Анализ деятельности педагогического коллектива по организации воспитательной работы

Разделы: Администрирование школы


Одна из основных задач, которую решает педагогический коллектив – это постоянное совершенствование воспитательного процесса. В 2009 – 2010 учебном году педагогический коллектив детского дома работал над проблемой “Социальная адаптация воспитанников детского дома” и выдвигал следующие воспитательные задачи:

– развитие познавательного интереса, творческих способностей ребёнка;

– формирование у воспитанников социально-бытовых умений и навыков необходимых им в жизненном самоопределении;

– формирование у воспитанников положительных жизненных профессиональных планов;

– создание условий для роста инициативы самостоятельности, чувства ответственности у воспитанников через развитие системы детского самоуправления;

– развитие и совершенствование работы по формированию у воспитанников здорового образа жизни;

– совершенствование профилактической работы по предупреждению правонарушений среди воспитанников, использование при этом возможности психологической службы.

Поставленные задачи решались через планомерную работу педагогического коллектива над реализацией программы развития воспитательной системы “Социальная адаптация воспитанников Петропавловского детского дома”. На основе содержания программы развития воспитательной системы были сконструированы воспитательные программы и планы педагогов детского дома.

Содержание воспитательной работы было направлено на самореализацию воспитанников, развитие творческих способностей, формирование общечеловеческих ценностей.

Творчество – необходимое условие для реализации личности, поэтому педагогический коллектив предоставлял возможности проявления творческих способностей для каждого воспитанника в той или иной сфере практической творческой деятельности.

Система дополнительного образования отвечает интересам и запросам любого воспитанника. Каждый ребёнок мог найти применение своей фантазии, творчеству, выбрать свой путь развития. Главная задача организации работы кружков – подготовить воспитанников к самостоятельной жизни. Для этого в детском доме созданы оптимальные условия. Оформлены кабинеты швейной и столярной мастерских, центр декоративно-прикладного искусства, театр-студия, библиотека, гимнастический и спортивный зал.

На их базе работает 7 кружков различных направлений: “Столярное дело” (рук. Ильичёв М.Н.), ЦДПИ, “Хозяюшка” (рук. Согоян В.Н.), “Швейное дело” (рук. Калимулина М.М.), “Гимнастика” ( Софронова И.В.), спортивная секция (Фатьянов А.М.).

Интересы детей педагоги старались удовлетворить, налаживая и укрепляя связи с различными спортивно-досуговыми центрами района. Воспитанники детского дома посещали кружки Центра внешкольной “Умелые руки” (рук. Ожогова О.А), кружок технического творчества (рук. Ильичёв В.Н.), спортивную секцию Детского и юношеского физкультурно-спортивного комплекса (рук. Кленин П.А) Ежегодно увеличивается процент обучающихся в школе искусств. В этом учебном году десять воспитанников обучались в школе искусств, из них 5 в музыкальной школе и 5 человек в художественной школе, получили свидетельства об окончании школы искусств 4 воспитанника.

Кружковой деятельностью охвачено 100 % воспитанников. На занятиях кружков руководители формируют умения и навыки детей, развивают кругозор, творческие способности, художественный вкус. Воспитанники детского дома умеют вязать, шить, выжигать по дереву, мастерить поделки из природного материала, занимаются спортом. Умения, приобретенные воспитанниками в системе дополнительного образования, станут успешной базой для дальнейшей самостоятельной жизни. Дети принимали активное участие в различных конкурсах, выставках, фестивалях.

Таблица 1

Название конкурса, выставки

Руководитель

Количество участников

Результат

Всероссийский конкурс детского творчества “Чиполлино”

Согоян В.Н

Ильичев М.Н.

7

2

Призеры

Всероссийский детский литературный конкурс “Истории победы”

Тарасюк Л.Н.

Мачульская Т.Б.

Смертина Н.Н.

Мачульская А.С.

Вершинина О.В.

1

1

1

1

1

Дипломанты

Областной фестиваль русской культуры “Душа России”

Согоян В.Н.

Ильичев М.Н.

15

Участие

Шестой Международный фестиваль “формула моды” выставка красоты и здоровья “Первоцвет-2009”

Согоян В.Н.

Ильичев М.Н.

20

15

Дипломанты

Областной фестиваль русской культуры “Душа России”

Согоян В.Н.

Ильичев М.Н.

25

Участие

Областной конкурс “Декоративно-прикладного творчества”

Ожегова О.А.

1

Призёры

Всероссийский конкурс рисунков “Корабли будущего”

Согоян В.Н.

3

Призеры

Областной детский литературный конкурс “Учитель, перед именем твоим…”

Тарасюк Л.Н.

Мачульская Т.Б.

1

1

3 место

Всероссийский конкурс рисунков на тему: “Иллюстрации к произведениям А.П.Чехова”

Согоян В.Н.

2

Призеры

Областной конкурс детского литературного конкурса, посвященный 65-летию Победы

Мачульская Т.Б.

Полошкова Н.А.

1

1

Участие

Областной конкурс рисунков на тему: “Мой любимый учитель”

Согоян В.Н.

2

Участие

Областной конкурс дет. творчества “Созвездие Прииртышья”

Бредис С.В.

Тарасюк Л.Н.

1

2 место

Областной конкурс плакатов “Мы за здоровый образ жизни” в рамках спартакиады среди воспитанников детских домов.

Согоян В.Н.

4

1 место

Районный конкурс детского творчества “Красота спасет мир”

Ожегова О.А.

5

Призеры

Областной конкурс детского творчества “Красота спасет мир”

Ожегова О.А.

1

Участие

В течение года большая работа по развитию творческих способностей и трудовых навыков проделана педагогами дополнительного образования Согоян В.Н., Калимулиной М.М., инструктором по труду Ильичевым М.Н..

Несмотря на широкое вовлечение воспитанников в дополнительное образование, в детском доме имелись случаи правонарушений среди несовершеннолетних. Так на учете в ПДН состоит 1 воспитанница – Арханьева Кристина. Все факты правонарушений рассматривались на заседании административной комиссии. Хотя и был составлен план мероприятий с подразделением по делам несовершеннолетних ОВД Муромцевского района и Муромцевской социально-психологической службой помощи несовершеннолетним и молодежи, он реализован частично. Чаще всего сотрудники этих служб вели профилактическую работу только по факту правонарушений. Определенная работа в этом направлении проводилась педагогами детского дома. Так на каждого воспитанника заведена “Карта личности”, в которой фиксируется динамика его развития и планируется психолого-педагогическое сопровождение. На совещании при директоре № 1 от 18.09.2009 года “Организация деятельности работников детского дома по предупреждению самовольных уходов и правонарушений среди воспитанников детского дома”, были одобрены формы работы Тарасюк Л.Н.. В следующем учебном году необходимо совершенствовать профилактическую работу по предупреждению правонарушений среди воспитанников и использовать при этом возможности медико-социально-психолого-педагогической службы.

Одной из первоочередных задач педагогов детского дома является сохранение и укрепление здоровья детей. Активную работу в этом направлении проводили члены центра “Здоровья” (рук.Сливкова Ю.В.) Вовлекая воспитанников в процесс физического совершенствования, воспитывая сознательное отношение к непрерывному физическому совершенствованию, педагогический коллектив осуществлял поиск наиболее благоприятных условий для формирования у воспитанников положительного отношения к здоровому образу жизни. Успешным можно считать факт систематического проведения утренней зарядки, спортивных соревнований, подвижных игр для детей разного возраста

Педагоги и воспитанники приняли активное участие в Шестой Всероссийской акции “Классный час”. В рамках этой акции были проведены следующие мероприятия:

Таблица 2

№ п/п

Мероприятия

Кол-во воспитанников принявших участие

1

Выставка рисунков на тему: “Мир против наркотиков”

35

2

Выставка изделий детского творчества “Метаморфозы иллюзий”

26

3

Выставка-обзор литературы на тему “На кончике иглы – судьба”

42

4

Воспитательные занятия педагогов детского дома по профилактике наркомании.

44

5

Распространение листовок “Наркотик – это зло”

15

6

Распространение памяток “Скажи наркотикам – нет”

8

7

Спортивные соревнования “Будьте здоровы!”

20

8

Сочинение – совет “Чтобы я рассказал другу, чтобы предостеречь его от наркотиков”

25

9

Круглый стол по проблемам наркомании с врачом наркологом и инспектором по делам несовершеннолетних.

42

10

Выступление агитбригады “Мы за здоровый образ жизни”

14

11

Дискотека “Юность против наркотиков”

42

12

Игра – путешествие “Страна Здоровья”

42

Воспитанники и педагоги детского дома к участию в акции активно привлекали жителей поселка. Так агитбригада “Мы за здоровый образ жизни” была представлена не только для воспитанников детского дома, но и для учащихся общеобразовательной школы села. Также ребята в рамках акции выпустили брошюры, и буклеты, содержание которых направлено на профилактику наркомании.

Материалы акции оформлены в альбоме “Классный час”. Активное участие в организации акции приняли: Полошкова Н.А., Волков Ю.С., Тарасюк Л.Н., Кузьмина Н.Н., Харитонова Е.И., Мачульская Т.Б., Мачульская А.С.

Большая работа педагогами проводилась по патриотическому воспитанию детей. При подготовке к празднованию 65-годовщины Победы в Великой Отечественной войне проведено ряд мероприятий: конкурс стихов “Строка, опаленная войной”, тематическая книжная выставка “Великая наша победа” (отв. Полошкова Н.А.), сбор материалов о деятельности детского дома во время войны (отв. Тарасюк Л.Н.), конкурс художественного творчества “Эхо минувшей войны” (отв. Согоян В.Н.), военно-спортивная игра “Зарница” (отв. центр “Здоровья”), изданы буклеты о жизни и творчестве бывшего воспитанника и педагога детского дома, ветерана Великой Отечественной войны А.Ф. Ульянкина, а также ветеранов ВОВ нашего поселка. В ходе проводимой работы воспитанники были заняты общественно-полезной деятельностью, приобретали навыки работы с архивными материалами, организаторские, оформительские навыки, развивали кругозор.

В течение года воспитанники и педагоги активно занимались общественной деятельностью: являлись инициаторами акций на селе. Участвовали в экологических акциях по благоустройству села, в проведении праздника поселка, шефствовали над пансионатом для престарелых, организовывали акции “Берегите лес от пожара”, “Помни правила дорожного движенья”. Для жителей села организовали и провели праздник “Масленица”. На празднике ребята организовали праздничное представление, игры, выставку изделий детского творчества, красочно оформили площадь, на которой проходил праздник. Особую активность при организации праздника проявили следующие педагоги: Кокорина С.А., Сливкова Ю.В., Согоян В.Н., Ильичев М.Н. участвовали в проведении праздника поселка. Данная деятельность была эффективна и востребована общественностью.

В системе воспитательной работы для организации досуговой деятельности использовались возможности социума района и области. Неоднократно для воспитанников детского дома учащиеся музыкальной школы организовали концерты, частыми гостями в детском доме были студенты СИБАДИ и курсанты Академии МВД, которые проводили для воспитанников игры, дискотеки, концерты.

Основной целью учебно-воспитательного процесса является подготовка к самостоятельной жизни, социальная и трудовая адаптация детей. Для реализации этой цели в начале учебного года было разработано положение о конкурсе “Лучшая семья”. Конкурс проходил в течение года по следующим направлениям: смотр-конкурс “В нашем доме красота и уют”, конкурс “Умелые руки”, конкурс “Лучшая читающая семья”, конкурс “Я здоровье берегу, сам себе я помогу”, конкурс “Хозяюшка”. Победителями конкурса стали: 1 место – 3 семья, 2 место – 1 и 2 семьи, 3 место – 4 семья.

Воспитательная среда детского дома характеризуется высокой степенью ориентации на подготовку к самостоятельной жизни, социальной и трудовой адаптации воспитанников. Мониторинговым центром были проанализированы и обобщены результаты социометрического исследования и диагностики личностного роста воспитанников за сентябрь и май 2009-2010 учебного года.

По результатам последнего социометрического теста было выявлено: 26% воспитанников являются авторитетными; 50% “рядовых”, поддерживающих в целом неплохие отношения с большинством членов коллектива; 24% “одиночек” тех, кто поддерживает хорошие отношения с очень узким кругом членов детского коллектива или друг с другом; “отверженных” детей не выявлено.

Анализ результатов диагностики показывает, что коллектив воспитанников детского дома недостаточно сплочен. Необходимо уделять этой проблеме особое внимание, организовать систематическую работу по привлечению детей в коллектив и его более крепкому сплочению через совместную деятельность, стараясь заинтересовать и привлечь каждого ребенка. Особенно тех, кто относится к числу “одиночек”.

Анализируя результаты диагностики “Личностного роста”, было выявлено:

По отношению к семье для подавляющего большинства подростков, что составляет 84 %, ценность семьи высоко значима, они дорожат семейными устоями (это на 19% больше, чем в прошлом году). А для 14% детей сам факт наличия семьи, семейных традиций воспринимается им как естественный. Только у 2% воспитанников потребительское отношение к семье.

По отношению к отечеству у 60 % подростков вполне развитые чувства гражданственности и патриотизма (на 16% выше, чем в прошлом году). 35 % воспитанников переживают чувство Родины как чувство родного дома, но им кажется, что происходящее в стране и на их малой Родине имеет между собой мало общего. А 5 % детей, стараются, открыто не проявлять чувство патриотизма (на 14% меньше, чем в прошлом году).

По отношению к Земле у половины воспитанников развитое экологическое сознание, а вторая половина детей нашего дома готова заботиться о животных, цветах, но только принадлежащим непосредственно им.

По отношению к миру всего лишь 14% обследованных воспитанников к проявлению грубой силы относятся отрицательно, они уверены, что всегда есть возможность уладить конфликт, не ущемляя при этом права других людей, не боятся идти на уступки. Больше половины (67 %) в целом разделяют идеи мира и ненасилия, но при этом считают, что в отдельных случаях применение силы оправданно. К сожалению 19% наших детей уверены, что мир можно поддерживать силой, угрозами, ультиматумами (и это на 14% больше, чем в прошлом году).

По отношению к труду 76 % опрошенных отличает трудолюбие во всем, 24 % детей привлекает только престижная работа, детей готовых по возможности переложить свою работу на другого или вообще не выполнять свои обязанности и поручения по результатам диагностики не выявлено (по результатам прошлой диагностики их было 4%).

По отношению к культуре для половины подростков культурные формы поведения личностно значимы и деятельно реализуются ими в повседневной жизни. И в тоже время 41 % воспитанников признают объективную ценность культурных форм поведения, но не всегда руководствуются ими в своей повседневной жизни.

По отношению к знаниям только 29% детей любознательные. У них есть устойчивое стремление к познанию нового. Они считают, что успешность профессионального роста, карьеры напрямую связана с глубиной знаний и стремятся к их получению (на 4% меньше, чем в прошлом году). Большинство опрошенных воспитанников могут неплохо учиться. А также есть небольшая группа детей 4%, для которых знания носят чисто утилитарный характер, то есть выучил, ответил – значит, не нажил неприятностей.

Обобщая и сравнивая результаты диагностики личностного роста за 2007 – 2008 и 2008 – 2009 учебные года, можно сказать, что работа с воспитанниками по подготовке к самостоятельной жизни велась систематически и целенаправленно. Это видно из отсутствия устойчиво-негативных отношений и уменьшение процента ситуативно-негативных отношений, по увеличению процентных показателей устойчиво и ситуативно-позитивных уровней по данным ценностям.

Система трудового воспитания разработана с учетом специфики сельской местности. Разработано положение о подсобном хозяйстве. В настоящее время имеется своя свиноферма (10 свиней), коровник (3 коровы), имеется теплица на 40 кв.м., в которой выращивается рассада цветов и помидор для собственных нужд и на продажу. Овощи выращиваются на 0,3 га, картофель – 5 га.

Активное участие каждого ребёнка в посильном труде дало положительный результат. В 2010 году выращено: картофеля –6100 кг., моркови – 1950 кг, капусты – 2000 кг., свекла – 1070 кг., лук – 506 кг., чеснок – 7 кг., огурцы – 350 кг, помидоры – 140 кг., редис – 85 кг., кабачки – 35 кг., редька – 90 кг., укроп –13 кг., щавель – 17 кг.

Продолжается работа по проф.ориентации. Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются воспитанники – выпускники – это выбор будущей профессии. Изначально высокий уровень подготовленности воспитанников детского дома является предпосылкой успешности дальнейшей социализации. За период с 2004 по 2010 годы из стен детского дома выпустилось 50 воспитанников, из них в 2010 году – 8.

Анализируя процент поступающих воспитанников в различные учебные заведения, можно сделать вывод, что на протяжении 5 лет сохраняется большое количество поступлений детей в СУЗы и наблюдается снижение поступающих воспитанников в учебные заведения начального профессионального образования.

В настоящее время в ВУЗах обучается -14 воспитанников, в СУЗах – 12 воспитанников, НПО – 1 воспитанница, из них в 2010 году в ВУЗ поступило 2 воспитанника, 5 воспитанниц – в СУЗ, одна– в НПО

Анализируя работу по профориентации, можно сделать вывод, что необходимо скоординировать работу по этому направлению всех специалистов детского дома. Не все выпускники детского дома готовы к анализу собственных проф.интересов. Поэтому

необходимо с каждым выпускником детского дома разработать маршрут развития и помочь выстроить личный профессиональный план. Так же необходимо разработать комплекс мероприятий, направленных на успешную адаптацию выпускников вне стен детского дома.

Организует и направляет работу детского коллектива – детский совет. На заседаниях детского совета рассматриваются вопросы нарушения Устава детского дома, заслушивает детей неуспевающих в школе, занимается подготовкой к мероприятиям. В 2009-2010 году совершенствовалась система ученического самоуправления.

Силами детского совета были реализованы следующие коллективные дела: акция “Чистый двор”; день детского самоуправления; акция “Сделаем село красивым”; экологическая акция “Помоги реке Шайтанка”; организована работа детского кинозала;

Проблемы организации работы детского самоуправления воспитанники и педагоги детского дома решали на первом совместном заседании педагогического совета, где было принято решение о повышении роли детского самоуправления в детском доме. Проблема в работе детского совета состояла в том, что детский орган самоуправления ещё не может самостоятельно организовать работу и контролировать ранее принятые решения без руководства педагога. Поэтому в следующем учебном году необходимо разработать формы организации самоуправления как пространства, в котором должны формироваться социальные компетентности воспитанников.

Таким образом, анализируя результативность воспитательной работы педагогического коллектива, можно сделать вывод, что в целом задачи, поставленные педагогическим коллективом в 2009-2010г., выполнены. Однако, следует продолжить работу по формированию у воспитанников положительных жизненных профессиональных планов и развитию системы детского самоуправления. При планировании работы на следующий учебный год в качестве основных направлений воспитательной работы также необходимо определить: усиление профилактической работы по предупреждению правонарушений среди воспитанников, совершенствование работы по формированию у воспитанников здорового образа жизни.