Ветер

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цели и задачи:

  • Повторить определение выученные на прошлых уроках по теме "Атмосфера".
  • Сформировать понятие "ветер" и разобрать причину его образования.
  • Познакомить с приборами, определяющими направление ветра.
  • Выявить связи между причиной образования ветра и разницей в атмосферном давлении.
  • Дать представление о бризах и муссонах
  • Объяснить (информационно) состав приёма построения "роза ветров" и (если остаётся время) попрактиковаться в определении по "розе ветров" преобладающего направления ветра.
  • Положительное и отрицательное влияние ветра на природу и деятельность человека.

Оборудование:

Ученики: учебник, тетрадь, листы с начерченными таблицами и заданиями на урок и домашнее задание.

Учитель:

- конспект урока, листы для проверки домашнего задания;

- ребусы с названием ветров;

- стихи о муссоне;

- информация о ветре в "Великой книге географии";

- иллюстрации флюгера, башни ветров, флага с изображениями флюгера;

- схема ветров "бриз" и "муссон".

Ученики-архивариусы:

- 2 папки "учёных мужей";

- мантии.

Ученики-путешественники:

-вьетнамские шляпы;

- шорты и майки;

- тулупы, ласты, очки для бассейна, ушанка, авоська с зонтиком и галошами.

ПЛАН УРОКА.

  1. Организационный момент.
  2. Повторение. Проверка домашнего задания.
  3. Новый материал.

А) Беседа с объяснением понятия "ветер" и пример ветер-бриз.

Б) Инсценировка рассказа путешественников.

В) Рассказ о ветре муссоне.

Г) Заполнение сравнительной таблицы ветров.

Д) Ребусы - ветры разных государств и территорий.

Е) обсуждение положительного и отрицательного влияния ветра на погодные условия и его влияние на деятельность человека.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

(можно проверить в двух вариантах:

а) кроссворд пишется на доске, вопросы читаются учителем.

б) кроссворд раздаётся на листочках каждому ребёнку, а через пять минут собирается на проверку.)

КРОССВОРД (сетку кроссворда см в приложении № 1)

  1. Вес столба воздуха, который давит на площадь в 1 кв.см.
  2. Слой атмосферы, в котором воздух разряжен и отсутствует водяной пар.
  3. То, что в пустыне может быть +40 градусов ночью.
  4. Приборы для измерения температуры.
  5. В переводе с греческого "барос" обозначает ::
  6. Нижний слой атмосферы от поверхности Земли до высоты от 8 до 18 км.
  7. Прибор служащий для измерения атмосферного давления в походах ( лётчики).
  8. Прибор для измерения давления воздуха.

Составляют по данным температур среднегодовых, среднесуточных и т.д.

3. Новый материал.

1а) Подготовка к активной познавательной деятельности.

- Тему нашего урока вы узнаете из загадки:

"Вокруг носа вьётся , а в руки не даётся"

Без рук, без ног, а ворота открывает"

"Ему не спится днём и ночью
В любую щелочку проскочит.
Зимой холодный, тёплый - летом
Торопится куда-то ::. (ветер).

1б) Установка познавательной задачи.

Нам надо узнать, что такое ветер, почему он образовался и каким прибором измеряется. В этом нам будут помогать учёные архивариусы и путешественники.

1в) Усвоение новые знания.

- Чтобы ответить на вопрос, что же такое ветер, мы проделаем с вами простой опыт. Зажжём свечу, откроем дверь и посмотрим свечу сначала внизу дверного проёма, а потом вверху.

-Что мы увидели? (Пламя внизу идёт в класс, а наверху показывает направление из класса).

- Что такое ветер? (Это движение воздуха в горизонтальном направлении).

- ученик-архивариус даёт информацию о башне ветров.

В 1 веке до н.э. греческий астроном Андроник построил Башню ветров или Гороловый. Горельеф на каждой из 8 граней башни изображал бога ветра, соответствующего данному направлению ветра. Главный среди богов - Борей (северный ветер) и Нот (южный ветер).

- При изучении какой темы мы говорили о ветре?

При изучении темы течение. ( Течение - это перемещение воды в горизонтальном направлении, тип течения - ветровые).

- ученик-архивариус. В 1805 году английский адмирал сэр Френсис Бофорт, наблюдая за парусными судами, разработал шкалу измерения силы ветра

На море. В последствии шкалу Бофорта приспособили и для использование на суше, она до сих пор служит метеорологам. Сила ветра по Босфору изменяется в баллах от 0 до 12: 0баллов - штиль, 1балл - тихое дуновение,

2-лёгкий ветер, 3- слабый ветер, 4- умеренный ветер, 5 -свежий ветер, 6- крепкий ветер, 7 - сильный ветер, 8- очень сильный ветер, 9- шторм, 10-сильный шторм, 11 - жестокий шторм, 12 - ураган.

- А кто может сказать, что является причиной возникновения ветра?

- Это разница в атмосферном давлении над разными участками земной поверхности.

-Почему АД не везде одинаковое? Для этого мы прочитаем параграф учебника на странице :

1г) Работа с учебником.

- рассмотрим ветер бриз и его образование.

День - с моря на сушу.

Ночь - с суши на море

Чем больше разница в атмосферном давлении между сушей и морем. Тем быстрее перемещается воздух, тем сильнее ветер.

1д) Работа в тетради.

Бриз ночной Бриз дневной
Суша остывает быстрее чем вода

Воздух уплотняется

Суша нагревается быстрее, чем вода

Воздух расширяется,

Поднимается вверх т.к. становится легче

Растекается в стороны

Воздух становится меньше и давление понижается

(иллюстрация бриза)

2а) Инсценировка путешественников. Стихотворение о муссонах.

Есть на свете ветер странный
По фамилии муссон:
В южных странах постоянно
С океана дует он.

Из-за этого муссона
В Бирме только два сезона
Там стоит полгода сушь,
А полгода льёт, как душ.

Объясняется погода
Там примерно раз в полгода:
Ждите все сезон дождей:
Вот погодка у людей!

А у нас-то жуткий холод,
То жара, то дождь, то град.
И погода в день раз сорок
Объявляют невпопад.

И гуляя в день хороший,
Если человек не глуп,
Он берет с собой калоши,
Зонтик, плавки и тулуп.

Всё у нас не постоянно.
Сквозняки со всех сторон.
Даже слышать людям странно
Про какой-то там муссон.

2б) Рассказ. Муссон - это ветер, который дует два раза в год: зимой дует с материка в море, а летом - с моря на материк. У нас на территории России такой ветер можно наблюдать на Дальнем Востоке.

2в) Мы с Вами сейчас познакомились с двумя видами ветра: бризом и муссоном. Но ветер носит разные имена. Это зависит от рельефа и народности, которая занимает данную территорию.

Некоторые из них вы должны будите отгадать сами.

  • Виразон - Чили, Тихий океан
  • Леванто - Канарские острова
  • Брева - Италия
  • Пурга - Россия

2г) Обсуждение значения ветра.

- Названий ветра много, назову лишь два из большого количества: ураган и торнадо. Что с собой несут эти ветра? ( Торнадо и ураган несёт с собой разрушение и человеческие жертвы).

- Поэтому люди изучают и измеряют ветер.

- С помощью какого прибора измеряли ветер и узнавали его направление ?

(С помощью флюгера).

Ученики-архивариусы.

Возможно, старейшим из метеорологических приборов является флюгер, показывающий направления ветра. В странах, исповедующих христианство, флюгарку обычно делают в виде петуха. Такие флюгеры впервые появились на крышах христианских храмов в 9 веке. Они напоминали о крике петуха, послежовавшем после троекратного отречения апостола Петра от Христа. К сожалению, сегодня их символическое значение по большей части забыто.

- А вот на море определяли направление ветра по вымпелу. В средние века аналогичные красочные вымпелы развевались над полями сражений. Прежде, чем пустить стрелу, лучники, определяли, в каком направлении дует ветер.

4. Первичное закрепление знаний.

Самостоятельная работа страница 129-130. Какое значение положительное и отрицательное имеет ветер ( в таблице).

5. Итог урока.

- О каких ветрах мы говорили на уроке?

- Что можно сказать о бризах?

- Что можно сказать о муссонах?

- Какое влияние имеет АД для образования ветра?

6. Домашнее задание.

Параграф 38 страницы 127-132. Найти отрывки и стихотворений, описывающие разную силу ветра.

Творческое задание:

1. Почему атмосфера Земли имеет голубую окраску? Часто говорят голубое небо. А почему оно голубое?

2. Италия - сапог, Великобритания - дама с зонтиком. А что ещё необычного рисуют, нам очертания на географической карте?