Дополнительная образовательная программа "Кожаная пластика"

Разделы: Технология


Пояснительная записка.

Программа «Кожаная пластика» является программой художественно-эстетической направленности. Разработка и реализация программы стали результатом растущего интереса детей к художественно-эстетическому творчеству, применению натуральных и искусственных материалов в дизайне и декорировании различных предметов интерьера, бижутерии.

Вид программы – авторская программа, разработанная для образовательного учреждения дополнительного образования детей.

Актуальность, педагогическая целесообразность программы.

Любая деятельность ребенка содержит огромные возможности для выявления и раскрытия его «Я», а также дальнейшего развития. Знания и навыки, приобретенные в работе с бумагой и картоном, с тканью схожи с приемами работы с кожей (обрисовка, раскрой, аппликация, драпировка и многое другое).

Натуральная кожа – это универсальный продукт, созданный природой. Кожа – самый интересный материал для экспериментирования. Ее можно сминать, скручивать, драпировать, клеить, обжигать, плести и т. д. Из натуральной кожи можно изготавливать множество полезных и интересных вещей, которые станут хорошим подарком к любому празднику, украсят дом. От верхней одежды до бижутерии – таков диапазон «кожаной моды», но не менее популярна сегодня кожа в интерьере.

Для детей работа с кожей особенно интересна. Она приучает их быть более внимательными и ответственными, ведь им доверяют работать со спичками и свечой, с шилом, булавками, пинцетом.

Дети даже не подозревают, какую огромную пользу приносит им труд, когда они фантазируют и старательно вырезают элементы для будущей работы. А дело вот в чем. Когда ребенок режет кожу, он прилагает намного больше усилий, чем при работе с бумагой или тканью, тем самым сильнее развивает мышцы, массирует активные точки пальцев рук, благодаря чему улучшается работа всех органов ребенка, его самочувствие. К тому же кожа несет в себе массу положительной энергии, так как это натуральный материал.

Художественное проектирование любой вещи требует умений рисовать, моделировать из бумаги, картона, лепить. Точно также необходимо знание теоретических основ рисунка, цветоведения, композиции, декоративно-прикладного искусства, моделирования.

Выйдя из недр декоративно-прикладного искусства, дизайн в настоящее время во многом определяет внешний и внутренний вид изделий и конструкций, рекламы, мебели и многого другого. Особенность дизайна заключается в том, что каждая вещь рассматривается не только с точки зрения пользы и красоты, но и во всем многообразии ее связей в процессе функционирования.

Поэтому овладение основами искусства работы с кожей поможет раскрыть творческий потенциал ребенка и в тоже время обучить его технологическим приемам, овладение которыми может быть более широкое применение, позволит ему увереннее чувствовать себя в школе, и за ее пределами.

Отличительные особенности программы и новизна программы.

Программа «Кожаная пластика» по своим целевым установкам, структуре и содержанию отличается от традиционных программ изобразительного искусства и художественного труда. Эти отличия заключаются в большем, чем в традиционных школьных программах объеме практических занятий, самостоятельной работы обучающихся, в том числе и с литературой.

Прежде всего, в ее основе лежит интегративный подход, позволяющий отбирать все самое ценное и практически полезное из успешно действующих теорий и методов развития и обучения детей.

Программа носит много аспектный характер: ее реализация развивает у обучающихся тактильные ощущения, концентрацию внимания, цветоощущение, воссоздающее воображение, навыки проектирования и анализа своей деятельности, коммуникативные навыки парных и групповых взаимодействий, способствует мягкой социализации; творчеству, гибкости и самостоятельности мышления.

Новизна программы «Кожаная пластика» состоит в том, что она ставит и решает задачи обучения детей основам художественно-декоративного творчества с использованием приемов современного дизайна, дает возможность детям прикоснуться к глубинам истории кожевенного производства и стать творцом уникальных современных кожаных изделий.

Цель программы: формирование представлений о дизайне изделий из кожи как специфической художественно-творческой деятельности человека.

Задачи программы:

1. Обучающие:

  • познакомить с историей кожевенного производства, свойствами, видами кожи;
  • обучать приемам работы с кожей;
  • создавать условия для формирования умений и навыков в художественном конструировании при работе с кожей.

2. Развивающие:

  • развивать интерес к творческому познанию и самовыражению;
  • развивать интерес и мотивацию к творческим усилиям и сотрудничеству в создании коллективных работ;
  • развитие и совершенствование индивидуального мастерства обучающихся;
  • развивать способности преобразования материала из одной формы выражения в другую, умение комбинировать элементы для получения целого, обладающего новизной.

3. Воспитательные:

  • формирование и развитие коммуникативных навыков;
  • нравственное воспитание;
  • формирование толерантного мышления.

Для реализации воспитательной задачи может быть создана отдельная группа обучающихся для проведения индивидуальных занятий, рассчитанная на 2-х часовое занятие в неделю.

Сроки реализации программы.

Программа рассчитана на 2 года обучения. Общая продолжительность обучения детей в группе постоянного состава – 320 учебных часов, в том числе:

  • в первый год обучения – 128 ч.;
  • во второй год обучения –192 ч.

Возраст детей:

  • 1-й год обучения – 11-12 лет;
  • 2-й год обучения – 13-14 лет.

Дети организуются в учебную группу постоянного состава. Для успешной реализации программы целесообразно объединение детей в учебные группы из 5-6 человек. Количественный состав обучающихся обусловлен следующими факторами:

  1. Технология обработки кожаных изделий требует от педагога концентрации внимания, так как каждый экземпляр изделия создаваемого ребенком сугубо индивидуален и требует особой проработки со стороны педагога (помощь в подборе материала, фурнитуры и других технических моментах).
  2. Работа с колющими и режущими инструментами, соблюдение воспитанниками всех правил техники безопасности (при обжиге деталей, гравировке, т. д.).

Формы и режим занятий.

Основной формой работы являются учебные занятия. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2часа с перерывами в 10 минут (в первый год обучения), для детей второго года обучения – 2 раза в неделю по 3 часа с перерывами в 10-15 минут. Продолжительность учебного часа равна 40 мин.

Теоретические занятия проводятся в соответствии с учебно-тематическим планом, на них изучаются различные темы по изучению основ рисунка, цветоведения, композиции, технология изготовления изделий из кожи, знакомятся со специальной литературой, изучают историю кожевенного производства.

Практические занятия проводятся только после того, как обучающиеся усвоят теоретическую часть и правила техники безопасности. На этих занятиях происходит усвоение практических навыков по изготовлению изделий из кожи.

В процессе реализации программы используются разнообразные формы занятий: беседа, практическая работа с индивидуальным консультированием обучающихся, конкурс, викторина, выставки и др. Для активизации познавательной деятельности обучающихся, развития их интереса к дизайну следует организовать экскурсии на выставки прикладного творчества, демонстрировать фотографии изделий дизайна и т. д.

Методика предусматривает проведение занятий в различных формах: групповой, парной, индивидуальной.

Групповые занятия позволяют педагогу подавать самый разнообразный материал, и являются традиционными для ребенка воспринимать информацию в системе «учитель-ученик».

Парное взаимодействие способствует, с одной стороны, развитию коммуникативных навыков (умению договариваться, уступать, выслушивать другого, понятно и убедительно излагать свои пожелания и требования, совместно решать проблемы, радоваться достижениям другого и т.п.), а с другой стороны, закрепление знаний, умений и навыков, полученных при групповой форме обучения.

Индивидуальные занятия предусмотрены как для детей, имеющих проблемы в обучении и развитии, так и для детей, опережающих своих сверстников.

Программа первого года обучения предусматривает в основном групповые и парные занятия, цель которых помочь уверенно чувствовать себя в различных видах деятельности. Предполагается, что у детей сформируется достаточный уровень умений и навыков работы с кожей. На этом фоне уже выделяются более компетентные, высоко мотивированные и даже профессионально ориентированные дети.

На втором году обучения это дает основание для проведения индивидуальных занятий, цель которых развитие уникального сочетания способностей, умений и навыков, и даже начальных профессиональных предпочтений.

Структура каждого занятия зависит от конкретной темы и решаемых в ней задач.

Содержание программы

Первый год обучения.

Раздел 1. Вводное занятие.

Ознакомление с учебным кабинетом, оборудованием, правилами безопасности труда и личной гигиены. Знакомство с содержанием программы, демонстрационными материалами. Экскурсия на выставку художественных изделий.

Раздел 2. Азбука кожаной пластики.

На что годятся кожаные вещи. История кожевенного производства. Знакомство с видами кожи и приемами обновления старой кожи. Знакомство с чудо-помощниками. Инструменты и материалы. Условия безопасной работы и правильная организация труда.

Секреты мастерства. Как восстановить старую кожу Основные приемы работы (обрисовка, раскраска, гравировка, драпировка и т.д.)

Практические занятия.

Отработка навыка организации труда (подготовка рабочего места, инструментов). Изготовление деталей из кожи, знакомство со способами крепления кожи. Знакомство с основными приемами работы: раскрой, обтяжка, драпировка, оплетка, термическая обработка кожи.

Раздел 3. Изделия на основе склеивания.

Тема 3.1. Аппликация.

Аппликация, как способ создания художественного изображения с помощью наклеивания или пришивания на основу разноцветных кусочков кожи и меха. Знакомство с видами аппликации (плоская и объемная).

Практические занятия.

Применение на практике умений обрисовки, раскроя и аккуратного склеивания деталей. Изготовление закладки для книг.

Тема 3.2. Цветовой круг. Гармония цвета. Контраст.

Что такое цвет. Значение цвета для человека. Знакомство с понятиями хроматические и ахроматические цвета, цветовой круг, холодная и теплая гамма цветов. Гармония цветов и контраст. Как получить хорошее сочетание цветов.

Практические занятия.

Игра-эксперимент соединение красок. Окраска кожи, знакомство с приемами окраски. Окраска под мрамор, батик, др. Изготовление объемных изделий наклеивание аппликации на основу (вазу, фужер, стакан). Отработка навыков декорирования кожей. Создание ваз «Осень», «Рыбки», «Фантазия».

Тема 3.3. Изделия на основе оплетки.

Что такое оплетка. Знакомство с видами оплетки (простая, двойная, перекрестная, венецианская).

Практические занятия.

Заготовка кожаных ремешков. Оплетка одним ремешком. Изготовление детского кошелька, подставки под стакан, футляр для ключей.

Раздел 4. От листочка до панно.

Тема 4.1. Цветы из кожи.

Знакомство с технологией изготовления цветов из кожи. Сравнение с цветами живой природы, строение цветка, стебля и листьев и т.д. Приемы цветоделия.

Практические занятия.

Отработка навыков работы с кожей. Драпировка (складки), скручивание, термическая обработка кожи (обжиг, подпаливание). Изготовление выкроек, лекал, сборка цветов – яблоневый цвет.

Использование изученных приемов для создания мини-картин «Цветущее дерево».

Изготовление разнообразных брошей «Бабочка», «Розочка». Изготовление заколок для крепления штор продолжает начатую тему и служит оттачиванию мастерства работы с кожей, развитию фантазии, аккуратности и экономии материала. Заколки для крепления штор «Букет» и «Листик».

Тема «Бижутерия из кожи. Браслеты» важна, так как девочки в любом возрасте ценят украшения, а сделанные своими руками помогут выделиться в кругу друзей. Различные виды браслетов. Составление эскизов браслетов. Работа с литературой в библиотеке. История браслета.

Практические занятия.

Кулоны и колье изготавливаются по предложенным педагогом образцам, а декорируют бусинами, стразами, мехом по своим замыслам.

Практические занятия.

Шкатулочки и подставки для косметических кисточек очень необходимые вещи. Изготавливаются из гофрированного картона, а затем обклеиваются кожей, украсить можно букетиком роз, листочками и стеклярусом.

Раздел завершает самостоятельная работа по замыслу детей, где дети сами разрабатывают и изготавливают модель из кожи.

Раздел 5. Кожаный дизайн.

Тема 5.1. Что такое дизайн.

Первые уроки дизайна. Знакомство с притчей о двух ремесленниках (возникновении дизайна). Введение в профессию дизайнера. Знакомство и историей возникновения дизайна в России и за рубежом. Виды дизайна (дизайн интерьера, ландшафтный дизайн, фитодизайн, дизайн одежды и т.д.).

Практические занятия.

Составление эскизов будущих панно. Изготовление декоративных ваз и бутылок. Овладение техникой – обжига кожи (термическая обработка кожи). Основой декорирования является аппликация из цветных кусочков кожи.

«Смородинка», «Ананас». Коллективная работа. «Желуди». «Морское дно».

Для проявления самостоятельности и развития творческой активности проводится «Урок фантазии». Детям дается свободный выбор тем, материалов для исполнения.

Итоговое занятие и выставка детских работ с приглашением гостей из других студий, родителей, классных руководителей. Ребята делают презентацию своих работ.

Второй год обучения.

Раздел 1. Вводное занятие.

Ознакомление с программой второго года обучения. Инструктаж по технике безопасности. Обзор новинок литературы о новых коллекциях из кожи.

Раздел 2. Азбука кожаной пластики.

Тема 2.1. Повторение приемов работы с кожей.

Повторение знаний и отработка навыков, полученных в первом году обучения: раскрой, окраска, обтяжка, термическая обработка кожи. Правила техники безопасности.

Практические занятия.

Изготовление заготовок для будущих работ: пуговички, шишечки, рулетики, бахрома, различные листочки.

Раздел 3. Предметы сервировки стола.

Беседа о сервировке праздничного и обеденного стола, о правилах поведения за столом. Изделия послужат украшением стола, напомнят о летнем отдыхе, поездке, поднимут настроение.

Практические занятия.

В работе по изготовлению подвесок, подстаканников, декоративных ваз дети увидят многоликую кожу с новой стороны, как произошло слияние двух, казалось бы, не совместимых ремесел – кожевенного и ювелирного ремесел.

Изготовление предметов сервировки стола продолжает начатую тему и служит оттачиванию мастерства работы с кожей, развитию фантазии, аккуратности и экономии материала

Раздел 4. Украшения в стиле винтаж.

Тема 4.1. Знакомство с базовыми приемами и инструментами.

Украшения в винтажном стиле сейчас на пике популярности. Кожа, декорированная бисером, бусинами и стеклярусом приобретает изысканный неповторимый вид, а украшения в стиле винтаж поражают воображение. На каждом занятии в теоретической части дети сами разрабатывают эскизы, делают зарисовки заколки для волос, нашейных украшений, браслетов и театральной сумочки. Педагог предлагает специальную литературу. Новым в этом разделе является отделка украшений, крепление застежек, работа с проволокой.

Практические занятия.

Создание петли из проволоки, как сделать навитую петлю, крепление ушка дети осваивают в результате неоднократных упражнений. После завершения работы по изготовлению бижутерии и аксессуаров в студии проводится дефиле с приглашением гостей из других студий, возможно участие в различных воспитательных мероприятиях.

Раздел 5. Объемные изделия из кожи.

Овладев методом изготовления из ненужных баночек оригинальных шкатулочек, дети смогут украсить свой стол, сделать подарок и т.д. В этом разделе программы педагог обращает внимание детей на то, что можно сделать из бросового материала, дать вторую жизнь вещам. В работе пригодятся баночки разной формы, размера, бутылочки от дезодоранта и шампуня и мн.др.

Практические занятия.

Изготовление и декорирование подсвечников, подставок для канцтоваров и косметических принадлежностей.

Урок-фантазия на свободную тему даст возможность детям проявить свои желания и умения.

Раздел 6. Объемные картины, панно и коллажи.

Раздел является завершающим в данной программе, так как он объединяет в себе все, чем овладели дети. Изготовление цветов из кожи, обработка, окраска кожи… Эскизы композиций для панно составляются детьми вместе с педагогом, подбираются в литературе. Делаются зарисовки схем композиций. Большое значение имеет фон, цветовое решение, выбранные пропорции. Эти понятия во многом знакомы детям, но следует повторить.

Практические занятия.

Дети пробуют себя в создании плоскостного и рельефного панно. Формы рамочек для панно могут быть квадратной, прямоугольной, круглой, овальной.

Предлагаются следующие названия панно: «Миниатюра с цветами», «Озорница», «Гармония», «Модерн», коллаж «Очарование».

Аттестационная творческая работа. Детям дается свободный выбор тем, материалов для исполнения.

Итоговое занятие и выставка детских работ с приглашением гостей из других студий, родителей, классных руководителей. Ребята делают презентацию своих работ. Подведение и обсуждение итогов. Награждение дипломами и грамотами. Поздравления всем участникам программы.

Раздел 7. Экскурсии.

Экскурсии планируются в музей народного творчества с. Кузедеево, передвижные выставки художников, мастеров народного прикладного искусства г. Новокузнецка. Знакомство с работами взрослых мастеров. Изучение стиля их работы в художественно- эстетическом направлении.

Посещение тематических выставок. Встреча с самобытными мастерами с. Кузедеево.

Раздел 8. Праздники. Празднично-игровая деятельность.

Воспитательные мероприятия проводятся с целью формирования умений и навыков подготовки, участия и проведения различных праздников в условиях учебной группы, в массовых мероприятиях Дома творчества.

Участие студийцев в народных, государственных, международных праздниках и праздниках дома детского творчества.

Учебно-тематический план

Ожидаемые результаты и способы их проверки.

После первого года обучения дети:

  • знают основы техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;
  • знают историю кожевенного производства;
  • знают, основные приемы создания изделий из кожи, правила их декорирования.

Умеют:

  • работать с инструментами, рационально организовывать свое рабочее место, аккуратно выполнять работу, оформлять готовое изделие.
  • выполнять эскизы, шаблоны, лекала;
  • пользоваться графическими средствами;
  • изготавливать полуобъемные изделия из кожи.

У обучающихся будут закреплены и развиты личностные качества:

  • терпение, настойчивость, желание добиться хорошего результата;
  • умение работать в коллективе;
  • отзывчивость и ответственность.

В результате второго года обучения будут сформированы и закреплены следующие знания, умения и навыки:

  • знание техники безопасности, правила безопасной работы с огнем;
  • знание технологии изготовления изделий из натуральной и искусственной кожи;
  • умение использовать природные и декоративные материалы в оформлении панно и коллажей;
  • умение самостоятельно составлять объемные композиции, панно, коллажи;
  • умение самостоятельно выбирать виды и способы оформления изделий;
  • владение профессиональной терминологией, соблюдая логичность и систематичность.

Получат дальнейшее развитие следующие личностные качества:

  • отзывчивость, умение помогать друг другу в процессе работы;
  • личная потребность в проявлении художественного вкуса;
  • интерес к творческому познанию и самовыражению.

Формы подведения итогов реализации программы.

В ходе реализации данной программы обучающиеся приобретают знания, умения и навыки на теоретических и закрепляют на практических частях занятий. Эти знания выявляются в устных ответах на каждом занятии, в беседе о данном предмете или теме, при обсуждении того, как обучающийся справлялся с заданием в процессе своей работы. Практические творческие навыки детей можно выявить только в процессе практической работы.

В конце каждого полугодия оформляются выставки работ обучающихся, на которых представлены работы, изготовленные детьми. Дети принимают участие в выставках – конкурсах декоративно-прикладного искусства.

Индивидуальная карточка учета результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе «Кожаная пластика»

Список литературы.

Литература для педагога:

  1. Бреннан Э. Украшения в стиле винтаж.- М.: Мир книги, 2008.- 75 с.
  2. Жадько Е.Г. Вазы, кашпо, декоративные бутылки.- Ростов - н/Д: Феникс, 2006.- 216с.
  3. Синеглазова М.О.Кожа. Предметы сервировки стола.- М.: Культура и традиции, 2000.- 40 с.
  4. Скребцова Т.О. Новая коллекция объёмных картин из кожи.- Ростов н /Д.: Феникс, 2006.- 170 с.
  5. Скребцова Т.О. Объёмные картины из кожи.- Изд. 4-е - Ростов н /Д.: Феникс, 2006.- 154 с.
  6. Ткаченко Т. Б. Изделия из кожи своими руками.- Ростов - н /Д.: Феникс, 2005.- 250с.
  7. Чибрикова О.В. Подарки к праздникам. Делаем сами. - М.: Эксмо, 2006.-80 с.
  8. Чиотти Донателла. Королевские украшения своими руками. - М.: Мир книги, 2007.-160 с.

Литература для обучающихся:

  1. Дольд Михаэла. Коллажи и картины.- М.: АРТ-Родник, 2007.-30 с.
  2. Жоуди Сюзане. Коллажи-картины.- М.: АРТ - Родник, 2007.-30 с.
  3. Ламмель Мартина. Знаменитые шедевры.- М.: АРТ – Родник, 2007.-32 с.
  4. Логунова Т. Первые уроки дизайна. - М.: Мозаика- Синтез, 2006.-16 с.
  5. Мангей Мария-Луиза. Картины из искусственных цветов.- М.: АРТ - Родник, 2007.-30 с.
  6. Черкизова Е. Е. Стильные штучки из кожи.- М.: АСТ- ПРЕСС КНИГА. – 96 с.
  7. Шулер Габриеле. Картины-фантазии. - М.: АРТ - Родник, 2007.- 32 с.