Острые чувства кризиса цивилизации в рассказе "Господин из Сан-Франциско"

Разделы: Литература


Цели: раскрыть философское содержание рассказа; развивать системность, самостоятельность мышления, потребность в познании, навыки самостоятельной работы, способность высказывать свою точку зрения и защищать ее.

Ход урока

Цели каждого этапа Учитель Ученик
Ц.1. Организация ситуации успеха

 

 

 

 

 

 

 

2. Актуализация понятий.

 

 

 

 

 

3. Ситуация "разрыва".

 

 

 

 

 

 

 

4. Самостоятельная поисковая работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Подвести к целостному восприятию и осознанию текста.

 

 

 

6. Социализация представлений и защита ответов на вопрос. Рефлексия.

 

7. Оценка, самооценка деятельности на занятии.

-Ребята, как вы понимаете слово цивилизация?

-  Что такое кризис?

- В настоящее время много говорят о ФИЛОСОФИИ, в разных ее проявлениях. Сегодня и мы постараемся раскрыть философское содержание нашего рассказа.

- Что такое философия?

- Как это слово переводится?

 

 

- Итак, в ходе сегодняшнего урока мы попробуем раскрыть мудрость данного рассказа.

- Для начала вспомните, в каком году был написан рассказ?

- Какие мировые события связаны с этим временем?

- Правильно, а почему господин именно из Сан-Франциско? Послушаем небольшое сообщение.

 

- А литература призвана отображать жизнь людей, особенно в переломные моменты.

РАБОТА ПО КАРТИНЕ

-Посмотрите на картину "Последний день Помпеи". Это полотно на уроке неслучайно. Недалеко от Катри, куда направлялся наш герой, есть вулкан Везувий.

- Чем он знаменит?

- Это тоже скрыто в контексте произведения и уже здесь Бунин закладывает философское звучание.

- Любая война, конечно же, является кризисом для цивилизации, для народа. Это и отразил автор в рассказе.

РАБОТА С ТЕКСТОМ

- В тексте много образов-символов, каково их назначение?

 

 

 

- Посмотрите на характер отношений "Атлантиды" и океана (согласие, несогласие)

 

- Посмотрите на жизнь на корабле, какая она?

-Что напоминает эта картина?

- Видите, идет переплетение социальных и философских проблем. Бунин показывает биполярность мира вообще. И затрагивает вечные проблемы: как соотносятся верхи и низы.

- Кто является представителем "верха"?

- Как его зовут?

- А раз нет имени, значит, нет человека. Он господин, в этом его суть.

- Зачитайте его портрет. Что в нем необычного?

- Что такое глаза?

- Какой сделаем вывод?

- Как вы думаете, что этим хотел сказать Бунин, показав жизнь богатого буржуя?

 

 

- Какой же вывод напрашивается?

- Как общество отнеслось к смерти господина?

-Ребята, подумайте, что напоминает пароход в этом рассказе?

- Хотелось бы вам жить в таком обществе, где вас помнят, пока вы живы и богаты?

- И за всем этим наблюдает природа. Как решается конфликт между человеком и природой?

- И здесь опять философская основа конфликта, который переплетается с социальным. Показываются бедные и богатые, что деньги отчуждают человека от природы.

- Здесь мы рассмотрим роль эпизодических героев (Лоренцо, горцы). Чем они заняты?

- Какой же философский вывод напрашивается, в деньгах ли счастье?

 

 

- И так же, как противопоставляются инструменты, противопоставляются и люди. Те, кто живет не по законам природы, искусственно, обречены на гибель, крах. Какой же основной философский замысел заложен в рассказе?

 

- Ну и подводя итог урока, хочется, чтобы мы обратились к эпиграфу, который в 1951 году был снят самим Буниным. "Горе, тебе Вавилон, город крепкий". С какой целью он был написан, и с какой убран?

 

 

 

 

 

- Размышления о жизни и смерти, о добре и зле.

- Оно состоит из 2-х корней фило-люблю, софия-что значит мудрость.

 

- В 1915году.

 

- Шла первая Мировая Война.

- В это время данный город прославился после "золотой лихорадки" гигантским развитием монополий, город захватил всю торговлю на Тихоокеанском побережье. А в 1906 году в Сан-Франциско произошло большое землетрясение, принесшее много разрушений и страданий.

 

- Уничтожил Помпею.

 

 

 

 

 

 

 

-"Атлантида", как Титаник - символ погибшей цивилизации, неустоявшей перед стихией.

Океан-символ стихии, природы.

Капитан-идол, страх.

Заглавный герой-он в названии, но без имени.

-"Атлантида" живет по своим законам: блеск, шум, богатые люди, цивилизация. Океан-бушует, свои законы.

- Автор показал, что люди на корабле живут в 2 ярусах: верх - богатые, низ - бедные.

- Рай и ад.

 

 

 

- Человек, едущий на Капри.

- У него нет имени, просто господин. Он сам себя называет господин.

 

- Нет описания глаз.

- Зеркало души.

- У героя нет души, он весь искусственный, но богатый.

- Деньги это не главное, и мы видим, что когда заглавный герой умер, то, несмотря на его богатство, его поместили вниз, к бедным.

- Смерть уравнивает всех, могущество господина оказалось призрачным.

- Жизнь продолжалась, про него забыли.

- Модель человеческого общества.

Ответы детей.

Работа детей с текстом.

 

 

 

 

 

- Они играют великолепную музыку на Божьем инструменте - волынке.

 

- Счастье не в деньгах, а в радости самого бытия. И волынка горцев, словно противопоставляется оркестру на корабле.

Наверное, главный философский замысел автора в том, что в будущем это приводит к великим катастрофам.

 

Ребята письменно отвечают на вопрос.