Дистанционное обучение детей

Разделы: Коррекционная педагогика


Введение.

Анализ ситуации в Чувашской Республике показывает, что в республике из 392 187 детей от 2,5 до 18 лет, около 25 000 – это дети с ограниченными возможностями здоровья (6,4%). 7 576 человек охвачены специальным (коррекционным) образованием. В специальных (коррекционных) образовательных учреждениях обучаются 1 921 человек, на дому – 402 человека, в дошкольных образовательных учреждениях ( в специализированные группы ) – 4 000 дошкольников; в системе НПО – 214 человек, в системе СУЗов – 94, в ВУЗах – 200; 745 – считаются необучаемыми.

В силу определенных причин (несогласие родителей, медицинские противопоказания, отсутствие мест в специальных (коррекционных) учреждениях) часть детей со сложной структурой дефекта (около30%) остаются в массовых школах и получают образование по остаточному принципу – зарабатывают свои «законные» двойки, насмешки одноклассников, недовольство родителей, и результат – социальную дезадаптацию, правонарушения, зависимость от алкоголя и наркотиков, позволяющих уйти в более благополучный иллюзорный мир, другие же (40%) – легко интегрируются с помощью психолого-педагогического сопровождения. Служба психолого-педагогического сопровождения постоянно развивается, если в 1996 году в республике было 6 центров психолого-медико-социального сопровождения, то в настоящее время их 26, а количество психологов и дефектологов в образовательных учреждениях на данный момент – 495.

Особые трудности испытывают дети, находящиеся на надомной модели обучения. Такая форма обучения нередко приводит к изоляции ребенка от детского коллектива, депривации, формированию патологической замкнутости, нежелания и боязни общения с другими детьми. В настоящее время обучение детей инвалидов регламентируется письмом Министерства народного образования РСФСР от 14.11.87 №17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому» и постановлением Правительства Российской Федерации от 18.07.96 №861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях». К сожалению, существующая практика организации надомного обучения показывает, что оно не может в полной мере обеспечить качественное образование и оптимальную интеграцию в общество ребенка с ограниченными возможностями здоровья: ребенок лишается естественной социальной среды, каковой является школьный коллектив; из воспитывающего и образовательного пространства чаще всего исключаются образовательные учреждения дополнительного образования.

В целях достижения больными детьми образовательного стандарта, обеспечения их оптимальной социальной интеграции многие субъекты Российской Федерации пошли на создание новой модели образовательного учреждения – школы надомного обучения. Имеющийся опыт работы таких учреждений показывает, что организация образовательного процесса в них имеет свои особенности: разные сроки освоения образовательных программ, которые могут быть увеличены по сравнению с общеобразовательной школой, а для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – по сравнению со сроками их освоения в специальном (коррекционном) образовательном учреждении соответствующего вида; вариативность организации занятий с обучающимися (в учреждении, на дому, комбинированно: часть занятий проводится индивидуально, часть занятий проводится в классе; гибкость моделирования учебного плана, который разрабатывается на основе Базисного учебного плана (выбор учебного плана осуществляется на основании психолого-медико-педагогических рекомендаций совместно с родителями).

Предоставление равных возможностей образования для детей со специальными потребностями – приоритетная задача российского и регионального образования. Проблемы социальной реабилитации инвалидов в нашей стране весьма актуальны и являются частью государственной политики. В соответствии с Законом РФ «О социальной защите инвалидов», принятом в 1995 году, предусматривается комплексный подход к реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, одним из компонентов которого является получение ими образования, в том числе и профессионального. Профессиональная подготовка инвалидов осуществляется в соответствии с государственными образовательными стандартами на основе образовательных программ, адаптированных для обучения инвалидов с использованием передовых методик преподавания и современных компьютерных технологий.

Ограниченные возможности ребенка – это медицинский диагноз, предполагающий длительное лечение, но это еще и поиск своего места в обществе, необходимость получения образования. Традиционные технологии обучения обеспечивают необходимый уровень образования лишь для детей, посещающих образовательные учреждения. Дети-инвалиды, а также больные дети, которые не могут посещать образовательные учреждения в силу ограничений по состоянию здоровья, лишены многих возможностей в получении качественного образования. Проблема помощи таким детям является одной из важнейших в ряду множества проблем, стоящих перед отечественным образованием.

Получение знаний обычным путем для больных и инвалидов ограничено или невозможно. Это не только отодвигает от высшего образования и профессиональной деятельности часть способных детей, но и многократно усиливает социальную напряженность. Расширить доступ инвалидов к образовательным программам и посильной трудовой деятельности, возможно широко внедряя новые информационно-образовательные технологии. Сохранить и донести до таких учащихся необходимый объем знаний позволяет использование компьютера для основного и дополнительного образования.

I. Цели, задачи и принципы реализации программы.

Основной целью программы является создание тиражируемой модели обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях частичной интеграции.

Задачи программы: улучшение межсетевого взаимодействия; повышение адресности и расширение сферы образовательных услуг в направлении совершенствования системы интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в социум; обучения 10-ти детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях интеграции.

Реализация настоящей программы основывается на следующих принципах:

  • непрерывность и целостность процесса обучения, предусматривающее обеспечение преемственности и интеграцию основного и дополнительного образования;
  • дифференцированный подход к организации образовательного процесса с учетом индивидуальных потребностей и интересов, а также состояния здоровья детей;
  • мультидисциплинарность, предусматривающая тесное сотрудничество разных специалистов в процессе коррекционно-развивающей работы с каждым ребенком;
  • межсетевое взаимодействие в процессе сопровождения интегрируемых учащихся и их педагогов в массовой школе со стороны специальных педагогов внутри и вне класса и школы;
  • многообразность и гибкость сопровождения и поддержки в зависимости от потребностей учащихся.

II. Основные направления программы.

Программа предусматривает следующие направления эксперимента:

1. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса.

Мероприятия по учебно-методическому обеспечению образовательного процесса включают переработку программы основного общего, среднего (полного) общего образования, образовательных программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений (VI, VII вида) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, разработанные на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся, воспитанников; разработку индивидуальных образовательных программ; разработку программы и проведение курсов повышения квалификации для педагогов «Основы специальной педагогики и психологии» (144 часа) с модулем «Дистанционное обеспечение образовательного процесса» – 1 этап; обучение на курсах переподготовки преподавателей специалистами ГОУ Центр образования «Технологии обучения» г. Москвы – 2 этап; анализ методических материалов Департамента образования г. Москвы «Система образования для детей с проблемами в здоровье» (серия «Надомное обучение»); школы дистанционной поддержки образования детей-инвалидов и детей, не посещающих образовательные учреждения по состоянию здоровья (i-Школы) – ГОУ Центр образования «Технологии обучения»; организация образовательного процесса, отвечающего целям и задачам эксперимента; обучение компьютерной грамотности детей и родителей «Школы надомного обучения», показ кинофильма о детях с нарушениями опорно-двигательного аппарата с обсуждением на классных часах, проведение психологических тренингов для учащихся МОУ «ООШ № 1 им.Бабакина Г.О.».

2. Организационно-управленческое обеспечение образовательного процесса.

Мероприятия по организационно-управленческому обеспечению образовательного процесса предусматривают:

  • выявление и составление списка учащихся «Школы надомного обучения» с дистанционной моделью образования;
  • зачисление учащихся в «Школу надомного обучения» с дистанционной моделью образования;
  • разработка учебного плана, годового календарного графика, расписания занятий, включающих комплекс оздоровительных и внеклассных мероприятий;
  • проведение родительских собраний и выбор представителей в независимый Комитет родителей детей-инвалидов.

3. Кадровое обеспечение образовательного процесса.

Мероприятия по кадровому обеспечению предполагают:

  • обучение педагогов МОУ «ООШ № 1 им.Бабакина Г.О.» по программе курсов повышения квалификации «Дистанционное обеспечение образовательного процесса»;
  • утверждение тарификации педагогов;
  • обеспечение «Школы надомного обучения» специалистами по психолого-педагогическому сопровождению учащихся:
    • заместителя директора по учебно-воспитательной работе- 1,0 ставка,
    • педагог-психолог – 1,0 ставка,
    • логопед-дефектолог – 0,5 ставки,
    • тьютер-оператор – 1,0 ставка, в целях ежедневного сопровождения дистанционного обучения;
  • обеспечение внешним координатором(заведующий отдела коррекции и развития РГОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции);
  • создание творческой команды преподавателей для мониторинговых исследований эксперимента.

На основание приказа 24.08.2010 № 1354 «О внесении изменений в приказ Минобразования Чувашии от 09.02.2009 № 235» ... Закрыть республиканскую экспериментальную площадку «Надомная школа с дистанционной моделью образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интеграции» на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа №1 им. Г.О. Бабакина» г. Новочебоксарск и открыть на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №20 им. Васьлея Митты с углубленным изучением отдельных предметов» г.Новочебоксарск... с 1 сентября 2010 г.

4. Ресурсное обеспечение программы.

Основным источником финансирования программы являются средства федерального бюджета, республиканского бюджета Чувашской Республики, муниципальных бюджетов, внебюджетные источники.

III. Целевая группа.

На 2009-2010 учебный год в МОУ «ООШ № 1 им. Бабакина Г.О.» На 2010-2011 учебный год : в МОУ «СОШ № 20 с углубленным изучением отдельных предметов им.В. Митты:
1 класс – 1 ребенок

2 класс – 1 ребенок

5 класс – 3 ребенка

6 класс – 1 ребенок

7 класс – 2 ребенка

8 класс – 1 ребенок

9 класс – 1 ребенок

1 класс – 1 ребенок

2 класс – 1 ребенок

3 класс – 1 ребенок

6 класс – 3 ребенка

7 класс – 1 ребенка

8 класс – 2 ребенка

9 класс – 3 ребёнка

10 класс – 1 ребенок

Итого: 10 детей. Итого: 13 детей.

IV. Риски и стратегия их устранения:

Риски, связанные со следующими обстоятельствами:

1. Трудности, возникающие при подборе необходимого количества педагогов-проводников дистанционного образования ( это в первую очередь – отсутствие финансового стимулирования за увеличение объема работ).

Стратегия преодоления:

  • строгое следование существующим нормативно-правовым актам;
  • договоренность с муниципальным органом управления образованием о возможности установления надбавок (доплат) педагогам-проводникам за увеличения объема работ.

2. Отсев набранных педагогов-проводников на начальном этапе, связанный с различными обстоятельствами, прежде всего, с внутренней неготовностью к работе с целевой группой.

Стратегия преодоления:

  • показать реальность поставленных перед проектом целей;
  • регулярные психологические тренинги в целях профилактики профессионального выгорания;
  • своевременное признание заслуг;
  • организация обратной связи по поводу оценки выполненной работы.

3. Неготовность общества принять детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в массовое образование.

Стратегия преодоления:

  • активная информационная кампания, реклама наиболее успешных мероприятий, направленных на преодоление стереотипов и стигм.

Основные мероприятия программы (см. Приложение 1).

V. Паспорт программы.

Наименование программы. Республиканская экспериментальная программа по апробации модели «Школа надомного обучения: дистанционное образование детей с ограниченными возможностями здоровья на основе интеграции».

Основания для разработки программы. Статья 18 и 19 Федерального закона № 181 ФЗ от 24.11.95 «О социальной защите инвалидов в РФ», Постановление правительства РФ № 861 от 18.07.96 «Об утверждении порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в не государственных образовательных учреждениях», Приказ Министерства образования Российской Федерации от 18.12. 2002 года № 4452 «Об утверждении Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации» Инструктивное письмо Министерства образования Российской Федерации от 30.03.2001 года «Об организации образовательных учреждений надомного обучения (школ надомного обучения); Постановление Кабинета Министров Чувашской Республики от 24.03.2005 года «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели; Приказ Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики от 09.02.2009 года № 235 «Об открытии сети республиканских экспериментальных площадок «Надомная школа с дистанционной моделью образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интеграции».

Заказчик Программы. Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики.

Разработчик программы. МОУ «ООШ № 1 им.Бабакина Г.О.» на основе Программы РГОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики.

Исполнитель программы. МОУ «Основная общеобразовательная школа № 1 имени Бабакина Г.О.» РГОУ «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» ГОУ «Чувашский республиканский институт образования».

Положения программы (см. Приложение 2).

Цель программы: создание тиражируемой модели обучения детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях частичной интеграции.

Задачи программы:

  • улучшение межсетевого взаимодействия;
  • повышение адресности и расширение сферы образовательных услуг в направлении совершенствования системы интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в социум;
  • обучения 10-ти (в первый год, 15-ти во второй и т.д.) детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях интеграции.

Сроки реализации: 2009-2010 годы.

Программа рассчитана на 2 года:

Первый этап – март 2009 – декабрь 2009 года.

Второй этап – январь – декабрь 2010 года.

1. Подготовительный этап (февраль 2009 г.):

  • разработка программы эксперимента;
  • информационно-разъяснительная работа с участниками эксперимента;
  • комплектование «Школы надомного обучения»;
  • ресурсное обеспечение в рамках республиканской благотворительной акции «Компьютер – ребенку инвалиду».

2. Организационно-практический этап (март 2009 – август 2009 года):

  • проведение методической подготовки педагогических кадров МОУ «ООШ № 1 им. Бабакина Г.О.»;
  • организация образовательного процесса, отвечающего целям и задачам эксперимента;
  • разработка системы мониторинга и его осуществление.

3. Аналитический этап (июнь – август 2010 года):

  • анализ и оценка достижений учащихся, участвующих в эксперименте;
  • сопоставление полученных результатов с поставленными целями и задачами;
  • анализ и описание новых форм работы, применяемых технологий.

Перечень приоритетных мероприятий.

1. Наращивание потенциала участников проекта производится за счет создания Координационного совета эксперимента, проведения проблемных конференций, семинаров, обучающих тренингов, круглых столов с участием представителей эксперимента, министерств, организаций и ведомств, входящих в структуру сетевого взаимодействия, курсового обучения педагогов МОУ «ООШ № 1 им.Бабакина Г.О.», республиканской благотворительной акции «Компьютер - ребенку инвалиду», участие в республиканском конкурсе коррекционно-развивающих и реабилитационных технологий по организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья, его семьи в целом, вхождение в сеть пилотных регионов.

2. Повышение навыков социальной интеграции целевой группы организовывается на основе:

  • обучения с использованием дистанционных образовательных технологий в условиях частичной интеграции;
  • сопровождения специалистов: дефектолога, логопеда, психолога, врачей;
  • включения во внеклассную деятельность и дополнительное образование.

3. Повышение степени информированности осуществляется:

  • путем разработки интернет-сайта эксперимента;
  • проведения информационных кампаний, информационно-просветительских акций, видеорепортажей, публикации статей, тезисов в профессиональных и специализированных журналах и сборниках, издания методического пособия, описывающего опыт эксперимента.

Объем и источники финансирования программы.

Общая сумма финансирования – ____ рублей, в том числе:

  • средства федерального бюджета – ____ рублей;
  • средства республиканского бюджета Чувашской Республики – ____ рублей (ФОТ), ____ рублей – обучение сотрудников;
  • средства муниципальных бюджетов – ____ рублей;
  • внебюджетные источники – ____ рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы:

  • создание единого понятийного пространства;
  • повышение навыков социальной интеграции целевой группы;
  • построение навыка обучения с использованием дистанционных образовательных технологий у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интеграции и навыка социокультурной коммуникации;
  • внедрение инновационных технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, их семей в массовом образовании;
  • установление конструктивного сотрудничества и толерантного взаимодействия между целевой группой и всеми участниками образовательного процесса МОУ « СОШ №59»;
  • формирование профессиональных знаний у педагогов МОУ «ООШ № 1 им.Бабакина Г.О.»;
  • использование участниками эксперимента индивидуально-ориентированного подхода в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья с учетом Концепции интегрированного обучения;
  • повышение степени информированности;
  • осознание специалистами, работающими с детьми с особыми образовательными потребностями, значимости внедряемой технологии;
  • осмысление общественностью социальной значимости мероприятий программы.

Реализация программы будет осуществлена в результате совместной деятельности министерств и иных органов исполнительной власти Чувашской Республики; эффективность реализации программы определяется Республиканским экспертным советом и независимым Комитетом родителей детей-инвалидов на основе анализа полученных результатов в соответствии с индикаторами.

Оценка эффективности реализации программы:

  • создание единого понятийного пространства;
  • повышение навыков социальной интеграции целевой группы;
  • построение навыка обучения с использованием дистанционных образовательных технологий у детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях интеграции и навыка социокультурной коммуникации;
  • внедрение инновационных технологий психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, их семей в массовом образовании;
  • установление конструктивного сотрудничества и толерантного взаимодействия между целевой группой и всеми участниками образовательного процесса МОУ «СОШ №59»;
  • формирование профессиональных знаний у педагогов МОУ «ООШ № 1 им. Бабакина Г.О.»;
  • использование участниками эксперимента индивидуально-ориентированного подхода в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья с учетом Концепции интегрированного обучения;
  • повышение степени информированности;
  • осознание специалистами, работающими с детьми с особыми образовательными потребностями, значимости внедряемой технологии;
  • осмысление общественностью социальной значимости мероприятий программы.

Система организации контроля за выполнением программы.

Государственный заказчик-координатор – Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики осуществляет в установленном порядке общее руководство и контроль за выполнением программы.

Презентации (см. Приложение 3, Приложение 4).