Социализация слабовидящих учеников через обучение английскому языку

Разделы: Иностранные языки, Коррекционная педагогика


Психологическая зрелость ребенка характеризуется высокой степенью развития следующих качеств: достаточный уровень наглядно-образного мышления, памяти, внимания, речи, развитое воображение, наличие социальных эмоций, нравственное воспитание. С помощью этих параметров можно делать прогнозы в отношении дальнейшего обучения ребенка, его успехов в школе, ставить задачи совершенствования речевого развития.

Задачи коррекции, осуществляемой в процессе изучения иностранного языка, включают становление контекстной речи, словесному анализу предложений, осознанное овладение грамматическим материалом. Коррекция развития памяти может быть направлена на формирование общей мыслительной деятельности - постановка специфичных задач запоминания, формирование навыка продуктивного накопления информации. Коррекция развития внимания связана с навыком контроля своей деятельности. Совершенствование познавательных умений и навыков происходит из урока в урок в условиях диалога культур и осуществляется в процессе учебной и игровой деятельности.

Изучение иностранного языка - это деятельность, разносторонне влияющая на развитие личности обучаемого, позволяющей ему улучшить память, внимание и умение концентрироваться на своей мысли, открывает для ребят поистине новые горизонты: знание иностранных языков дает возможность погрузиться в другую культуру, расширить свое мировоззрение и реализоваться практически в любой сфере деятельности.

Влияние изучения иностранного языка на развитие личности учащегося проявляется в том, что на занятиях кроме приобретения знаний, умений, навыков происходит совершенствование социально-ценных качеств ребенка.

Работая в разноуровневых классах, мною замечено, что слабовидящие ученики обладают большой восприимчивостью к положительному эмоциональному воздействию и проявляют больший интерес к самим урокам английского языка. Эти особенности способствуют развитию положительной мотивации к изучению языка и овладению речевой деятельностью. Для заинтересовыванния ребят можно придумывать поучительные, забавные истории, разнообразные вопросы по изучаемой теме. В ходе занятий необходимо чередовать разные виды речевой деятельности : бытовые выражения, пословицы, поговорки, диалоги, тексты, рассуждения на заданные темы. Для более плодотворного выполнения задания требуется объяснить его смысл, так как, осознавая цель, ребятам легче концентрироваться на его выполнении.

Со слабовидящими ребятами нужен особый подход к пересказу текста. Большую помощь и опору нам оказывает аудиоприложение к учебнику (если такая возможность отсутствует, учитель может сам многократно прочитать текст ), которое позволяет понять правильное произношение, расставить интонацию и, что имеет особое значение, запомнить звуковой ряд. Дети читают то, что усвоено в устной речи, рассказывают о прочитанном. Пересказ и заучивание текстов наизусть действительно полезны, поскольку идет запоминание слов в контексте. Сразу запоминаются предлоги, в памяти остаются фразовые глаголы, идиоматические выражения. При обучении связному высказыванию поощряются логичность, развернутость коммуникативная направленность. При чтении подчеркиваем карандашом или выделяем маркером опорные слова, тогда легче запоминается содержание. Можно выделить новые слова, которые необходимо научиться использовать в речи. Начинаем пересказывать с 4-5 предложений, по мере увеличения объема читаемых текстов учимся пересказывать больше, но постепенно. При подготовке пересказа возможно составление плана-схемы. Одноклассники слушают друг друга :на переменах, по телефону или по дороге домой. Это помогает не только выучить текст, проаудировать возможную ошибку и т.д., но и сплачивает ребят, направляет их на путь самосовершенствования.

Одной из задач обучения детей иностранному языку является развитие их интеллекта, способствует становлению вербальной памяти, поскольку и при говорении, и при аудировании мы работаем в основном со словом. Как отмечалось ранее, большое внимание уделяется развитию слуховой памяти, поскольку недостатки одного вида памяти (зрительного) могут компенсироваться за счет других. Это достаточно легко можно достигнуть в процессе изучения иностранного языка, благодаря сопутствующим УМК дискам и кассетам, специальным упражнениям, направленным на расширение объема слуховой памяти.

Характерной особенность слабовидящих детей является недостаток произвольного внимания. Необходимо предусматривать задания, способствующие развитию таких свойств внимания, как объем, концентрированность, устойчивость, интенсивность, сосредоточенность - они обеспечивают четкое и яркое восприятие учебного материала и его понимание, а также более быстрое, прочное его запоминание и сохранение в памяти на длительный срок. Управление вниманием школьников на уроках и при выполнении домашней работы состоит в использовании интересного по содержанию материала поскольку внимание, основанное на интересе, имеет тенденцию к усилению, вызывает разнообразные ассоциации, способствует установлению многочисленных связей с теми знаниями, которыми располагает ученик.

Следует отметить тот факт, что социализация наших детей получает становление и просто через коллективные формы обучения, когда каждому ученику предоставляется как можно большее число возможностей для самовыражения в рамках решения общей коллективной задачи. При этом дети учатся согласовывать свои действия, быть лидерами и исполнителями, учитывать интересы других и помогать друг другу - существовать на уроке в условиях приближенных к реальной жизни. Эту возможность нам дают новые коммуникативно-ориентированные УМК такие как "Spotlight"(Быкова Н.И., Дули Д), "English" (Афанасьева О.В., Михеева И.В.). Данные учебные пособия предпочтительны для слабовидящих учеников и в силу их художественного оформления, благодаря подбору и организации языкового материала

Все сказанное выше свидетельствует о безусловно важной роли изучения английского языка в становлении личности, формировании и укреплении памяти, внимания и мышления, не говоря о том, что изучение языка обеспечивает социокультурное развитие, поскольку ребята на уроках находятся в ситуации диалога культур.

Осознание специфики работы со слабовидящими ребятами, создание благоприятных условий обучения, поиски новых методик наряду с имеющимися, позволяют улучшить результаты учащихся с особыми потребностями развивают ребят, дают им понимание важности изучения иностранного языка и потребности пользоваться им как средством познания, самореализации и социальной адаптации.