Урок русского языка во 2-м классе по теме "Деление слов на слоги"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формирование умения делить слова на слоги, опираясь на количество гласных букв;

  • развитие орфографической зоркости, фонематического слуха, речи, мышления, памяти, внимания;

  • воспитание самостоятельности, аккуратности, познавательного интереса к уроку русского языка.

Оборудование: магнитная доска и буквы, рисунки: кот Матроскин, лиса, капуста, карандаш, тетрадь; мультфильм “ Трое из Простоквашино”, аппаратура для показа мультфильма, орфографический словарь, карточка “ Ф…МИЛИЯ” индивидуальная и демонстративная, карточки с ребусами, демонстративная карточка по чистописанию с буквами Кк, сигнальные карточки у учеников “ +”, “-”.

Ход урока

Оргмомент.

А теперь проверь, дружок, ты готов начать урок?
Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать только лишь оценку “5”!

Запись числа в тетрадь.

Чистописание.

-Ребята, к нам в гости пришёл сегодня кот Матроскин. Он сегодня будет помогать вам учиться. На доске написаны любимые слова кота Матроскина. Подумайте, написание какой буквы он просит повторить?

кот колбаса котлета корова

Сегодня мы повторим написание букв Кк. Давайте вспомним, какие звуки обозначает эта буква? ( Она обозначает согласные глухие звуки к и кь)

Ка Ко Кр

к кк ккк

– Какой принцип?

Словарная работа.

Индивидуальное задание у магнитной доски. Вставить пропущенные буквы.

М…сква, в…рона, с…рока, з…вод, м…шина, дев…чка.

Индивидуальное задание. С помощью орфографического словаря узнать написание слова ф…милия.

Фронтальная работа (пишем у доски и в тетрадях, к доске ученик, отгадавший загадку, работаем со словарным словом как обычно, т. е. ставим ударение, обозначаем безударные гласные, орфограммы).

Загадки кота Матроскина.

Рыжая птичница из лесу пришла,
Всех кур пересчитала. (лисица)
Сто одёжек и все без застёжек. (капуста)
В переводе с тюркского языка это слово означает “чёрный камень” (карандаш)
Моё название произошло от латинского слова “четыре”. (тетрадь)

Проверка индивидуальной работы на магнитной доске с помощью сигнальных карточек “+”, “-”.

Знакомство с новым словом.

– Сейчас мы посмотрим отрывок из мультфильма, смотрите внимательно и подумайте над вопросом: “ Что было у кота, но не было у собаки?”

Мультфильм “ Трое из Простоквашино” сцена знакомства.

Фамилия – это часть имени. В переводе с немецкого означает “семья”. Фамилия– это общее имя для всех членов семьи.

Новое словарное слово Ф…МИЛИЯ, ученик, работавший с орфографическим словарём, объясняет у доски написание, записываем в тетрадь.

Физминутка.

Если звучит мужская фамилия, приседают мальчики, если женская– девочки, если подходит и тем, и другим, приседают все.

Иванов, Иванова, Петров, Петрова, Тимашинова, Тимашинов, Кутепов, Кутепова, Черных.

Вспомним, что фамилии людей надо писать с большой буквы.

Работа по теме урока.

Тема урока “ Деление слов на слоги”. Сегодня мы продолжим учиться делить слова на слоги.

Разделим словарные слова, которые записаны на доске, на слоги( устно, хлопки).

– А кто мне может сказать, что такое слог? ( дети вспоминают правило, которое учили дома).

Продолжите мою мысль:
В слове столько слогов….
В каждом слоге только один…

Для того, чтобы продолжить работу на уроке, нам нужно вспомнить гласные буквы. Назовите их. Как гласные произносятся? (Свободно, не встречая преград в ротовой полости, они тянутся, их можно петь).

Вернёмся к любимым словам кота Матроскина. Котик просит, чтобы мы их поделили на слоги. При этом мы будем опираться на гласные.

Кот-гласная О, подчеркнём, гласная одна, значит и слог один, пишем слово целиком. Далее дети у доски комментируют сами.

Работа с учебником. С. 46 упр. 107. Самостоятельная работа. Аналогично разделить слова на слоги, подчеркнуть гласные.

Снегирь, кукушка, будильник, чайник.

Параллельно самостоятельная работа у доски (слабые). Задания на карточках. Разделить слова на слоги, подчеркнуть гласные.

1ученик: снегирь, кукушка.

2 ученик: будильник, чайник.

Проверка самостоятельной работы учеников . Повтор правила о слоге.

– Почему так называются эти птицы и вещи?

Физминутка для спины и пальчиков.

Упражнения “ Фонарики”, “Поцелуйчики”, “ Ветерок”, “Змея”.

Закрепление и повторение ранее изученного.

Ребусы от кота Матроскина. Надо собрать слова из слогов.

– Придумайте предложение с этими словами.

Диктант с комментированием у доски.

Кот Матроскин любит свою корову Мурку.

Найди в этом предложении слово из 3 слогов. Докажи. Раздели на слоги с хлопками. Повтор правила о слоге.

Диктант.

Она даёт ему молоко.

– Чем полезно молоко?

Итог урока.

Коту Матроскину очень понравилось, как вы работали на уроке. Он к нам обязательно ещё придёт. Мне тоже понравилась ваша работа, молодцы. А вам урок понравился?

Давайте ещё раз вспомним, что мы знаем о слоге.

– Что такое слог?

– Сколько гласных в слоге?

– Значит, сколько гласных в слове, столько и …

-Сколько может быть в слове слогов?

– Если в слове 5 гласных букв, сколько в нём слогов?

– А бывает ли, чтобы в слоге была только одна буква? Она обязательно должна быть гласной.

Домашнее задание.

Упр.106 с. 46 ( распределить слова в три столбика по количеству слогов), повторить правило с.43.