть материка расположена в Восточном полушарии.
  4. Материк расположен в Западном полушарии.
  5. В рельефе преобладают равнины.
  6. В рельефе преобладают высокие равнины.
  7. Мощная горная цепь протянулась вдоль побережья материка.
  8. Материк на севере граничит с большим массивом суши.
  9. Омывается Атлантическим океаном.
  10. Омывается Индийским океаном.
  11. Все климатические пояса на материке повторяются дважды по обе стороны от экватора.
  12. Материк пересекает умеренный климатический пояс.
  13. На материке протекает много полноводных рек.
  14. Материк – самый жаркий из всех материков Земли.
  15. Материк заслужил название самого влажного материка Земли.
  16. Пустыни на материке занимают большую площадь.

После выполнения работы учащиеся осуществляют самопроверку. Ключ и нормы оценок записаны на доске.

За каждую пятёрку в группе 1 балл. В схеме выставляют баллы, после проверки. По управляющей кнопке” “назад” возвращаемся к схеме.

Задание № 5. Население и страны. (Слайд 13).

Учитель. Представление о материке не было бы полным, если бы мы не знакомились с его населением. Приём составления комплексной характеристики страны, используя различные источники информации, вы освоили. Вам предстоит определить по двум трём фразам, о какой стране идёт речь. Ответы на мои вопросы будете давать сигнальными карточками. На Слайд е показаны контуры стран Бразилия (красный), Аргентина (жёлтый). У каждого учащегося на столе сигнальные карточки двух цветов.

Вопросы:

  1. Страна входит в число самых крупных государств мира по площади и по населению. (Бразилия – красный)
  2. Название страны на латыни звучит “серебряная”, хотя ни золота, ни серебра там не обнаружено. (Аргентина – жёлтый)
  3. Протяжённость страны с севера на юг значительно превосходит её размеры с запада на восток. (Аргентина – жёлтый)
  4. Территория этого государства расположена и в Северном и в Южном полушариях Земли одновременно. (Бразилия – красный)
  5. Природа страны богата и разнообразна. На севере палят жаркие лучи солнца, а на юге подступают льды Антарктиды. (Аргентина – жёлтый)

Если правильно ответила вся команда группе 1 балл, максимальное количество баллов – 5.

III. Итог урока.

Учитель. Восхождение на эту вершину географии закончено. Посмотрите на свои схемы подъём к вершине: на какой высоте вы оказались? Обсуждение результатов, поощрение наиболее активных. Обращает внимание учеников на темы для повторения.

IV. Домашнее задание. Творческое задание: “Путешествие по Южной Америке”.

Литература.

  1. По материкам и океанам. Африка. Австралия. Антарктида. Составители: Н.П.Смирнова, АА Шибанова – М.: “Просвещение”, 1988.
  2. Коринская В.А. География материков и океанов. 7 кл. – М.: Дрофа, 2004.
  3. Крылова О.В., Герасимова Т.П. География материков и океанов: 7 кл. – М.: Просвещение, 1995.
  4. Образовательный комплекс: География материков и океанов
  5. Уроки географии: 7 кл. Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1990. – 240.
  6. Елисеева Р.М. География материков и океанов 7 класс (практическое пособие) – М.: Издат-школа, 1997.
  7. Современный урок географии: Методические разработки уроков / Сост. И.И. Баринова. – М.: Школа-Пресс, 2000 – 128 с. (“География в школе”. Библиотека журнала. Вып.3).

28.02.2011