Использование материалов рабочих листов на уроках истории. 10-й класс

Разделы: История и обществознание


С такими видами учебных пособий и методических материалов работает учитель истории?

Материалы УМК

Учебник Рабочие тетради к учебнику Хрестоматия Исторические карты Контурные карты Тесты Печатные методические пособия для учителя ЦОР

В данное время, когда учащиеся 11 классов сдают итоговый экзамен в формате ЕГЭ, работа на уроках с листами "Рабочей тетради" занимает на уроке и при подготовке домашнего задания особое и важное место.

Практически ко всем учебным курсам истории разными издательствами изданы рабочие тетради. Все эти учебные пособия объединяет общее:

Рабочая тетрадь.
Что это Для кого Как Зачем Решает педагогические задачи
система текстов, статистической, графической живописной информации, вопросов и заданий Задания, обращены к ученику В процессе выполнения предложенных заданий, ученик, работая самостоятельно качественно и количественно

преобразовывает информацию

В результате этого обретает новые знаний, умения и навыков формирование исторического мышления за счёт применения источниковедческого, историографического, методического и подходов

Учитель современной формации, активно использующий возможности компьютера и Интернета, изменяет технологию образовательного процесса. Большой положительный результат дает организация уроков с использование рабочих листов, которые составляет сам учитель. Он выступает и как педагог (каждый класс - уникален), как методист (важен положительный результат), как художник и полиграфист (рабочий лист - уникален по оформлению и подборке материалов).

Организуя работу на уроке с рабочей тетрадью, учитель решает несколько педагогических задач:

Обучения. Психологической поддержки. Организации учебного процесса. Контроля. Организации дистанционного обучения.
Формирование предметных знаний и общеучебных умений. Развитие внимания.

Работая над выполнением специальных заданий, ученик развивает мышление.

Вести записи нужно аккуратно, чётким подчерком, ведь при повторении необходимо обратиться у материалу. Контроль знаний и умений возможен на всех этапах урока или определённых этапах урока.

Задания сгруппированы в логические блоки.

Учитель, используя электронную почту или пространство сайта (учителя или образовательного учреждения), помогает учащемуся, который не посещает занятия, осваивать учебный материал.
    При систематической работе по решению заданий рабочего листа, идёт формирование навыков самоконтроля.   При систематической работе по решению заданий рабочего листа, идёт формирование навыков самоконтроля.

Рабочий лист может включать материалы: тесты, логические схемы, опорные конспекты.

Поэтому виды рабочих листов бывают:

Информационные. Тестовые. Интегрированные.
Предложенные материалы помогают при изучении нового материала.

Включены карты, исторические картины, отрывки из документов.

Задания, подобные заданиям ЕГЭ (А,В,С), контурные карты. Листы включают:
  • материалы для поверки, изученного ранее,
  • опорные материалы для записи изучаемого материала,
  • задания для самостоятельной работы.

Примерная структура интегрированного рабочего листа:

Материал на повторение изученного на прошлом задании.
Краткий информационный материал по новой теме.
Задания для самостоятельной работы: типовые, развивающие и творческие задачи и упражнения.
Обобщение и заключение по каждой теме урока: выводы, контрольные вопросы.

Достоинства авторских рабочих листов и в том, что:

  • Учитель учитывает состав класса, уровень его подготовки;
  • При составлении рабочих листов есть возможность включать задания разного уровня и вида;
  • У учителя, ведущего в классе, также уроки обществознания, есть возможность интеграции материала;
  • Учитель создаёт пакет рабочих листов;
  • Учитель может, комбинируя или заменяя задания на листах, использовать материал на уроках повторения;
  • Материалы рабочих листов легко преобразуются в материалы презентаций в формате Power Point.

На каком этапе урока используется рабочий лист:

Этап урока. Вариант задания. Тема, параграф.
Повторение изученного на прошлом уроке. Подберите слова по теме "Восточные славяне. Киевская Русь". В них должна быть одна из предложенных букв.

Р

У

С

Ь

П.2
Тест. Соотнести имя, дату, событие.

Рюрик

945 год

Гибель во время сбора дани

Олег

957 год

Поход на Царьград и подписание ыгодного для Руси торгового договора

Игорь

862 год

Начало княжения в Новгороде

Ольга

907 год

Поездка в Царьград и принятие православной веры

Найдите лишнее имя или год в ряду. Свой выбор объясните

Рюрик, Игорь, Ольга

Лишнее имя

Лишнее имя

Лишнее имя

862, 941, 944 год

Лишняя дата

Лишняя дата

Лишняя дата

П.3.
Изучение нового материала. Южное направление внешней политики
  • год
  • направление
  • действия
  • итоги

"Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае - ибо там середина земли моей, туда стекаются все блага: из Греческой земли - золото, паволоки, вина, различные плоды, из Чехии и из Венгрии серебро и кони, из Руси же меха и воск, мед и рабы".

Почему Святослав, оставив стольный Киев, "хочет жить в Переяславце на Дунае"? Чем его не устраивал Киев?

П.4.
Схема. Факторы, обусловившие кризис Римской республики.

Господство Рима над Средиземноморьем стало беспредельным.

Всеобщая история

П.10

Таблица. Народы Европы в начале н.э.

Численность населения

Названия народов - соседей римлян, территории расселения

Климат Центральной и Восточной Европы.

Занятия населения

Общественный уклад варваров

Всеобщая история

П.11

Документ. ":Набрав с собой много воинов: варягов, чуди, словен, мерю, кривичей, и пришёл к Смоленску с кривичами, и взял город, и посадил в нём мужа своего. Отправился вниз, и взял Любеч, и посадил мужа своего. И пришли к горам Киевским, и узнал: что княжат здесь Аскольд и Дир. И спрятал он одних воинов в ладьях, а других оставил позади себя, а сам подошёл к горам, неся малолетнего Игоря:" П.3.
Проблемные задания. Княгиня Ольга в отместку за убитого древлянами мужа длительное время проявляла чудеса жестокости: закапывала живыми послов, сжигала их в бане, хитростью подожгла и уничтожила вместе с жителями столицу древлян Искоростень и т. д. И, тем не менее, Ольга Православной церковью канонизирована.

Почему?

П.4.
Закрепление. Значение крещения Руси.

Составьте тезисы своего ответа

П.5

Технические и организационные вопросы.

Подготовка учителем рабочих листов. Тиражирование рабочих листов.
Знание особенностей учебников для базовой и профильной школы Ксерокс или принтер в кабинете
Знание материалов ГИА и ЕГЭ (кодификатор) 1 тема урока - 1 печатный лист
Использование учителем дополнительного времени для подготовки листов  
Ученик ведёт папку, в которой и хранятся листы (Портфолио работ)  

Рабочие листы делаются в программе Word, в таблицу вставляются фото, карты, иллюстрации, добавляются задания.

рисунок задание

Источником новой информации являются копии тех картин, гравюр, икон, фотографий, которые не использованы авторами учебников, но интересны для изучения.

Я надеюсь, что такая форма работы с использованием авторских листов даст положительные результаты, уроки истории станут ещё интереснее и я, как учитель, поднимаюсь на новую ступень педагогического мастерства!

Приложение:

Мною сделаны рабочие листы к учебнику Н.В.Загладина "Всемирная история с древнейших времен до конца ХIХ в."

Приложение. Тема занятия.
Приложение 1. Первые государства Древнего мира.

Предпосылки возникновения первых государств.

Приложение 2. Города - государства Греции и Италии.

Античная Греция.

Приложение 3. Война за независимость в Северной Америке.
Приложение 4. Урок итогового повторения.

Рабочие листы к учебнику "История России с древнейших времён до конца XIX века", Сахаров А.Н.: Учебник для 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений.

Приложение. Тема занятия.
Приложение 5. Восточные славяне в 5-7 веках
Приложение 6. Восточные славяне в 8-9 веках
Приложение 7. Первые русские князья
Приложение 8. Правление Святослава
Приложение 9. Культура Руси 10 - начала 13 в.в.

20.03.2011