Получение и применение водорода

Разделы: Химия, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (20 МБ)


Место урока - Урок 3, по теме №3 “Водород”

Тип урока: комбинированный.

Содержание урока отобрано в соответствии с общеобразовательной программой и государственным стандартом, нацелено на развитие индивидуальности ученика.

Цель: создать условия для формирования учебной, коммуникативной компетенции через освоение знаний по составлению уравнений реакций, способов получения водорода, развитие умений работать самостоятельно, логически мыслить, что будет способствовать воспитанию моральных качеств личности.

Задачи:

  • Организовать деятельность учащихся для получения знаний о способах получения водорода и его применения;
  • Формировать умения исследовательской работы, через химический эксперимент;
  • Развивать навыки самостоятельной работы с текстом, познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, логическое мышление;
  • Воспитывать уважительное отношение учащихся к мнению других, чувство товарищества, сопереживания.

Средства обучения и материалы:

  • Учебник “Химия – 8” под редакцией Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман, 2009 г.
  • Таблица “Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева”;
  • Мультипроектор;
  • Электронная презентация урока PowerPoint “Получение и применение водорода”;
  • Тест “Водород”;
  • Алгоритм составления уравнений получения водорода при взаимодействии кислоты с металлами.
  • Оценочный лист

Химические реактивы: Соляная кислота, серная кислота, магний, цинк, медь.

Учебно-методический комплекс под редакцией Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман, примерная программа основного общего образования по химии.

На уроке реализуется личностно ориентированный подход в обучении и элементы ИКТ на всех этапах урока.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учеников
I. Организационный этап Приветствую учащихся.

Отмечаю отсутствующих.

Организую внимание, объясняю, как работать с оценочным листом.

Отвечают на приветствие.
II. Контрольно-оценочный этап Выполнение теста “Водород” (слайд 1, приложение № 1).

Взаимопроверка (эталон ответа дан на экране – слайд №2).

Прошу обменяться тетрадями, проверить друг у друга работу по эталону, поставить оценки в тетрадь и внести их в оценочный лист. (Приложение № 2)

Диалог с учащимися:

– Какими физическими свойствами обладает водород?

– Какие самые распространенные соединения водорода вы знаете?

– Какую валентность в соединениях проявляет водород?

– Что, изучая водород, мы изучили?

– Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.

Решают тест.

Проверяют работу, заполняют оценочный лист.

 

 

Отвечают на вопросы.

III. Мотивационно-целевой Объявляю тему урока и записываю на доске: “Получение и применение водорода” (слайд №3)

Как вы думаете, какова цель нашего урока?

  • узнать (Что?)
  • понять (Что?)
  • научиться (Чему?)
  • закрепить (Что?)
  • зачем это надо?

Обращаю внимание на эпиграф урока, зачитываю его (слайд №4).

– Как вы думаете, почему я выбрала эти слова эпиграфом нашего урока (если ответа не будет, то я еще раз зачитываю эпиграф в конце урока и задам этот же вопрос).

Записывают тему урока в тетрадь.

Ответы учащихся.

 

 

 

 

Обращают внимание на экран, где записан эпиграф. Отвечают на вопрос.

IV. Организационно-деятельный этап – Если перед вами стояла задача – получить большое количество водорода, какое сырье вы бы выбрали и почему?

Формирую вывод по ответам учащихся и предлагаю записать уравнение реакции получения водорода из воды (слайд 4).

Рассказ учителя:

  • о промышленных способах получения водорода (слайд 5-6);
  • о лабораторных способах получения водорода;
  • обращаю внимание на рис. 42, 43;
  • какой вывод можно сделать по данному рисунку.

На экране – слайд с вопросами, на которые учащиеся должны ответить после просмотра фрагмента видео опыта (слайд №7).

– Каким методом можно собрать водород?

- Почему нужно собирать водород в перевернутый вверх дном сосуд?

– Как можно обнаружить, что продуктом реакции является водород?

– Почему нужно проверять водород на чистоту?

Просмотр опыта “Получение и собирание водорода, проверка водорода на чистоту”. (http://school-collection.edu.ru,).

Просмотр опыта “Взрыв водорода с кислородом” (http://school-collection.edu.ru).

Диалог с учащимися (слайд 7):

– Каким методом можно собрать водород?

– Как можно обнаружить, что продуктом реакции является водород?

– Почему нужно собирать водород в перевернутый вверх дном сосуд?

– Почему нужно проверять водород на чистоту?

Сообщение учащегося о гремучем газе.

Работа в парах по выполнению химического эксперимента (слайды 9-10).

Напоминаю технику безопасности при выполнении химического эксперимента (слайд 8).

Выполнение химического эксперимента.

Задание: проведите реакции между различными кислотами и металлами. Наблюдения и выводы оформите в виде таблицы (слад 9)

Проверка таблицы по эталону (слайд 10).

Вывод: Для получения водорода можно использовать любую кислоту (кроме HNO3, H2SiO3) и металлы, стоящие в ряду активности до водорода.

Демонстрирую слайд, показывающий, как правильно составить уравнение реакции (слайд №11)

Составление уравнений реакций (слайд 12 и приложение №3).

Организую помощь в составлении реакций.

Проверяю правильность написания уравнений реакций, демонстрирую слайд №13.

Применение водорода (слайд 14)

Ответы учащихся: “Вода”.

Записывают в тетрадь.

 

 

 

Рассматривают рисунок и делают вывод.

Читают предложенные вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

Просматривают фрагмент видео опыта, делают запись в тетрадь.

 

Ответы учащихся.

 

 

 

Слушают.

 

 

Выполняют работу и заполняют таблицу.

 

 

Проверяют заполнение таблицы и пишут вывод в тетрадь.

 

 

Читают приложение и составляют уравнения.

 

Самостоятельная работа, записи в тетрадь. Вносят баллы в оценочный лист.

Самостоятельная работа с учебником, затем демонстрация слайда.

V. Рефлексивно-оценочный Самостоятельная работа. (слайд 15).

Взаимопроверка. Предлагаю поменяться тетрадями и проверить друг у друга работу, внесите итоги работы в оценочный лист.

Для проверки демонстрирую слайд №16.

Выводы (слайд 17)

Выполняют самостоятельную работу.

Меняются тетрадями, подводят итоги.

VI.Домашнее задание Параграф 26, задание 11, творческое задание “Почему водород называют топливом будущего?”

(слайд 18)

Записывают домашнее задание
VII. Подведение итогов урока Обращаю внимание учащихся на эпиграф урока (слайд 19) и вновь задаю вопрос:

– Почему эти слова взяты эпиграфом сегодняшнего урока.

– Что вы узнали сегодня на уроке?

– Что мы сегодня изучили?

– Какой основной способ получения водорода в промышленности вы узнали?

– Какой лабораторный способ получения водорода вы узнали?

– Почему нужно проверять водород на чистоту?

А сейчас давайте подведем итог вашей деятельности на уроке – оцените свою деятельность на уроке по 4 бальной системе:

  • Если активно участвовали – 4 балла.
  • Если ответили 2 вопроса – 3 балла.
  • Если ответили на 1 вопрос – 2 балла.

Подсчитайте общее количество баллов

  • Если вы набрали 17 – 20 баллов – вы успешный ученик.
  • Если вы набрали 14 – 17 баллов – вы хороший ученик.
  • Если вы набрали менее 14 баллов – вам надо подтянуться.

Карточки, приложения и оценочные листы сдайте.

Рефлексия:

  • Если вам было хорошо на уроке, и вы все поняли, поднимите зеленый кружок.
  • Если у вас не все получалось, но вы очень старались – желтый кружок.
  • Если вы нуждаетесь в помощи товарища или учителя поднимите красный кружок.

Спасибо всем за работу.

До свидания.

 

Ответы учащихся.

 

Ответы учащихся.

Литература.

  1. Учебник “Химия – 8”, под редакцией Г.Е. Рудзитис, Ф.Г. Фельдман, издательство “Просвещение”, 2009
  2. Газета “1 сентября”
  3. Химия 8, поурочные планы. Автор –составитель С.Ю.Дибленко, издательство “Учитель”, Волгоград, 2003
  4. http://www.school-collection.edu.ru