Лесной комплекс России. 9-й класс

Разделы: География, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Тип урока: урок изучения нового материала с использованием ИКТ.

Форма организации работы учащихся: Фронтальная, групповая.

Цели урока:

  1. Образовательная: познакомить учеников со структурой лесной промышленности и ее проблемами.
  2. Развивающая: продолжить формирование навыков работы в группе, анализа статистических данных, умения делать выводы и устанавливать закономерности.
  3. Воспитательная: привести учеников к мысли о исчерпаемости ресурсов, необходимости их рационального использования и бережного отношения к природе.

Задачи урока:

  • актуализировать знания о лесах России, полученные в курсе 8 класса;
  • сформировать у учащихся представление о структуре лесопромышленного комплекса;
  • обратить внимание учащихся на проблемы лесного комплекса России;
  • показать необходимость бережного отношения к природе и рационального использования ресурсов.

Оборудование: мультимедийный проектор, раздаточный материал: рабочий листок и незаполненная схема лесного комплекса. (Приложение 1, Приложение 2)

Приветствие

Здравствуйте ребята! Сегодня нам с Вами предстоит познакомиться с новым межотраслевым комплексом.

Слайд № 1. Тема урока

Тема этого урока “Лесная промышленность России” тема урока у вас записана на рабочих листках.

<Приложение 1>

Положите их перед собой.

Актуализация знаний

Для того, чтобы разобраться в этой непростой теме, придется вспомнить то, что вы проходили в 8-м классе.

Слайд № 2. Типы лесов России

Посмотрите, пожалуйста, на карту. Мы с вами уже много знаем о лесах. Перед вами карта с подсказками. Глядя на нее, определим, какие типы лесов размещены на территории России и где они располагаются.

Ваша задача вспомнить их названия и определить район размещения.

Смешанные, субтропические, светлохвойная тайга, темнохвойная тайга, широколиственные, муссонные. (Ученики определяют тип леса по картинке и называют район их размещения.

Молодцы, ребята!

Изучение нового материала

Лес издревле воспевался человеком. О нем сложено множество стихов и песен. Но не только лишь красотой леса можно восхищаться. Сейчас я приведу пример стихотворения о лесе.

Привет тебе, приют свободы и покоя,
Родного севера неприхотливый лес.
Ты полон свежести все в тебе живое,
И сколько у тебя загадок и чудес.
Ты испокон веков сдружился с человеком:
Берет он для себя от щедрости твоей
Грибы и ягоды по солнечным просекам,
И пищу, и жилье, и мачты кораблей.

Вот такое описание леса дал замечательный поэт Всеволод Рождественский.

А теперь, прослушав это замечательное стихотворение, попытайтесь определить, какова роль леса в жизни человека.

Ученики отвечают

Совершенно верно. Какие только предметы не производятся из древесины! Посмотрите на экран

Слайд № 3 Изделия из древесины

Слайд № 4 Изделия из древесины

А) Лес – источник топлива, стройматериалов. Из древесины производятся мебель, лекарства и многое другое.

Б) Рекреационная функция

В) Санитарно гигиеническая и оздоровительная функции – создание благоприятных микроклиматических условий для здоровья людей в городских поселениях

Г) Лес – среда обитания 70% видов растений и животных, источник биологических ресурсов

Д) Водоохранная и защитная функции

Ученики записывают функции леса в рабочий листок.

Молодцы!

Итак, леса занимают 44, 7% территории России, или, примерно 1/5 всех лесов мира. Это приблизительно 766 млн га.

Равномерно ли размещены леса по территории России? – нет

Лес – наше богатство. Это мы знаем. Как и любое богатство, его надо беречь и считать. Для того, чтобы разобраться с количеством леса, ученые ввели показатель, называемый ЛЕСИСТОСТЬ.

Слайд № 5. Лесистость. Познакомимся с новым понятием. Лесистость – отношениние площади территории, занятой лесом к общей площади района.

Запишите себе, пожалуйста, это определение в рабочий листок.

Слайд № 6. Карта

Перед вами карта лесной промышленности. Пользуясь данной картой, выделите, пожалуйста, те регионы, в которых показатель лесистости наиболее велик.

Ученики называют регионы с максимальными показателями лесистости.

Слайд № 7 . диаграмма

Максимальными показателями обладают Иркутская обл., Приморский край, Костромская обл., Пермский край

Помимо лесоизбыточных регионов, которые мы с вами назвали, есть и лесодефицитные районы. Назовите их.

Калмыкия, Ставропольский край, Астраханская обл., Ростовская обл.

Итак, леса в России много, но весь ли этот лес пригоден для промышленного использования?

Слайд № 8. Запасы древесины

Оказывается, что нет.

25% труднодоступны.
– 25%.
13% приходится на гари и поляны.
– 13 %.
15% лесов являются особо ценными, например реликтовыми, поэтому вырубке не подлежат.

И что же у нас получилось?

– Подсчет

Проведя несложный подсчет, мы видим, что всего-то для промышленного использования остается 47% леса.

– Cтрашные цифры

А теперь немного статистики. На ваших рабочих листках приведены две диаграммы, одна касается лесозаготовки, а вторая – производства бумаги. Глядя на них, определите, какие регионы России являются лидерами по лесозаготовке и запишите вывод в листок.

Ученики записывают вывод в рабочий листок.

Слайд № 9. Структура лесного комплекса

Перед вами сложная схема лесного комплекса России.

<Приложение 2>

То же самое вы видите на экране.

Как и любой межотраслевой комплекс, лесной комплекс в общем, состоит из нескольких последовательных стадий, и главными из них являются добыча и переработка. Добыча – лесозаготовка, переработка – множество процессов, начиная с лесопиления и заканчивая производством мебели, бумаги и прочих необходимых нам вещей.

Слайд № 10. Карта

Взгляните на карту: предприятия лесного комплекса размещены по всей территории страны, но все же, присмотревшись повнимательнее, мы заметим некоторые закономерности.

Давайте вместе с вами вспомним, какие факторы влияют на размещение любого производства.

Для этого в легенде на ваших листках даны первые буквы названий этих факторов.

Кто может перечислить их? Сырьевой, потребительский, водный, энергетический, транспортный, экологический.

Молодцы!

В кабинете столы расставлены таким образом не зря. Следующее здание мы будем выполнять, разделившись на группы.

Задание заключается в следующем:

  • используя карты атласа, учебник, дополнительные материалы и собственный интеллект попытайтесь выделить основные факторы размещения той или иной отрасли промышленности и запишите их в кружочки так, как записано в легенде
  • дополните схему вашей отрасли видами ее продукции
  • используя учебник и атлас, приведите примеры центров данной отрасли
  • обоснуйте правильность размещения любого центра по выбору.
  • Через 5 минут один человек от группы должен будет выйти к доске, обозначить свои центры на контурной карте и обосновать местоположение одного из них. По результатам работы каждая группа получает оценку.

Ученики работают, выходят к карте и объясняют

А теперь давайте посмотрим, что получилось у меня

Слайд №11. Структура лесного комплекса

Часто случается так, что в одном месте сочетается сразу несколько факторов размещения, и именно в это месте можно разместить и лесопилку, так как имеются запасы спелой древесины, и рядом порт, то есть выгодное транспортное положение, недалеко находится крупный город, где возможен сбыт, например мебели… получается, что нужно размещать все эти производства. Безусловно, такое встретишь не часто, но бывает.

В таком случае, самым выгодным вариантом является строительство ЛПК –лесопромышленного комплекса.

Слайд №12 ЛПК

Давайте запишем определение: ЛПК – территориальное сочетание всех трех стадий производства: заготовки, механической обработки и химической переработки древесины, предприятия которого имеют тесные производственные связи.

Слайд №13 Крупнейшие ЛПК

Крупнейшие ЛПК: Усть-Илимский, Братский, Архангельский, Сыктывкарский

Ученики записывают примеры в рабочий листок

Слайд №14. Проблемы отрасли

Проблемы отрасли:

  • истощение запасов древесины, особенно в европейской части;
  • молевой сплав леса;
  • отходы в районах лесозаготовки;
  • вырубка по берегам рек приводит к их обмелению;
  • сброс в реки отходов целлюлозно-бумажных комбинатов;
  • нерациональное использование сырья (из 1 кубометра древесины в Финляндии производится 190 кг бумаги, в США 135, у нас – 29).

Как же решить такое множество проблем? Задача не из легких. Давайте рассмотрим некоторые из них.

Слайд № 15. Решение проблем отрасли

Это далеко не весь список мер, которые могут быть использованы для решения всего спектра проблем лесного комплекса.

Слайд № 16. Берегите лес

Закрепление (фронтальный опрос):

  1. назовите три стадии производства лесной промышленности
  2. назовите ведущий фактор размещения а) лесопилки б) мебельного завода в) целлюлозно-бумажного комбината
  3. Почему крупные ЛПК расположены в Братске и Усть-Илимске, Архангельске?
  4. Почему на дне некоторых рек образуются запасы древесины?
  5. Какие экологические проблемы стоят перед лесной промышленностью?

Домашнее задание: используя учебник и другие источники на рабочий листок выписать те меры, которые мы можем предпринять, чтобы сохранить наше главное богатство – лес.