Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]. 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (995,3 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Тип урока: урок изучения нового материала

Цели:

Обучающие:

  • познакомить учащихся с правописанием букв “ы-и” после “ц”;
  • научить правильно обозначать орфограмму в различных частях слова;
  • расширить лексический запас учащихся.

Развивающие:

  • развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, классифицировать, обобщать;
  • развивать орфографическую зоркость и умение оценивать свою деятельность и деятельность товарищей.

Воспитывающие:

  • поддержать интерес к урокам русского языка;
  • воспитывать чувство коллективизма при групповой работе.

Оборудование:

  • “Русский язык. 3 класс. 1 часть” С.В. Иванов и другие, Москва, “Вентана – Граф”, 2009 г.
  • Рабочая тетрадь “Пишем грамотно. 3 класс. 1 часть” С.В. Иванов и другие, Москва, “Вентана – Граф”, 2009 г.
  • Карточки планирования УД
  • Карточки со словами индивидуальные
  • Схемы по алгоритму.
  • Тест, ключ к тесту.
  • Необходимое аппаратное и программное обеспечение (компьютер, проектор, доска, презентация для изложения нового материала).
Этап урока. Деятельность учителя. Формы, приемы, методы. Деятельность учащихся.
I. Организационный момент. Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть. Сегодня необычный урок русского языка для вас и для меня. Поприветствуйте гостей. Не стесняйтесь, отвечайте. Я желаю вам успехов в изучении нового материала. Надеюсь на ваше понимание и сотрудничество.

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, мысленно пожелайте друг другу успеха.

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работать будет старательно,
Слушать будем внимательно.

Покажите мне сигнальную карточку, какое у вас сейчас настроение.

Желтый – “мне хорошо”.
Красный – “мне тревожно”.
Синий – “мне грустно”.

Фронтальная работа. Приветствие учителя и гостей.

 

Хором проговаривают слова.

 

 

 

 

Показывают цветовую карточку настроения.

II. Изучение нового материала.

Постановка учебной проблемы:

– На доске записаны пары слов, прочитайте их.

цирк – цырк
синици – синицы
станция – станцыя
цыган – циган

– Почему слова записаны парами?
– А у вас в данный момент запись этих слов вызывает затруднение? Почему?
– А в каких частях слова неясное написание и после какого именного звука?
– Как вы думаете будет называться тема сегодняшнего урока?
– Поделитесь мыслями, чему мы можем научиться на этом уроке?
– Давайте запишем тему урока в тетрадь.

Проблемная ситуация.

 

 

Побуждающий диалог.

 

Фронтальная работа.

Дети читают про себя.

 

 

– Можно предположить, что какие-то слова записаны правильно, а какие-то нет.
– Мы не знаем как правильно писать эти слова.
– В корне, в окончании после звука [ц].
– Обозначение звука [ы] после звука [ц].
– Писать буквы ы – и в корне, окончании слов

Планирование УД. – Давайте составим план изучения новой темы.
– Кто желает на доске обозначить последовательность нашей работы, используя карточки?
Фронтальная работа.

 

Желающий пытается выставить план действий.
Работа с грамматическим материалом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

– Перед вами на доске записано 3 столбика слов:
Цирк
Циркуль
Цифра
синицы
скворцы
птенцы
милиция
акация
станция

– Прочитайте слова первого столбика
– В какой части слова орфограмма? Обозначьте.

– Что заметили?

Найдите нужную схему.

– Прочитайте слова второго столбика
– В какой части слова орфограмма? Обозначьте.

 

– Что заметили?
Найдите нужную схему.

 

– Прочитайте слова третьего столбика.
Что заметили? На что оканчиваются эти слова?

– Звук [ы] какой буквой обозначается?

Наблюдение.

 

Частично-поисковый.

 

 

 

Опорный сигнал.

 

 

Частично-поисковый.

 

Опорный сигнал.

Частично-поисковый.

Читают слова.

 

– В корне слова. (Обозначает один человек на доске, остальные на своих карточках)

– В корне после ц пишется буква и. (Прикрепляет схему ци.)

– В окончании слова. (Обозначает один человек на доске, остальные на своих карточках.)

– В окончании после ц пишется буква ы.

(Прикрепляет схему цы.)

– Все слова оканчиваются на ция.
– Буквой и.
(Прикрепляет схему цИя.)

Выведение правила. – Посоветуйтесь с соседом и попытайтесь сделать вывод , в каком случае пишется после ц – ы, а в каком – и? Работа в парах. (Пытаются сформулировать правило.)
Ответы.
Работа с правилом.

 

 

 

 

 

 

Работа со словарем.

– Давайте в учебнике на с. 102 прочтем правило, правильно ли мы его сформулировали, не пропустили ли чего?
– Да, действительно во многих правилах русского языка есть исключения.
– Чтобы легче запомнить слова исключения, предлагаю вам такую чистоговорку:

Цыган на цыпочках цыпленку цыкнул “цыц”!

– Значение, каких слов непонятно?
– Кто сможет объяснить, что значит “цыкнул”?

Цы́кать (разг.)прикрикивать на кого-л., что-л. (обычно при приказании прекратить что-л. или при выражении какой-л. угрозы).

Работа с учебником.

Частично-поисковый.

Наблюдение.

Фронтальная работа.

Работа с источником информации.

Чтение правила в учебнике, нахождение неохваченного материала.

 

Проговаривают вслух.

– Что значит цыц? Цыкнул?

 

Составление алгоритма. – Итак, определим по шагам, какие операция мы проводим? Фронтальная работа. 1. слышу [цы];
2. разбираю слово по составу;
3. если слог в корне и слово не исключение , пишу ЦИ, если исключение – пиши ЦЫ;
4. если буква после ц – окончание – пишу Ы;
5. если слово на ЦИЯ – пишу И.
Физкульт-
минутка
– А сейчас мы с вами отдохнем.

Мы ребята – молодцы!
Укрепляем мышцы,
Разминаем пальцы,
Упражненье “Ножницы”,
Прыгаем на цыпочках,
Как цыплята пикаем,
Мы глазами поморгаем
И работать продолжаем.

Коллективно. Выполняют упражнения по стихотворению.
Актуализация знаний. _ Кто в цирке был? Кому нравится цирк?

1) Диктант в стихах.

Цыпленок в цирке выступал,
Играл он на гитарах,
На мотоцикле разъезжал,
И цифр он знал немало.
Он из цилиндра доставал
Морковь и огурцы.
И только одного не знал,
Где пишут цы и ци.

2) Проверить себя каждый может, выполнив маленький тест
– Кто не допустил ошибок? -Молодцы!

3) Работа в рабочих тетрадях: № 3 (самостоятельно)
– Кто не допустил ошибок? -Молодцы!

Фронтальная работа.

Выборочный диктант.

Практическая работа.

 

 

Индивидуальная работа.
Самоконтроль.

Оценивание
Взаимоконтроль
Оценивание.

 

 

Записывают в тетрадях и объясняют, проверяют.

 

 

 

Выполняют, проверяют, оценивают себя.

Выполняют, проверяют в паре, оценивают друг друга.

Итог урока. Всю ли работу мы выполнили?
Достигли ли мы поставленной цели?
Что нового узнали?
Кому было легко? Трудно?
Где нам пригодятся эти знания?
Фронтальная работа. Отвечают на вопросы.
Экран настроения. Покажите мне сигнальную карточку, какое у вас сейчас настроение.
Желтый – “мне хорошо”.
Красный – “мне тревожно”.
Синий – “мне грустно”.
  Показывают карточку настроения.
Домашнее задание. Р. Т. № 1и № 3 (всем).
№ 2 (кто хочет преодолеть трудность).
– Так как у нас было мало времени узнать, что за народ цыгане , то задание еще сложнее для тех, кто желает найти сообщение по данной теме и рассказать на уроке окружающего мира.
  Записывают задание.
  Спасибо за урок!    

10.03.2011