Урок истории в 9-м классе "Вологодская область в годы Великой Отечественной войны"

Разделы: История и обществознание


Цель урока: сформировать у учащихся представление о роли нашего края в борьбе с фашизмом.

Задачи:

  • познакомить учащихся с историей Вологодской области в годы войны, с подвигами вологжан на полях сражений и в тылу;
  • развивать умение работать с различными источниками информации, анализировать их, оценивать исторические события, аргументированно отстаивать свою точку зрения, организовывать свою работу в группе;
  • способствовать воспитанию патриотизма, чувства долга и глубокого уважения к землякам, боровшимся с фашизмом.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы и приемы:

  • индивидуальная, групповая, фронтальная работа;
  • анализ, обобщение, конкретизация;
  • самостоятельная работа;
  • дидактическая игра.

Предварительное задание: узнать о родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне.

Оборудование: листы с заданиями, карты "Великая Отечественная война", "Вологодская область", презентация о Героях Советского Союза, "Книга Памяти. Вологодская область. Нюксенский район", книги "Ветераны Великой Отечественной. Вологодская область. Нюксенский район", "Вологжане - труженики тыла. 1941-1945. Нюксенский район", "Вдовы солдатские. Вологодская область. Нюксенский район", тетради, фотография памятника Клубову А.Ф. (в книге "Вологда. История города"), презентация.

Ход урока

1. Организационный момент.

(Вступительное слово учителя.)

Учитель: Послушайте слова А.Н.Толстого: "Патриотизм - это не значит только одна любовь к родине. Это гораздо больше. Это - сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней". Граждане нашей страны подтвердили справедливость этих слов многократно. Особенно тесная связь личности и государства проявляется в трудные годы, годы войны. На последних уроках вы познакомились с самой жестокой и кровопролитной войной - Великой Отечественной, в которой приняли то или иное участие все граждане СССР. Не остались в стороне и жители Вологодской области, следовательно, и Нюксенского района, и нашей деревни.

План сегодняшнего урока написан на доске.

Прочитайте его и сформулируйте тему и цель урока. Запишите их в тетради.

2. Изучение нового материала.

Изучение первого вопроса мы проведем в форме лекции-гипертекста (методика работы в приложении №1). (Распечатки текстов в приложении №2)

Учитель:

Теперь выполните задания по тексту:

1) разделите текст на части, выделите главные мысли и дайте названия разделам, запишите их;

2) работа в группах:

над вопросами к тексту: подготовить 5-7 вопросов к тексту, на которые в тексте есть прямой ответ;

над вопросами по тексту: подготовить 3-5 вопросов по тексту, на которые в тексте нет прямого ответа.

Учитель:

Теперь вы познакомитесь с экономикой области в условиях военного времени, работая с текстами. Вы должны подготовить краткое сообщение по прочитанному материалу. (Учащиеся работают минигруппами, исследуя вопросы:

1гр. "Работа важнейших отраслей промышленности и транспорта", "Вологодская область- крупнейший военно-медицинский центр".

2гр. "На северной магистрали", "Будни колхозного крестьянства";

3гр. "Всенародная помощь фронту";

для всех групп "Цена победы. Демографическая ситуация в области к концу войны").

(Материалы для групп в приложении №3).

(После чтения учащиеся выступают с сообщениями.)

Учитель:

Ответьте на вопросы:

Охарактеризуйте деятельность СЖД, работу промышленных предприятий.

Почему, на ваш взгляд, победу в Великой Отечественной войне могло обеспечить только единство фронта и тыла?

Фронтовики нередко говорили, что войну выиграли раненые. Согласны ли вы с таким утверждением? Аргументируйте свой ответ.

Какие, на ваш взгляд, причины, помимо экстремальных условий военного времени, сказывались на материальном положении сельских тружеников?

Расскажите об инициативе трудящихся области в деле всенародной помощи фронту.

Назовите причины, по которым Вологодская область оказалась в числе наиболее пострадавших регионов.

Каковы социально-экономические и демографические последствия Великой Отечественной войны для нашего края?

Учитель:

Сейчас мы рассмотрим третий вопрос - "Наши земляки на фронтах Великой Отечественной войны".

Вологжан можно было встретить на всех фронтах. Они защищали Смоленск и Москву, Ленинград и Сталинград, Одессу и Севастополь, освобождали Киев и Минск, штурмом брали Кенигсберг и Берлин. Среди защитников легендарной Брестской крепости были уроженец Чебсарского района А.А.Виноградов, житель Грязовца С.К.Кувалдин, из Кубено-Озерского района - А.А.Скороходов.

Первыми в годы Великой Отечественной войны получили звание Героя Советского Союза три летчика 158-го авиаполка 39-й истребительной дивизии. Среди них был череповчанин М.П.Жуков. 30 июня 1941г. он вогнал вражеский самолет в пике, и тот рухнул в озеро. Впоследствии младший лейтенант Михаил Жуков сбил еще несколько вражеских машин, совершил 259 боевых вылетов. Погиб наш земляк 12 января 1943г. на Ленинградском фронте.

24 августа 1941г. в боях под Новгородом роте 125-го спешенного танкового полка преградил путь огонь вражеского пулемета. И тогда политрук роты, бывший токарь Вологодского паровозоремонтного завода, Александр Панкратов закрыл амбразуру своим телом. В истории Великой Отечественной войны это был первый пример такого самопожертвования.

В начале августа 1941г., когда советские войска вынуждены были отступать, решено было доказать всему миру, что заявления руководителей фашистского государства о разгроме Красной Армии явно преждевременны. Именно в эти дни уроженец Кирилловского района командир авиаполка Балтийского флота полковник Е.Н.Преображенский и его боевые товарищи повели свои самолеты в глубокий тыл противника, чтобы сбросить бомбы на фашистскую столицу. Поставленная задача была успешно выполнена, и летчики без потерь вернулись на базу. В этом и последующих рейдах на Берлин вместе с Е.Н.Преображенским участвовали майор В.К.Щелкунов из Великого Устюга и уроженец Череповецкого района майор В.И.Малыгин. Все они были удостоены звания Героя Советского Союза.

С первых дней войны умело воевал в составе гвардейского истребительного авиационного полка уроженец Вологодского района А.Ф.Клубов. Боевая машина летчика, затем командира звена и, наконец, командира эскадрильи шла в бой под Моздоком и Яссами, на Днепре и Висле. На Южном, 1, 2 и 4-м Украинском фронтах капитан Александр Клубов сбил лично 31 самолет противника и 19 в групповых боях. 13 апреля 1944г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза. За свои подвиги 27 июня 1945г. он вторично удостаивается Звезды Героя, на этот раз посмертно. В 2002г. по просьбе родственников прах летчика, похороненного в городе Львове, был доставлен в Вологду и погребен на воинском кладбище. (показ фотографий с изображением памятника)

В годы Великой Отечественной войны успех боевых операций, как никогда ранее, зависел от умелого руководства войсками. Среди наших земляков-полководцев были Михаил Ильич Казаков и Василий Иванович Швецов. Уроженец Кичменгско-Городецкого района М.И.Казаков встретил войну в звании генерал-майора. С января 1944г. он командует 10-й гвардейской армией. Успешно действуя на направлении главного удара 2-го Прибалтийского фронта, его армия штурмом берет город Мадона, овладевает крупным узлом дорог Резекне, участвует в освобождении Риги и разгроме курляндской группировки противника. После войны Михаил Ильич продолжал служить, в 1955 году ему было присвоено звание генерала армии.

Уроженец Кадуйского района В.И.Швецов встретил войну в чине генерал-майора. В самые тяжелые дни 1941г. командовал стрелковой дивизией на Западном фронте. В декабре 1941 ему доверили командование 20-й армией. Войска под руководством В.И.Швецова принимали активное участие в боях под Москвой, Ржевом, Великими Луками. В октябре 1943г. 4-я ударная армия Калининского фронта под командованием Василия Ивановича принимала участие в Невельской операции. Бои носили исключительно ожесточенный характер. К утру 7 октября немцы были вынуждены оставить г.Невель - важный узел железнодорожной и шоссейной дорог на стыке немецко-фашистских групп армий "Север" и "Юг". За мужество и героизм, проявленные в боях, несколько соединений и частей 3-й ударной армии получили почетное наименование "Невельские".

Боевые потери вологжан. Война есть война, она не обходится без потерь. Всего пять дней вела бои 12-я отдельная лыжная бригада, принимавшая в январе 1943г. участие в операции по прорыву блокады Ленинграда. В ходе этой операции под кодовым названием "Искра" отличились многие наши земляки. Радость победы, однако, была омрачена гибелью боевых товарищей. Среди воинов бригады, геройски павших на поле боя, было 66 уроженцев Вологды, Череповца, Сокола, Великоустюгского, Грязовецкого, Вожегодского, Кирилловского районов. Ныне их останки покоятся на воинском кладбище в городе Петрокрепость.

Братские могилы, в которых были похоронены наши земляки, есть под Смоленском и Москвой, на Украине и в Белоруссии, в Латвии и Эстонии, в Чехословакии и Германии, практически в каждой точке Советского Союза и Восточной Европы. Всего за годы Великой Отечественной войны из 340 тысяч ушедших на фронт вологжан, домой не вернулось более 178 тысяч человек.

Нюксенским райвоенкоматом в течение 1941-1945гг. было мобилизовано и призвано в Красную Армию 4657 человек, из них 180 девушек. Около 500 человек были призваны и проходили военную службу в предвоенные 1937-1941гг. Не вернулись с полей сражений 2535 человек, из них 6 девушек. Из Брусенского сельского совета было призвано 471 человек, не вернулось с фронта - 225.

Теперь вашему вниманию предлагается презентация. Посмотрев ее, вы будете должны ответить на вопросы, написанные на доске. Прочитайте их перед просмотром.

Вопросы:

За какие подвиги человек удостаивался звания Героя Советского Союза?

Что ему при этом вручалось?

Сколько вологжан получили звание Героя Советского Союза в годы Великой Отечественной войны? Сколько из них жители нашего района? Назовите их имена.

(просмотр презентации по теме "Нюксяне - Герои Советского Союза") (Приложение №4)

Работа с вопросами через игру "Чистая доска". (Описание игры в приложении №5)

Сейчас поработайте с "Книгой Памяти" и книгой "Ветераны Великой Отечественной", найдите фамилии своих родственников, участвовавших в войне. (Работа с книгами)

3. Рефлексия.

Учитель:

Посмотрите на цель нашего урока и выскажите свои мнения по полученной информации в форме формулы-ПОПС. (Схема проведения в приложении №6)

4. Подведение итогов, выставление оценок.

5. Домашнее задание.

Учитель:

Подготовьте к следующему уроку:

  • рассказ об участии ваших родственников в войне;
  • сообщение о вкладе наших земляков в Победу;
  • сообщение о подвигах земляков - Героев Советского Союза.

Приложения.