Полимеры: за и против. 11-й класс

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 11


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Цели урока.

Обучаюшие:

  • углубить знания о полимерах;
  • закрепить знания о природных полимерах, о качественных реакциях на белки, крахмал;
  • познакомить учащихся с использованием полимеров в повседневной жизни.

Развивающие:

  • развивать у учащихся умение выделять главное, работать с научной литературой, устанавливать причинно-следственные связи;
  • способствовать развитию волевых качеств, умение работать с техническими средствами, развивать интерес к предмету.

Воспитательные: воспитывать потребность в приобретении новых знаний.

Здоровьесберегающая: соблюдать двигательный режим, содействовать формированию у учащихся бережного отношения к своему здоровью, предупредить учащихся о вредном воздействии некоторых пластмасс на организм человека.

Форма урока: Урок-исследование.

Оборудование:

  • изделия из полимеров на демонстрационном столе,
  • комочек шерсти,
  • концентрированная азотная кислота,
  • пробирка,
  • микроскоп,
  • выставка изделий из пластмасс;
  • ломтик картофеля,
  • раствор йода,
  • стенды: «Пластмассы», «Волокна».

Ход урока

1. Организация класса.

2. Проверка и актуализация знаний.

* Вступительное слово учителя:

- Ребята, вы уже заметили, что у нас в классе много изделий из полимеров. Вы уже имеете знания по теме «Полимеры». Эти вещества прочно вошли в нашу жизнь. Давайте повторим изученный материал о полимерах.

Фронтальный опрос.

- Какие вещества называются полимерами?

- В результате каких реакций получают полимеры в промышленности?

- Запишите каждую из названных реакций, указав условия их протекания (работа у доски).

- На какие группы делят полимеры?

- Чем отличаются по составу пластмассы от других полимеров?

Индивидуальный опрос.

 Карточка:

Записать уравнение химической реакции получение полиэтилена из углерода, указав условия их протекания.

- Ребята, в русском языке встречается термин «хемофобия». Объясните смысл этого термина?

Правильно, это боязнь химии, химических веществ с которыми мы сталкиваемся в жизни. С недоверием и опаской люди относятся и к полимерам.

Поэтому наша задача на уроке исследовать полимеры и доказать, опасны ли полимеры для человека.

3. Сообщение темы и цели урока.

1) Тема нашего урока: «Полимеры: «за» и «против».

Давайте выдвинем гипотезу по теме урока.

Гипотеза:

полимеры – это высокомолекулярные соединения, которые оказывают положительное влияние на живой организм.

Полимеры – основные вещества живой природы.

- Мы знаем, что полимеры - основные вещества живой природы. Давайте вспомним о значении полимеров для живых организмов.

2) Результаты исследований учащихся на тему «Полимеры живой природы» (Презентация исследования учащегося).

Учитель:

- Какой вывод вы можете сделать, исходя из услышанных результатов исследований.

(Предполагаемые ответы учащихся:

  • Полимеры – основные вещества живой природы.
  • Без полимеров не могут нормально функционировать живые организмы.
  • Белок – это основа существования живого организма. Белок – это биополимер. Без полимеров не могут существовать живые системы.

Вывод:

Значит, полимеры оказывают положительное влияние на живой организм.

  • Качественные реакции на природные полимеры (результаты исследований предыдущих уроков).

Рассматривание в микроскоп крахмальных зёрен в клубне картофеля и результат опыта «Окрашивание белка в желтый цвет при взаимодействии его с концентрированной азотной кислотой».

Вывод:

Природные полимеры можно выявить в результате качественных реакций.

3) Сообщение учащейся, используя информационные источники, по проблеме «Значение полимеров в современной жизни».

Сообщение ученицы

1. Полимеры в медицине.

В настоящее время полимерные материалы находят широкое применение в различных областях медицины.

Сейчас широко ведутся работы по синтезу физиологически активных полимерных лекарственных веществ, полусинтетических гормонов и ферментов, синтетических генов. Большие успехи достигнуты в создании полимерных заменителей плазмы человеческой крови. Синтезированы и с хорошими результатами применяются в клинической практике эквиваленты различных тканей и органов человека: костей, суставов, зубов. Созданы протезы кровеносных сосудов, искусственные клапаны и желудочки сердца. Созданы аппараты: «искусственное сердце-легкое» и «искусственная почка».

Медицинские полимеры и используются для культивирования клеток и тканей, хранения и консервации крови, кроветворной ткани – костного мозга, консервации кожи и многих других органов. На основе синтетических полимеров создаются противовирусные вещества, противораковые препараторы.

Использование медицинских полимеров для изготовления хирургических инструментов и оборудования (шприцы и системы для переливания крови разового использования, бактерицидные пленки, нити, клетки) коренным образом изменило и усовершенствовало технику медицинского обслуживания.

2. Волокна в нашей жизни.

(с использованием материала, помещенного на стенде «Волокна»).

Из встречающихся в природе веществ к полимерам, например, относятся целлюлоза - основная часть растительных волокон, кератин и фиброин - основные белковые вещества, из которых состоят шерсть и шелк.

Важнейшее природное текстильное волокно - хлопок. Это волоски на семенах хлопчатника. Из хлопка получают тонкую, равномерную и прочную пряжу и делают из нее самые разнообразные ткани - от тончайших батиста и маркизета до толстых обивочных тканей.

Существенно новым направлением применения лубяных волокон является армирование ими пластиков, где они в значительной мере вытесняют стекловолокна. Особенно характерна тенденция расширения армированных лубяными волокнами полиуретанов, полипропилена и биоразрушаемых термопластов в автомобилестроении.

Химическая промышленность выпускает искусственные волокна. К ним относятся полиэфирные, полиакриловые, алифатические полиамидные (найлон и др.), полиолефиновые (главным образом полипропиленовые) и гидратцеллюлозные (в основном вискозные) и др.

Наиболее интенсивно растет выпуск полиэфирных волокон, затем полиамидных, полипропиленовых и полиакрилонитрильных волокон; совершенствуются процессы получения вискозных и организация производства гидратцеллюлозных волокон типа лиоцелл, существенное развитие получил процесс производства эластомерных полиуретановых нитей.

3. Пластмассы и человек.

Мы уже не представляем свою жизнь и без пластмасс. Из пластмасс делают:

  • аудио, видео аксессуары;
  • канцелярские товары;
  • настольные игры;
  • одноразовая посуда;
  • хозяйственные товары (пакеты, пленки и мешки).

(изделия из пластмассы на демонстрационном столе).

Вывод:

Жизнь современного человека невозможна без полимеров. Значит, и в этом случае мы «за» полимеры.

4) Обобщение информации учителем.

- Действительно, как бы мы сегодня жили без полимеров? Они окружают нас всюду.

А сейчас, послушайте одну интересную историю-загадку и попробуйте эту загадку разгадать. …

Моряки второй экспедиции Колумба к берегам Америки, высадившиеся на острове Гаити в 1496 году, с удивлением наблюдали, как островитяне играют в мяч, который высоко подпрыгивает при ударе о землю. Известные в Европе мячи из кожи и шерсти не обладали такой прыгучестью. Из какого вещества были сделаны мячи островитян?

(из каучука)

- Да. Так Европа узнала еще об одном природном полимере - каучуке, а потом научились делать искусственный каучуки. Из каучука изготовили резину и эбонит.

5) Решение проблемы.

- Почему же люди предпочитают использовать полимеры?

Сложно ответить на вопрос? Тогда физкультминутка нам поможет разобраться в этом.

Физкультминутка:

Встаньте рядом и возьмитесь за руки. А теперь отдаляйтесь друг от друга, но рук не разрывайте. Смотрите, какой длинной получилась образованная вами цепочка. Вот так и полимеры можно растянуть. Они обладают стойкостью к растяжению. А теперь, приближайтесь друг к другу как можно сильнее и рук не разжимайте. Видите, полимеры можно сильно сжимать, т.к. они обладают стойкостью к сжатию. Ребята, мы с вами уже говорили о том, что реакция полимеризации не идет на 100% и остаются мономеры, не вступившие в реакцию полимеризации, но они входят в состав той массы, из которой изготавливают изделия.

Представьте, что я тот мономер, который не вступил в реакцию полимеризации или

поликонденсации. Я с вами в изделии, но я существую отдельно от вас. Кажется, что в этом такого? Но эти мономеры делают многие полимеры опасными для здоровья человека.

6) Знакомство с видами пластмасс и их влиянием на здоровье человека по информационной таблице (имеется у каждого ученика).

Виды пластмасс и их маркировка

Буквенная маркировка Название пластмассы Влияние на здоровье человека
  полиэтилентерефталат подходит только для однократного применения, при повтором применении могут выделяться вредные вещества. 
  полиэтилен высокой плотности считается относительно безопасным, хотя из него может выделяться формальдегид. 
  поливинилхлорид запрещен для пищевого применения, т.к. выделяет канцерогенные вещества. 
полиэтилен низкой плотности относительно безопасен для пищевого применения, в редких случаях может выделять формальдегид, полиэтиленовые пакеты не столь опасны для здоровья человека, сколь опасны для экологии планеты. 
полипропилен довольно безопасен, но при определенных условиях может выделять формальдегид. 
полистирол может выделять стирол, поэтому одноразовая посуда и называется одноразовой.

Справочные данные:

Стирол вызывает заболевания сердца, оказывает сильное воздействие на печень, вызывая токсический гепатит.

Формальдегид, фенолформальдегид - канцерогенные, токсичные вещества. Выделяясь, раздражают горло, бронхи, слизистую оболочку глаз, снижают иммунитет.

Вопросы учителя:

- Назовите пластмассы, с которыми вы ознакомились.

- Давайте обратимся к выставке изделий из пластмасс и определим по маркировке названия пластмасс.

- Что вы можете сказать об их влиянии на здоровье человека?

7) Разработка рекомендаций по использованию пластмасс в быту.

Учитель:

- Давайте разработаем рекомендации людям, заботящимся о своем здоровье?

Учащиеся:

  1. Провести ревизию пластмассовых контейнеров и избавиться от всех, кроме изделий из полипропилена (цифра 5 или маркировка PP).
  2. Отдать предпочтение изделиям из стекла, дерева, металла.
  3. Внимательно отнестись к игрушкам из пластмассы, особенно для маленьких детей.
  4. Убедитесь, что продукция имеет сертификаты соответствия гигиеническим нормам.
  5. Покупая очередное изделие из пластмассы, возьмем за правило понюхать его.

(это просто и займёт буквально секунду, которой будет достаточно для того, чтобы уловить неприятный запах, но если он есть, то от покупки даже простой расчески для волос следует отказаться).

Вывод:

Каждый может защитить своё здоровье и здоровье своих детей, в конце концов, это не так уж и сложно.

4. Проверка подтверждения или опровержения гипотезы.

(учащиеся на основе полученных знаний подтверждают или опровергают гипотезу).

5. Обобщение по итогам исследований учителя.

Учитель:

- Полимеры необходимы для существования живых систем, но многие пластмассы оказывают вредное воздействие на здоровье человека. Поэтому при использовании полимеров надо пользоваться нашими рекомендациями.

Ребята, сегодня на уроке мы расширили знания о полимерах.

6. Рефлексия.

Скажите, какую пользу для себя вы извлекли из данного урока? Закончи фразу:

- Сегодня на уроке я узнал…..

- Мне показалось интересным….

- Для себя открыл новое….

- Я буду заботиться о своём здоровье потому, что….

7. Выставление оценок.

8. Домашнее задание.

Используя, маркировку составьте список пластмасс, которые не наносят вред здоровью человека.

Список литературы:

  1. Андрианов Р.А., Пономарев Ю.Е. Пенопласты на основе фенолформальдегидных полимеров. Ростов: ИРУ, 1987.
  2. Донцов А.А., Лозовик Г.Я., Новицкая С.П. Хлорированные полимеры. М.: Химия, 1979.
  3. Материалы сети интернет.